Тавассуль, истигаса, ширк и влияние на вещи

Алляма Юсуф б. Ахмад ад-Диджви[1] [сказал:]

Если они (ваххабиты) запрещают поиск милости Аллаха через упоминание того, что Им любимо (ат-тавассуль) и прошение о помощи (истигаса) [у Его творений] и считают это ширком просто потому, что это тавассуль и истигаса, то в таком случае жалоба того, кому нанесли ущерб, когда он обращается к тому, кто может восстановить справедливость, — тоже ширк.

И [в таком случае] поиск чьей-либо помощи в [каком-либо] деле — тоже ширк. Использование королем армии для помощи также будет ширком, и обращение армии к королю для того, чтобы получить необходимое, — также ширк.

На самом деле, исходя из их предположения [что искать помощи творений — это ширк], мы можем сказать, что обращение к лавочникам и ремесленникам, без которых не обойтись человеку, и даже обращение больного к врачу тоже [будет] ширком.

Согласно их принципу, даже израильтянин, попросивший помощи у Мусы[2], алейхи ссалям, тоже совершил ширк (Он обратился к Мусе, алейхи ссалям, и тот ударил обидчика и убил его).

Столько абсурдных суждений вытекают из этого принципа, что ни один разумный человек не станет его придерживаться, и что уж говорить об ученых.

Это все касается того случая, когда они настаивают на том, что поиск помощи у кого-либо, кроме Аллаха, является запретным лишь по той причине, о которой мы писали выше.

Однако если они придерживаются мнения, что тавассуль и истигаса — ширк лишь из-за обращения к мертвым, а [обращаться за помощью] к живым – не ширк, тогда мы ответим: нет основы для этой позиции, если вы не отрицаете, что можно обращаться за помощью к кому-либо, помимо Аллаха, если они живые, учитывая то, что говорится в Коране, и учитывая единодушие всех людей и всех времен в этом вопросе.

Более того, нет основы для позиции, что поиск помощи от кого-либо, помимо Аллаха, иногда будет ширком, а иногда им не будет, потому что во всех случаях речь идет о приписывании результата (силы, способности) кому-то, помимо Аллаха [что по внешнему, явному и является основой ширка].

Однако если они скажут – мы не верим в то, что влияние (или сила воздействовать) автономно существует у творений, к которым обращаются за помощью, то мы ответим: в этом случае вы связываете запрет с убеждением, что живые существа имеют силу влиять независимо от Аллаха – то тогда нет разницы, будь это [обращение за помощью] к живым или мертвым. В случаях, где присутствует такое убеждение, это будет ширком, а если не присутствует – то не будет ширком, независимо от того, обращаться к живым или мертвым.

С другой стороны, если достаточной основой для запрета является приписывание способности влиять [кому-либо, помимо Аллаха], о чем делается вывод на основании внешнего, тогда все должно быть ширком [будь эта просьба обращена к живым или мертвым]. До такой степени, что даже если кто-то попросит своего брата помочь нагрузить животное или построить дом или вырыть яму и так далее [это тоже будет ширком], как мы уже объясняли по первому предположению [в первом пункте].

Если же они говорят, что [обращаясь к умершим] мы приписываем эти действия и влияние кому-либо, помимо Аллаха, – а в случае с живыми существами [они дозволяют это с условием что] есть вера, что сотворение [действий] и их происхождение — только от Аллаха и что живые лишь приобретают действия [а это ни что иное, как ашаритская доктрина касб] и не более того. Мы ответим на это, что это пример [обращение к Аллаху через живых] подобен тому, когда человек ищет помощи умерших или ищет благосклонности Аллаха через упоминание их имени [тавассуль] и на это указывает два фактора:

Убеждение [говорящего], что лишь у Аллаха есть сила на небесах и на земле, и что все вещи полностью зависят от Него, и то, что Он пожелал – так и будет, а то, чего Он не пожелал, никогда не будет, и что Он Единственный Творец и нет другого создателя, помимо Него.

