Менструация и молитва

Вопрос:

У меня вопрос: как снова приступать к совершению намаза по окончанию менструации. Я читала фетву (имя шейха опущено), что если женщина очистилась до захода солнца, то она должна выполнить аср и зухр намазы…

Далее длинный отрывок из фетвы…

Я думала, что женщина должна начать снова молиться с того момента, когда у нее прекратилось кровотечение, например, если оно прекратилось во время асра, то ей нужно совершить аср без возмещения других намазов, пропущенных в течение дня. Я не понимаю, почему женщине нужно молиться зухр и аср, если она очистилась до захода солнца, но не надо молиться, например, фаджр?

Не могли бы вы прояснить это с далилем, пожалуйста.

Ответ:

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

Шариатское решение

По шафиитскому мазхабу женщина, у которой закончилась менструация, обязана совершить молитву того времени, в которое она очистилась, и также молитву, предшествующую ей, если это те молитвы, которые могут быть совмещены во время сафара (путешествия). Это означает, что:

1) женщина, которая очистилась в период асра, должна совершить и аср и зухр;

2) женщина, которая очистилась во время иша, должна совершить и иша и магриб.

Для ясности распишем подробно все пять возможных вариантов:

Случай  1. Менструация заканчивается во время фаджра:

Становится обязательным совершение фаджра.

Случай 2. Менструация заканчивается во время зухра:

Становится обязательным совершение зухра.

Случай 3. Менструация заканчивается во время асра:

Становится обязательным совершение асра и зухра.

Случай 4. Менструация заканчивается во время магриба:

Становится обязательным совершение магриба.

Случай 5. Менструация заканчивается во время иша:

Становится обязательным совершение магриба и иша.

Обоснование

У многих ученых вы можете встретить, что языковое значение слова «фикх» – это глубокое понимание (фахму ма дакк). Самым глубоким пониманием обладают факихи, поскольку они глубоко погружаются в смыслы аятов и хадисов и выводят из них хукмы, которые явно нигде не указаны. Все хукмы, все решения, которые есть в книгах по четырем мазхабам, являются результатом этого глубокого понимания.

И если нет какого-то четкого аята или хадиса, указывающего на это положение Шариата, установленное факихами, то это вовсе не означает, что их решения необоснованны.

В этом случае шариатское обоснование, которое используют факихи, состоит в том, что в определенных ситуациях (например, в сафаре), время зухра продлевается на время асра и человек может исполнить намаз зухр во время асра. Это установлено разными доказательствами из хадисов.

В том случае, если женщина очистилась во время асра, то время асра будет также и временем зухра для нее, потому что она была вынуждена задержать зухр до времени асра (вакту’ль-‘асри вактун лиль зухр халаталь-‘узр фа хараталь-дарурат авля[1]). То же касается магриба и иша.

А Аллах знает лучше.

Источник: Аль-Хаваши аль-Маданийя, том первый, 208.

 

[1] Возможно, есть и другие более явные доказательства из хадисов для этого положения Шариата, неизвестные мне.

Похожие материалы