Мера нечистоты, при контакте с которой намаз не нарушается

Вопрос: «Существует ли какая-либо мера нечистоты (как кал, моча, или кровь), при контакте молящего с которой его намаз не считается нарушенным?».

Ответ: «Не делается послабление совершающему намаз, который соприкасается с мочой или калом (имеется в виду наличие нечистоты на теле, одежде, а также в тех местах, к которым молящийся прикасается при совершении молитвы), если только это количество не настолько мало, что его не видно невооружённым глазом.

Что касается крови, то, если она вышла не из естественных отверстий тела молящегося, то делается послабление в отношении её малого и большого количества, даже если она распространится по телу вместе с по́том или перейдёт на одежду.

Кровь, вытекшая из естественных отверстий на теле – рта или носа, прощается лишь в малом количестве, так же, как кровь чужого человека, попавшая на молящегося.

Малое и большое количество определяется согласно обычаю (урф): та кровь, которой часто пачкаются и от которой трудно остеречься, считается малым количеством. Если дело обстоит иначе, то считается, что кровь – в большом количестве. Если человек сомневается относительно чего-либо: в большом оно количестве или в малом, то принимается решение о том, что количество малое.

Если скверна разбрызгана или рассеяна по телу или одежде молящегося, но общее её количество велико, то, несмотря на это, считается, что количество малое, согласно достоверному мнению в [шафиитском мазхабе], как об этом пишется в книгах «Ат-Тухфа» и «Хашият аш-Ширвани»».

السؤال: هل هناك قدرٌ من النجاسات (مثل الغائط والبول والدم) لا تَبْطلُ الصلاةُ به؟

الجواب: لا يُعفى في الصلاة عن شيء من البول والغائط، إلا إن كان قليلاً جداً بحيث لا يدركه الطرف (العين)، أما الدمُ فإن كان خارجاً من المصلي نفسه من غير المنافذ، فيعفى عن قليله وكثيره ولو انتشر بعرق أو أصاب الثوب الذي يلبسه فهو معفوٌّ عنه، أما الدمُ الخارجُ من المنافذ كالفم والأنف فيُعفى عن قليله فقط، وكذلك الدم الخارج من غيره إذا أصابه يعفى عن قليله فقط، وتُعرف القلةُ والكثرةُ بالعرف؛ فما كان مما يغلب التلطخُ به ويعسرُ الاحترازُ عنه فقليل، وإلا فهو كثير، ولو شكَّ في شيء أقليلٌ أو كثيرٌ فله حكم القليل، ولو تفرَّق النجسُ في مواضع متعددة على بدن المصلي أو ثوبه وهو قليلٌ لكن لو جُمِعَ صار كثيراً فله حكمُ القليل على المعتمد، كما هو مبينٌ في “التحفة” و”حاشية الشرواني” عليها (2/132).

 

Похожие материалы