Вопрос: Каковы положения относительно истихары на чётках, суть которой в том, чтобы, совершая зикр, остановиться на определённой бусинке чёток, либо, когда чётки закончатся – при произнесении определённого зикра. А затем принять решение делать или не делать что-либо, в зависимости от того, чётная бусинка попалась или нечётная.
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха. Узаконенная истихара, которая передаётся от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это просьба раба к Аллаху указать ему лучшее из двух дел. И если в одном из этих дел будет благо, то пусть оно произойдет, а если не будет в нём блага, пусть Аллах отдалит его. От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее: «Посланник Аллаха обучал нас истихаре для каждого дела так же, как обучал нас Корану. Он говорил: “Если кто-либо из вас вознамерится сделать какое-либо дело, то пусть прочитает два ракаата дополнительного намаза, а затем скажет: “О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Своим знанием и укрепить меня Своим могуществом, и я прошу Тебя ради Твоей Великой милости, ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем благослови его для меня. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим”. И он сказал: “И пусть назовёт своё дело”». Передал аль-Бухари.
Это одна из трёх форм истихары, которые разъяснили правоведы, шафииты. Вторая форма истихары это дуа: если затруднительно и прочитать намаз, и сделать дуа, то делается просто дуа. Третья форма – это дуа после любого намаза, который был прочитан с намерением на истихару (и наличие такого намерения предпочтительнее), либо же без такого намерения, например, намаз приветствия мечети.
А что касается истихары с помощью чёток, которая описана в вопросе, то она не дозволена. Она похожа на гадание на стрелах, когда гадающий (совершающий истихару) ждёт одного из двух ответов – «делай» или «не делай», полагаясь на чистую случайность. А это противоречит совершению причин [для благого исхода дела].
Имам ан-Нафрави аль-Малики (1044–1126 гг.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «В риваяте передаётся: “Я люблю доброе предзнаменование, например, когда человек выходит в путь или собирается навестить больного и услышал [в свой адрес] пожелание здоровья, успеха или благополучия”. Это в ситуации, когда человек не ставил цели услышать подобное. А если человек ставит задуманное дело в зависимость от услышанного, то есть услышав благое, возьмётся за дело, а не услышав, откажется от его совершения, то это запрещено, ибо подобно гаданию на стрелах, которым занимались в период невежества и которое запрещено. Подобен этому и поиск добрых знаков в мусхафе (письменный/печатный экземпляр Корана), что тоже является видом гадания на стрелах. Ибо может получится так, что человеку в мусхафе попадётся то, чего бы он не захотел, а это может привести к плохим мыслям о Коране. И поэтому, если кто-то вознамерится сделать что-либо и услышит что-то плохое, то пусть не отказывается от этого дела и пусть скажет: “О Аллах! Никто не приносит пользы кроме Тебя, и никто не может причинить вред (или защитить от вреда) кроме Тебя [по Твоей воле]”». («Аль-Фаваких ад-Давани», 2/342).
Также эта форма истихары явно противоречит той, которой обучал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И известно, что если какое-либо поклонение пришло в определённой форме, то не дозволено его изменять, например, увеличивать количество ракаатов намаза или добавлять к нему новые столпы. А Аллах знает лучше.
Источник: aliftaa.jo