Решение Шариата относительно обхода вокруг могил

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир, милость и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним, до Судного дня. Обход вокруг могил (таваф) – это одно из заблуждений, получившее своё распространение среди мусульман. С другой стороны существуют люди, проявляющие чрезмерность в отношении тех, кто совершает обход вокруг могил, вынося суждение об их неверии, не разбирая тонкостей.

Если человек совершает обход (таваф) вокруг творения, то он не впадает в многобожие, кроме как, если он этим поступком будет иметь намерение поклоняться наряду с Аллахом кому-либо ещё, или, если будет сделано намерение, что тот, кого он обходит, способен что-то дать или отвести от него беду. И тот, кто будет обходить вокруг могилы пророка, или праведника с целью поклонения пророку или праведнику, или будет придавать ему Божественные качества, такой человек считается совершившим многобожие и впадает в неверие. Кто же будет обходить вокруг могилы пророка или праведника с целью поклонения Аллаху, не преследуя цели поклонения тому, кто в могиле, и не будет придавать ему Божественные качества, такой человек считается совершившим нововведение (бид’а) и впадает грех, потому что обход установлен исключительно вокруг Каабы.Кто же станет проводить аналогию с обходом Каабы, то на это отсуствуют доказательства, а значит, он совершит нововведение (бид’а), так как в Шариате отсутствует какая-либо основа этому. Далее мы приведем мнение учёных четырех мазхабов по этому вопросу.

МНЕНИЕ ХАНАФИТОВ

Имам Абдулазиз ад-Дахлявий аль-Ханафий в своей книге «аль-Фатаваль-Азизиййа» приводит следующее:

: جاء في “الفتاوى العزيزية” للإمام عبد العزيز الدهلوي الحنفي ما نصه

( السؤال : هل يُكفر من يطوف بالقبور أم لا ؟

الجواب : إن الطواف بقبور الصلحاء والأولياء بدعة بلا شبهة , لأنه لم يكن في الزمان السابق , إلا أنه اختلف فيه هل هو حرام أم مباح؟ فذكر البعض في كتب الفقه أنه مباح , والحق أنه لا يباح ؛ لأنه يلزم فيه مشابهة الكفّار فإنهم يطوفون بالأصنام , وأيضاً إن الطواف لم يعهد في الشرع إلا للكعبة , فتشبيه قبر صالح بها غير مستحسن , لكن القول بكفر من يعمله وإخراجه من دائرة الإسلام شنيع وقبيح جداً , وكذلك التكفير في حق المكفر قبيح جداً , فقط).

Вопрос: Приводит ли к неверию обход вокруг могил или нет?

Ответ: Обход могил праведников и приближенных рабов Аллаха несомненно является нововведением (бид’а), потому что ничего подобного не было в предыдущие времена. Разногласия же относятся к вопросу, является ли это [действие] запретным или дозволенным? Некоторые упомянули в книгах по исламскому праву (фикх), что данное действие является дозволенным, однако, на самом деле, это не так, потому что в этом есть уподобление неверным, так как они обходят вокруг своих идолов. Также обход установлен только вокруг Каабы, а уподоблять её могиле праведника неверно. Слово же о неверии того, кто совершает это действие и вывод его из лона Ислама, очень отвратительное и мерзкое, а вынесение суждения о неверии того, кто обвиняет в неверии [другого человека], также мерзко.

МНЕНИЕ МАЛИКИТОВ

Сказал Ибн Хадж в своей книге «Аль-Мадхаль»:

: قال ابن الحاج المدخل

فترى من لا علم عنده يطوف بالقبر الشريف كما يطوف بالكعبة, ويتمسح به ويقبله, ويلقون عليه مناديلهم وثيابهم يقصدون به التبرك ، وذلك كله من البدع.

Ты видишь того, у кого нет знания, совершающим обход (таваф) вокруг Почтенной Могилы [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует] подобно [тому, как он совершает] обход [вокруг] Каабы, обтирается об неё, целует её, и завязывает вокруг нее свои [носовые] платки и одежду, стремясь этим снискать благодать [табаррук]. Всё это [из числа] нововведений (бид’а).

