Деятельность исламских банков – реалистическая оценка
Исламское банковское дело стало сегодня бесспорной действительностью. Число исламских банков и финансовых учреждений все увеличивается. Основываются новые исламские банки с огромным объемом капитала. Обычные банки открывают исламские окна или исламские филиалы для операций исламского банковского дела. Даже немусульманские финансовые учреждения входят в эту область и пытаются конкурировать друг с другом, чтобы привлечь столько мусульманских клиентов, сколько возможно. Кажется, что размер исламского банковского дела будет умножаться в течение следующего десятилетия, и деятельность исламских банков, как ожидается, покроет большую площадь финансовых операций мира. Но прежде, чем исламские финансовые учреждения будут расширять свой бизнес, они должны оценить свою работу в течение прошлых двух десятилетий, потому что каждая новая система должна учиться на опыте прошлого, чтобы пересмотреть свои действия и проанализировать свои недостатки в реалистической манере. Если мы не проанализируем наши достоинства и недостатки, то не достигнем успеха полностью. Именно в этой перспективе мы должны стремиться проанализировать деятельность исламских банков и финансовых учреждений с точки зрения Шариата и выделить то, чего они достигли и что они упустили.
Однажды во время пресс-конференции в Малайзии мне был задан вопрос о вкладе исламских банков в продвижение исламской экономики. Мой ответ на вопрос был явно соткан из противоречий, я сказал, что они внесли много и что не внесли ничего. В настоящей главе мы попытались уточнить этот ответ. Когда я сказал, что они внесли многое, подразумевалось, что это было замечательное достижение исламских банков, что они совершили большой прорыв в существующей банковской системе, основывая финансовые учреждения, предназначенные для следования Шариату. Это была заветная мечта мусульманской уммы – иметь беспроцентную экономику, но понятие исламского банкинга было просто теорией, обсуждаемой в научных работах, не имеющей никакого практического примера. Именно исламские банки и финансовые учреждения перевели теорию в практику и представили живой и практический пример для теоретической концепции — и это в среде, где утверждалось, что никакое финансовое учреждение не может работать на беспроцентной основе. Это был действительно смелый шаг со стороны исламских банков – выступить вперед с твердым решением, что все их сделки будут соответствовать Шариату и все их действия будут свободны от процента.
Еще одним важным вкладом исламских банков было то, что находясь под надзором соответствующих шариатских советов, они представили широкий спектр вопросов, связанных с современным бизнесом, шариатским ученым, таким образом, предоставив им возможность не только понять современную практику бизнеса и торговли, но и оценить их в свете Шариата и найти другие альтернативы, которые могут быть приемлемыми согласно исламским принципам.
Нужно понимать, что, когда мы утверждаем, что у Ислама есть удовлетворительное решение для каждой проблемы, появляющейся в любой ситуации во всех случаях жизни, мы не имеем в виду, что Благородный Коран или Сунна Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или фетвы исламских ученых предоставляют конкретный ответ на каждую мелкую подробность нашей социально-экономической жизни. Мы имеем в виду, что в Благородном Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, устанавливаются общие принципы, в свете которых ученые каждый раз выводят конкретные ответы на новую ситуацию, возникающую в их время. Поэтому, чтобы достичь определенного ответа в новой ситуации, шариатские ученые должны играть очень важную роль. Они должны проанализировать каждый новый вопрос в свете принципов, установленных Благородным Кораном и Сунной, а также в свете норм, установленных более ранними учеными, упомянутыми в книгах по исламской юриспруденции. Это занятие называют истинбат, или иджтихад. Именно это занятие обогатило исламскую юриспруденцию знанием и мудростью, которой нет аналогий ни в какой другой религии. В обществе, где Шариат реализован в его полном объеме, продолжающийся процесс истинбата продолжает вводить новые идеи, понятия и решения в наследие исламской юриспруденции, что облегчает получение определенного ответа на почти каждую ситуацию в книгах по исламской юриспруденции. Но в течение прошлых нескольких столетий политический упадок мусульман остановил этот процесс в значительной степени. Большинство исламских стран было захвачено немусульманскими правителями, которые, проводя в жизнь светскую систему управления, лишили социо-экономическую жизнь руководства, данного Шариатом, и исламское исследование было ограничено сферой вероубеждения, религиозного образования и в некоторых странах вопросами брака, развода и наследования. Что касается политической и экономической деятельности, то руководство Шариата оттуда было полностью устранено.
Так как развитие любой правовой системы зависит от ее практического применения, развитию мусульманского права относительно бизнеса и торговли препятствовала эта ситуация. Сделки на рынке редко выносились на суд ученых по Шариату для их исследования в свете Шариата, поскольку были основаны на светских понятиях. Верно, что даже в наши дни некоторые практикующие мусульмане выносят некоторые практические вопросы на суд ученых по Шариату, для которых ученые выносят свои решения в форме фетв, существенное собрание которых все еще доступно. Однако все эти фетвы имеют отношение, главным образом, к отдельным проблемам соответствующих людей и обращены к их индивидуальным потребностям.