С другой стороны, если — согласно им — суть запрета в том, что мертвые не могут делать то, о чем их просят (а именно, просить у Аллаха для живых) то мы ответим, что в первую очередь это значило бы, что просить у них не ширк, а абсурд (если верить ваххабитам, которые говорят что мертвые ничем не могут помочь).

На самом деле, просить у живых ближе к ширку, чем просить помощи у мертвых, так как в случае с живыми больше вероятности того, что человек может действительно поверить в то, что у них есть независимая власть давать и удерживать, как можно было бы подумать с точки зрения наблюдения и опыта, если бы не свет вероубеждения и ясных доводов разума.

А, во-вторых, мы скажем им:

Что вы имеете в виду, когда говорите, что мертвые ничего не могут? Какой смысл этих ваших слов? Если [вы говорите] это лишь потому, что вы верите в то, что мертвые стали прахом, то как же вы заблудились в своей религии и как невежественны вы относительно того, что было доведено до вас от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а на самом деле доведено от вашего Господа, касательно того, что души продолжают жизнь после того, как покидают тела.

[Среди того, что было передано и чем вы пренебрегли, -] разговор Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с душами умерших в битве при Бадре, когда он сказал: «О такой-то и такой-то, доволен ли ты, что был послушен Аллаху и Его Посланнику? Нашли ли вы истиной то [победу над неверными], что обещал Ваш Господь? Нашли ли вы также что то, что обещал ваш Господь, оказалось истиной?» Умар сказал: «О Посланник Аллаха, ты обращаешься к телам, в которых нет души!» На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, они слышат даже лучше тебя»[3].

Среди того [что было передано и чем вы пренебрегли] его приветствие (салам) умершим на кладбище, когда он сказал им: «Мир вам, обитатели могилы»[4]. Среди этого также и хадис о наказании в могиле и о ее блаженстве[5], который утверждает, что душа приходит и уходит из тела и так далее, этому есть много доказательств в Исламе, также подобное утверждают философы, старых времен и новых.

Здесь мы довольствуемся вопросом:

Верят ли они [заблудшие] в то, что шахиды живы и что их жизнь поддерживает Всевышний, как утверждается в Коране:

«Не думайте что те, кто пал на пути Аллаха, мертвы. Они живы и получают удел своего Господа» (3:169)

или:

«Не говорите о тех, кто погиб на джихаде, что они мертвы. Нет же. Они живы. Хоть вы этого и не чувствуете (не видите)». (2:154).

Однако если они верят, что это так, то мы скажем им:

Поистине, пророки и многие из праведников лучше, чем шахиды[6], поэтому если установлено, что шахиды живы [в могилах], то еще больше доводов для того, чтобы считать это [действительным] в отношении тех, чья степень выше.

На самом деле, тот факт, что пророки живы в могилах, утверждается ясно в нескольких хадисах (и я приведу некоторые из них) и, воистину, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Мусу, алейхи ссалям, который молился на красном бархане, и тот советовал ему много раз, пока пятидесятикратная ежедневная молитва не стала пятикратной[7]. Он также встречал Адама и Ибрахима, алейхима салям, что доказывает, что души пророков живы, и в этом нет сомнений.

[1] Умер в 1365/1946 г.; преподаватель Аль-Азхара, факих-маликит и признанный мухаддис. Это сокращенный перевод его работы, сделанный Маульви Мухаммадом Юсуфом аль-Канади с незначительными изменениями – отрывок из статьи написанной алляма Диджви, рахимахуллах, при сотрудничестве с ежемесячным журналом «Маджаллях аль-Азхар»

[2] Об этом говорит Всевышний в Коране — 28:15.