МНЕНИЕ ШАФИИТОВ

Сказал Шейх аль-Ислам имам ан-Навави в своей знаменитой книге «аль-Маджму»:

ولا يجوز أن يطاف بقبره صلى الله عليه وسلم، ويكره إلصاق الظهر والبطن بجدار القبر. قاله أبو عبد الله الحليمي وغيره، قالوا: ويكره مسحه باليد وتقبيله، بل الأدب أن يبعد منه كما كان يبعد منه لو حضره في حياته، هذاهو الصواب الذي قاله العلماء وأطبقوا عليه، ولا يغتر بكثرة مخالفة كثيرين من العوام وفعلهم ذلك، فإن الاقتداء والعمل إنما يكون بالأحاديث الصحيحة وأقوال العلماء، ولا يلتفت إلى محدثات العوام وغيرهم وجهالاتهم

Не разрешается совершать обход вокруг могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нежелательно прилегать спиной и животом к стенам могилы, о чём говорил Абу Абдуллах аль-Хулеймий и другие. Они также отмечали, что нежелательно тереть рукой и целовать её [могилу], наоборот, из правил этикета это, чтоб человек отдалился от могилы подобно тому, как он отдалился бы от него, да благословит его Аллах и приветствует, будь он рядом при жизни. Это [решение], о котором высказали ученые, является верным, ведь они сошлись на этом. Пусть не обманываются многими из простолюдинов и их поступками, которые противоречат сказанному выше. В действительности следование и действие бывают основаны на достоверных хадисах и мнениях ученых. Не стоит оборачиваться [т.е. обращать внимание] на новшества, привнесенные простыми и остальными людьми, а также на их невежество.

Сказал ибн Джамаа в «аль-Масалик»:

     وليحذر مما يفعله جهلة العوام من الطواف بقبره صلى الله عليه و سلم فإن ذلك من المنكرات

Остерегайся того, что делают невежественные люди, обходя вокруг могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В действительности это относится к запретным вещам.

Сказал Имам Абу Шама Аль-Макдиси в своей книге «Аль-Баис Аля Инкари Аль-Бидаи ва Аль-Хавадис»:

 : وقال الإمام أبو شامة المقدسي في الباعث في إنكار البدع والحوادث

قال ابن الصلاح: (( ولا يجوز أن يطاف بالقبر، وحكى الإمام الحليمي عن بعض أهل العلم: أنه نهى عن إلصاق البطن والظهر بجدار القبر ومسحه باليد، وذكر أن ذلك من البدع , قال: وما قاله شبيه بالحق ))

Сказал Ибн Солях: «И не разрешается совершать таваф [обход вокруг] могилы, и рассказал Имам Аль-Хуляйми от некоторых людей знания, что он [один из этих ученых] порицал обтирание животом и спиной об стены [фундамент] могилы и протирание её рукой, и упомянул, что это [из числа] нововведений, добавив: «То, что он сказал, похоже на истину».

МНЕНИЕ ХАНБАЛИТОВ

Сказал Аль-Бухути в «Кашф Аль-Къина»:

قال البهوتي في كشاف القناع

(وَيُكْرَهُ الْمَبِيتُ عِنْدَهُ) أَيْ الْقَبْرِ (وَتَجْصِيصُهُ وَتَزْوِيقُهُ، وَتَخْلِيقُهُ وَتَقْبِيلُهُ وَالطَّوَافُ بِهِ وَتَبْخِيرُهُ وَكِتَابَةُ الرِّقَاعِ إلَيْهِ،). (وَدَسِّهَا فِي الْأَنْقَابِ وَالِاسْتِشْفَاءُ بِالتُّرْبَةِ مِنْ الْأَسْقَامِ) لِأَنَّ ذَلِكَ كُلَّهُ مِنْ الْبِدَعِ

[Порицается ночевать возле неё], т.е. могилы, [покрывать её глиной, украшать, опрыскивать благовониями, целовать, [совершать] обход вокруг неё, обкуривать благовониями, писать на ней записи, подсовывать что-то в дыры [в могиле], искать [просить] исцеления от болезней через землю, взятую с могилы, потому что это всё из числа нововведений.

Просим Всевышнего Аллаха принять наши усилия, поместить их на чашу наших благодеяний и помочь нам следовать путём господина посланников и имама пророков и богобоязненных, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является лучшим из творений Аллаха. В заключение ещё раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Похожие материалы