Вопрос:
Прежде чем задать свой вопрос, я хотел предупредить вас, что я ем только дозволенную еду. Поэтому я крайне редко питаюсь вне дома, за исключением халяльных ресторанов (надо признаться, сейчас редко встретишь такие, разве что в мусульманских районах). Я знаю, что если запрещенный продукт соприкасается с дозволенной пищей, то этот продукт (халяль) становится запретным (харам). Поэтому я сторонюсь таких заведений, где, к примеру, рыба может соприкасаться с запретным мясом в ходе приготовления. Как бы то ни было, сегодня я с братьями выбрался за покупками, и в конце нашего хождения по магазинам многие захотели перекусить прямо в торговом районе, хотя я намеревался поесть у себя дома. Нашим единственным выбором былa рыба с жареной картошкой, но в ресторане также подавали другие блюда — из запрещенного мяса, и они могли соприкасаться с дозволенной пищей. Несмотря на это, я решил поесть, а потом почувствовал себя виноватым. Еще я волнуюсь, не могли ли крошки еды сделать мою одежду наджасой? Я могу с уверенностью сказать, что еда целиком не падала на мою одежду, но я уверен и в том, что крошки еды падали на нее. Нужно ли промыть одежду в таких случаях? Затем я пошел и вымыл руки, и вода, которой я мыл свои, возможно, грязные руки попала на рукава моего пиджака и свитера. В таком случаe надо ли постирать мой пиджак со свитерoм? Объясните, пожалуйста, правила очищения от такой наджасы.
Ответ:
Ва алейкум ассалам ва рахматуллах.
Молюсь, чтобы Вы и Ваша семья были здоровы и пребывали в состоянии имана и близости ко Всевышнему Аллаху.
Соблюдать осторожность в еде похвально, как правило, когда есть веские причины для сомнений в дозволенности или безопасности еды. Но в то же время не похвально выказывать опасение или следовать выдуманным и необоснованным сомнениям.
Так как любое животное считается запретным, если оно не было забито по всем канонам Ислама (забиха), обязательно проявлять осмотрительность, если есть веские причины думать, что мясо было забито не по Шариату (правильно забитый скот — халяль). Тем не менее, в таких случаях надо основываться на веских доводах, а васвасы (нашептывания шайтана), дурное мнение других и выдуманные возможности не считаются (Хадими/Биргиви, аль-Барика Шарх ат-Тарика; Таки Усмани, Ин‘ам аль-Бари ‘аля Сахих аль-Бухари (том 6)).
Что касается рыбы, то она дозволена и не требуется, чтобы ее каким-то особенным образом забивали. Однако надо быть осторожным в ресторанах, где рыба чаще всего готовится в том же масле, где ранее готовилось запретное мясо, что, в свою очередь, делает приготовленную так рыбу запретной (харам). В таких случаях ответ прост: нужно спросить о технике приготовления мяса. Если надо будет объяснить причину вопроса, то можно будет сослаться на «заботу о здоровье» (то есть духовное здоровье!) — это быстро привлечет внимание администрации ресторана.
В приведенном вами примере:
1. Ошибкой было не поинтересоваться, было ли приготовлено мясо рыбы в масле, в котором готовилось другое запретноe мясо.
2. Беспокойство насчет крошек рыбы, рук и одежды исходит от наущений шайтана (васвас).
3. Благодаря Аллаху, теперь вы знаете, как поступать в таких случаях, извлеките урок и не повторяйте ошибок.