[3] Алляма ад-Дижви привел перефраз хадиса, поэтому я процитировал формулировку из передачи, приводимой у Бухари в «Сахихе» от Аби Тальхи ибн Китаба аль-Магази, глава пятая, номер 3976 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1999). Аль-Бухари приводит данный хадис в нескольких местах в «Сахихе», и также делает Муслим. Вот одна из версий, приводимая Муслимом от Анаса: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Бадр на три дня, затем вернулся к ним [убитым курайшитам] и, стоя над ними, он обратился к ним: «О Абу Джахль ибн Хишам, о Умайя ибн Хальф, о Утба ибн Раби’а, разве не увидели (нашли) вы, что то, что обещал вам Господь, (ужасное наказание) — истина, так как я увидел (нашел) что то, что обещал Господь – истина?» Умар услышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это и сказал ему: «Как они могут слышать и как они могут ответить, что увидели что-то, когда они стали гниющими трупами?» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, ты не способен лучше, чем они, слышать то, что я говорю, хоть они и не могут ответить. Затем он отдал распоряжения и их оттащили и бросили в яму убитых при Бадре неверующих.

[4] Формулировка, которую приводит алляма ад-Диджви, — это не то, что приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Насколько я могу заверить вас. Однако эта формулировка передается от Али ат-Табарани в его «Му’джам аль-Кабир» и от Салмана – Ибн Аби Шайба в его «Мусаннаф». Однако Муслим приводит нечто подобное в своем «Сахихе», Китаб ат-Тахара, хадис номер 584 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1998): Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к кладбищу и сказал: «Мир вам, обитель верующих. Если Аллах пожелает, мы присоединимся к вам»».

[5] Существует множество хадисов, указывающих на это и даже целые книги были написаны с упоминанием этого хадиса, например, «Китаб ар-Рух» Ибн аль-Каййима, и «Ахваль аль-Кубур» Ибн ар-Раджаба, и «Шарх ас-Судур» ас-Суюти, и «Тазкира» аль-Куртуби, и «Китаб аль-Кубур» Ибн Аби Дунья. Я приведу лишь в качестве примера хадис, который Тирмизи приводит в «Сунан» в книге «Аз-Зухд», хадис номер 2460 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1420/1999) от Абу Са’ида: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сошел с места моления и увидел людей, которые ухмылялись. Он сказал им: «Смотрите, если бы вы помнили разрушительницу всех наслаждений, то это бы помешало бы вам делать то, что я вижу. Смерть [- разрушительница всех наслаждений]! Много поминайте смерть, ведь не проходит и дня, чтобы она не приходила в могилу, а та бы не говорила: «Я дом изгнания! Я дом одиночества! Я дом червей! Когда верующего раба хоронят, могила говорит ему: «Добро пожаловать! Чувствуй себя как дома! Ты самый дорогой человек, что ходил по моей спине. Сегодня мне поручили тебя, и ты пришел ко мне, так что ты увидишь, что я с тобой сделаю – и она расширяется для него так широко, как только он может увидеть и открывает ему окно в Раю». Однако если это грешный раб или неверный, которого хоронят, то могила говорит ему: «Не будет тебе хорошего приема и удобства. Ты самый ненавистный мне из тех, кто ходил по моей спине, и, поскольку ты был мне поручен сегодня и поскольку ты пришел ко мне, смотри, что я сделаю с тобой», – и она сжимает его, сдавливая его, так, что ребра заходят друг на друга». Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал движение пальцами положив их друг на друга, затем он сказал: «Всевышний положит на них 70 огромных змей. Если бы хотя бы один из них сделал выдох на земле, то все бы перестало расти до конца дней этого мира. И они бы кусали и царапали его продолжая до Судного Дня. Могила – либо один из садов Рая, либо яма Ада.

[6] Их степень перед Аллахом выше — прим. пер.

[7] Аль-Бухари приводит в «Сахихе» (Китаб Манакиб аль-Ансар, глава аль-Мирадж, хадис 3887 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1999))

Похожие материалы