فَصْلٌ فِي أَوْصَا فِ الوَُضُوء
Раздел, посвященный характеристикам малого омовения с точки зрения шариатского хукма
1) Вуду является фардом (الفَرْض) для а) совершения намаза, даже если это дополнительный намаз; б) совершения погребальной молитвы (صلاة الجنازة); в) совершения саджда при чтении определенных аятов Корана (سجدة التلاوة); г) прикосновения к Корану, даже если речь идет об одном аяте, который написан, например, на стене или на монете.
На страницах мусхафа нельзя прикасаться без омовения даже к пустым местам, например, к полям. Что касается пустого места на табличке, стене или другом предмете, где написаны отдельные аяты Корана, к нему прикасаться дозволено. Кроме того, в ханафитском мазхабе правила относительно прикосновения к мусхафу распространяются также и на переводы Корана на другие языки – к ним тоже нельзя прикасаться без омовения.
2) Вуду является ваджибом (الوَاجِب) для совершения тавафа.
Таваф бывает трех видов: фард (например, таваф аль-ифада (طواف الإفاضة), ваджиб (например, таваф аль-вaда (طواف الوداع) – прощальный таваф перед отъездом из Мекки) и нафль (любой дополнительный таваф). Вуду для тавафа нужно совершать, потому что он подобен молитве[1]. Но, так как таваф всё же не является молитвой, совершение его без вуду является действительным. Однако, если человек совершил таваф-фард без вуду, он обязан зарезать барана (شَاة), если без гусля, – верблюда (بَدَنَة), если человек совершил таваф-ваджиб или нафль без вуду, он должен раздать садака (половину са (صَاع) пшеницы), если без гусля – зарезать барана.
3) Ситуации, когда вуду является мандубом (المَنْدُوب):
- для прикосновения к книгам по Шариату и тафсирам, в которых слов толкования больше, чем слов Корана[2];
- перед сном для того, чтобы спать в состоянии ритуальной чистоты;
- после пробуждения ото сна;
- всякий раз, когда нарушается вуду, чтобы постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты;
- желательно совершить второе вуду, когда не нарушено предыдущее (الوضوء على الوضوء), если человек уже совершил с первым вуду какой-либо вид ибадата, который требует вуду, например, намаз, либо перешел в другое место, например, из одной мечети в другую[3];
- после произнесения слов гыбата (الغيبة) – произнесения о человеке в его отсутствие слов, которые не понравились бы ему, например, обсуждение его одежды или чистоплотности;
- после произнесения слов лжи[4];
- после произнесения слов сплетен, чтобы посеять вражду между людьми (النميمة);
- после любой ошибки, например, после оскорбления человека, совершения деяний напоказ или произнесение слов лести, а также чтения стихов с противоречащим Шариату смыслом;
- после хохота (القَهْقَهَة) вне молитвы;
- после переноса покойного[5];
- обновление вуду при наступлении времени нового намаза. например, человек совершил молитву зухр, пришло время намаза аср, ему желательно совершить новое вуду, даже если его вуду не было нарушено;
- перед совершением гусля для человека, который находится в состоянии большого осквернения (الجَنَابَة);
- человеку в состоянии большого осквернения желательно совершить вуду, если он желает принять пищу, попить, лечь спать или совершить половой акт;
- в состоянии гнева;
- перед произнесением аятов Корана, хадисов и передачей иснада и матна хадиса;
- перед изучением Шариата;
- перед произнесением азана, икамата и хутбы;
- перед посещением могилы Посланника Аллаха ;
- перед стоянием на Арафате;
- для совершения бега между холмами Сафа и Марва;
- после принятия в пищу верблюжатины, так как, по мнению имама Ахмада, принятие в пищу мяса верблюда нарушает вуду;
- чтобы выйти из разногласия между шейхами[6].
[1] Cогласно хадису.
[2] Eсли аятов Корана больше, то прикасаться к такому тафсиру без вуду – харам.
[3] Eсли человек не совершил с первым вуду ибадат или не перешел в другое место, второе вуду будет считаться исрафом.
[4] Исключение делается для лжи во время войны, лжи для восстановления хороших отношений между людьми, а также лжи с целью сделать приятное супруге – такая ложь дозволена по Шариату.
[5] После омовения покойного желательно (мандуб) совершить гусль.
[6] Hапример, ханафиту желательно совершить вуду после прикосновения без преграды к коже женщины из немахрамов или ладонью к половому органу без преграды.