Положение завий и дервишей в Исламе

Вопрос:

Как относится Ислам к завиям?

Ответ:

Завия (такия)[1] – это места поклонения, в которых мусульмане собираются для поминания Аллаха и изучения наук. Таких мест не было в прежние времена. Они являются новшествами и, если соответствуют нижеперечисленным условиям, то они одобряемы, поскольку это один из видов собраний для поминания Аллаха, Свят Он и Велик, к которым призывал Пророк .

Муслим привел от Абу Хурайры  слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Поистине, есть у Аллаха еще и другие ангелы[2], странствующие (по земле) в поисках (таких) собраний, где поминают (Аллаха)[3], и когда они находят собрание, в котором (люди занимаются) поминанием, тo садятся вместе с ними и окружают друг друга своими крыльями[4], пока не заполняют собой (всё пространство) между нижним небом и землёй. А, когда они расходятся, (ангелы) возносятся (ввысь) и поднимаются к небу, а Всемогущий и Великий Аллах, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: «Откуда вы явились?» И они отвечают: «Мы пришли от Твоих рабов на земле, которые прославляют Тебя[5], и возвеличивают Тебя[6], и свидетельствуют, что нет бога, кроме Тебя, и воздают Тебе хвалу[7], и обращаются к Тебе с просьбами».

 (Аллах) спрашивает: «Чего же они просят у Меня?»

 (Ангелы) отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая».

 (Аллах) спрашивает: «А видели ли они Мой Рай?»

 (Ангелы) отвечают: «Нет, о мой Господь».

 (Аллах) спрашивает: «А что было бы, если бы они увидели Мой Рай?»

 (Ангелы) говорят: «И они просят у Тебя защиты».

 (Аллах) спрашивает: «От чего же они просят защиты у Меня?»

 (Ангелы) отвечают: «От пламени Твоего (Ада)».

 (Аллах) спрашивает: «А видели ли они Мой (Ад)?»

 (Ангелы) отвечают: «Нет».

 (Аллах) спрашивает: «А что было бы, если бы они увидели (его)?»

 (Ангелы) говорят: «И они просят у Тебя прощения»,

– и тогда (Аллах) говорит: «Я простил им, и даровал им то, о чём они просили, и защитил их от того, от чего они просили защиты!»

(После этого ангелы) говорят: «Мой Господь, есть среди них такой-то, грешный раб (Твой), который просто проходил мимо и сел вместе с ними»,

– и тогда (Аллах) говорит: «Я простил и ему, ибо они – (такие) люди, чей товарищ не попадёт в бедственное положение!»».

Вопрос:

Дозволено ли дервишество? Относится ли к дервишеству нанесение себе ударов мечом, копьём, заклинание змей, поедание стекла и лезвий?

Ответ:

«Дервишизм» в наше время слился с понятием «суфизм», а истинный суфизм означает приобретение нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в словах и поступках и приверженность Шариату, заключающуюся в соблюдении повелений и отказе от запретного, покорность судьбе. Истинный суфий – это тот, кто не совершает менее предпочтительных действий, не говоря уже о нежелательном или запретном. Суфизм не должен использоваться для поиска пропитания и мирской жизни, и суфий не должен прибегать к ухищрениям и должен соблюдать рамки дозволенного Шариатом, ненавидеть только ради Аллаха, Свят Он и Велик, отвечать на зло добром.

Таким образом, если дервиши придерживаются этого, то дервишество соответствует Шариату, поскольку оно соответствует Исламу и этикету. Если же дервишество противоречит этому и дервиш произносит слова, не одобряемые Шариатом, излишне усердствует, описывает имамов суфизма чрезмерными качествами, возвышает их над уровнем человека или использует суфизм для получения имущества, денег, отказывается от работы и поиска пропитания и сидит у кого-то на шее, то это невежество и даже заблуждение, а не истинный суфизм.

Дервиш должен соответствовать следующим условиям:

  1. знать фикх и Шариат или обучаться этому у учёных;
  2. совершать поступки согласно знаниям;
  3. неотступно следовать этикету Ислама;
  4. дружить с праведниками, чтобы испытать их воздействие.

Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то человека нельзя признать истинным суфием.

Что же до нанесения себе ударов мечом или копьем, поедания стекла и заклинания змей, то если эти вещи совершаются богобоязненным, поклоняющимися, праведным человеком, то можно беспрепятственно считать их караматами от Аллаха, Свят Он и Велик. Если же они совершаются не богобоязненным человеком, грешником, то это считается обманом. Такому человеку Аллах, Свят Он и Велик, даёт отсрочку, чтобы увеличилось его заблуждение, поскольку он предполагает, что стал почтенным праведником, но, на самом деле, им не является. Ведь и многие неверные способны совершать подобные действия после длительных тренировок.

[1] Завия (текие, текке) – обитель суфиев.

[2] То есть наряду с ангелами, которым поручено записывать дела людей, хранить их и выполнять определённые другие функции, есть ещё и эти ангелы.

[3] Имеется в виду, что единственной обязанностью этих ангелов является поиск таких собраний.

[4] В данном случае подразумевается, что они указывают друг другу на это место, приглашая спускаться вниз и слушать, что там будут говорить люди.

[5] То есть произносят слова: «Слава Аллаху».

[6] То есть произносят слова: «Аллах Велик».

[7] То есть произносят слова «Хвала Аллаху».

Похожие материалы