Вопрос:
У меня вопрос: как снова приступать к совершению намаза по окончанию менструации. Я читала фетву (имя шейха опущено), что если женщина очистилась до захода солнца, то она должна выполнить аср и зухр намазы…
Далее длинный отрывок из фетвы…
Я думала, что женщина должна начать снова молиться с того момента, когда у нее прекратилось кровотечение, например, если оно прекратилось во время асра, то ей нужно совершить аср без возмещения других намазов, пропущенных в течение дня. Я не понимаю, почему женщине нужно молиться зухр и аср, если она очистилась до захода солнца, но не надо молиться, например, фаджр?
Не могли бы вы прояснить это с далилем, пожалуйста.
Ответ:
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
Шариатское решение
По шафиитскому мазхабу женщина, у которой закончилась менструация, обязана совершить молитву того времени, в которое она очистилась, и также молитву, предшествующую ей, если это те молитвы, которые могут быть совмещены во время сафара (путешествия). Это означает, что:
1) женщина, которая очистилась в период асра, должна совершить и аср и зухр;
2) женщина, которая очистилась во время иша, должна совершить и иша и магриб.
Для ясности распишем подробно все пять возможных вариантов:
Случай 1. Менструация заканчивается во время фаджра:
Становится обязательным совершение фаджра.
Случай 2. Менструация заканчивается во время зухра:
Становится обязательным совершение зухра.
Случай 3. Менструация заканчивается во время асра:
Становится обязательным совершение асра и зухра.
Случай 4. Менструация заканчивается во время магриба:
Становится обязательным совершение магриба.
Случай 5. Менструация заканчивается во время иша:
Становится обязательным совершение магриба и иша.
Обоснование
У многих ученых вы можете встретить, что языковое значение слова «фикх» – это глубокое понимание (фахму ма дакк). Самым глубоким пониманием обладают факихи, поскольку они глубоко погружаются в смыслы аятов и хадисов и выводят из них хукмы, которые явно нигде не указаны. Все хукмы, все решения, которые есть в книгах по четырем мазхабам, являются результатом этого глубокого понимания.
И если нет какого-то четкого аята или хадиса, указывающего на это положение Шариата, установленное факихами, то это вовсе не означает, что их решения необоснованны.
В этом случае шариатское обоснование, которое используют факихи, состоит в том, что в определенных ситуациях (например, в сафаре), время зухра продлевается на время асра и человек может исполнить намаз зухр во время асра. Это установлено разными доказательствами из хадисов.
В том случае, если женщина очистилась во время асра, то время асра будет также и временем зухра для нее, потому что она была вынуждена задержать зухр до времени асра (вакту’ль-‘асри вактун лиль зухр халаталь-‘узр фа хараталь-дарурат авля[1]). То же касается магриба и иша.
А Аллах знает лучше.
Источник: Аль-Хаваши аль-Маданийя, том первый, 208.
[1] Возможно, есть и другие более явные доказательства из хадисов для этого положения Шариата, неизвестные мне.