Исламские банки внесли крупный вклад в этот процесс, их вхождение в область крупномасштабного бизнеса перезапустило колесо развития исламской правовой системы. Большинство исламских банков работает под наблюдением шариатских советов. Они представляют свои повседневные проблемы перед учеными Шариата, которые исследуют их в свете исламских правил и принципов и выносят по ним определенные решения. Эта процедура не только дает возможность ученым по Шариату более близко ознакомиться с новой ситуацией на рынке, но также посредством осуществления истинбата способствует развитию исламской юриспруденции. Таким образом, если какая-то практика считается учеными по Шариату неисламской, для нее отыскивается подходящая альтернатива совместными усилиями ученых по Шариату и управлением исламскими банками. Резолюции шариатских советов к настоящему времени составляют десятки томов — это вклад, который нельзя недооценивать.
Другим важным вкладом исламских банков является тот факт, что они утвердились на мировом рынке, и исламское банковское дело — в отличие от обычных банков — постепенно признается во всем мире. Это то, о чем я говорил, когда сказал про большой вклад исламских банков. С другой стороны есть множество недостатков в работе существующих исламских банков, которые должны быть проанализированы со всей серьезностью.
Прежде всего, понятие исламского банковского дела было основано на экономической философии, лежащей в основе правил и принципов Шариата. В контексте беспроцентного банковского дела эта философия была направлена на установление распределительной справедливости, лишенной всех видов эксплуатации. Как я объяснял во многих статьях, у использования ссудного процента есть постоянная тенденция в пользу богатых и против интересов простых людей. Богатые промышленники, заимствуя большое количество денег у банка, используют деньги вкладчиков в своих огромных выгодных проектах. После того как они получают прибыль, они не позволяют вкладчикам разделять эту прибыль с ними, кроме скудного процента, который они также отбирают у людей, добавляя его к стоимости своих товаров. Поэтому, если смотреть от макроуровня, получается, что они ничего не платят вкладчикам банка. В то время как в случае убытков, которые приводят к их банкротству и последовательному банкротству самого банка, все убытки несут вкладчики. Таким образом, ссудный процент создает несправедливость и неустойчивость в распределении богатства.
Противоположным образом дело обстоит в исламском финансировании. Идеальный инструмент согласно Шариату – это мушарака, когда прибыль и убытки разделяются сторонами в равномерной пропорции. Мушарака предоставляет лучшие возможности для вкладчиков разделить прибыль, полученную в бизнесе, которая в нормальных условиях может быть намного выше, чем процент. Так как прибыль не может быть определена, пока товары полностью не проданы, прибыль, заплаченная вкладчикам, не может быть добавлена к стоимости производства, поэтому, в отличие от системы, основанной на проценте, сумму, заплаченную вкладчикам, нельзя потребовать обратно через повышение цены.
Эта философия не может быть проведена в реальность, если использование мушарака не будет расширено исламскими банками. Верно, что есть практические проблемы в использовании мушарака как способа финансирования, особенно в существующей атмосфере, где исламские банки работают в изоляции и, главным образом, без поддержки своих правительств. Факт, однако, остается фактом — исламские банки должны увеличивать использование мушарака. К сожалению, исламские банки упускают это основное требование исламского банкинга и не прилагают никаких видимых усилий для прогресса в данной сделке даже постепенным образом, на избирательной основе. Эта ситуация привела к ряду неблагоприятных факторов:
Во-первых, основной философией исламского банковского дела почти полностью пренебрегают.
Во-вторых, игнорируя средства мушарака, исламские банки вынуждены использовать средства мурабаха и иджара, а также прибегать к обычным (для финансовых учреждений) точкам отсчета как Libber и т. д. (см предыдущие главы), где конечный результат существенно не отличается от сделок, основанных на проценте. Я не становлюсь на точку зрения тех людей, которые не находят различия между сделками обычных банков и мурабаха и иджара и которые обвиняют инструменты мурабаха и иджара в том, что они фактически являются тем же самым бизнесом (основанном на проценте), только под другим именем, потому что, если мурабаха и иджара производятся со всеми необходимыми условиями, у них есть много точек расхождения, которые отличают их от сделок, основанных на проценте. Однако нельзя отрицать, что эти две сделки не были первоначально способами финансирования в Шариате. Ученые по Шариату дали свое разрешение на их использование для финансирования только в тех сферах, где сделка мушарака не осуществима и на определенных условиях. Эти механизмы не должны использоваться в качестве постоянного правила для всех видов сделок, и все операции исламских банков не должны вращаться вокруг них.
В-третьих, когда люди понимают, что доход со сделок, совершаемых исламскими банками, сомнителен и сродни сделкам обычных банков, они начинают скептически относиться и к функционированию исламских банков.
В-четвертых, если все сделки исламских банков основаны на вышеупомянутых механизмах, становится очень трудно привести доводы в пользу исламского банковского дела перед обычными людьми, особенно перед немусульманами, которые начинают думать, что это (то, что называют исламским банкингом) — лишь вопрос переделки документов.
Очевидно, что во многих исламских банках даже сделки мурабаха и иджара не производятся согласно процедуре, требуемой Шариатом. Фундаментальное понятие мурабаха состоит в том, что банк должен купить товар и затем продать его клиенту на основе отсроченного платежа на норму прибыли. С точки зрения Шариата необходимо, чтобы товар поступил в собственность и, по крайней мере, в реальное владение банка, прежде чем он будет продан клиенту. Банк должен нести риск за товар во время периода, когда он принадлежит банку и находится в его собственности. Известно, что многие исламские банки и финансовые учреждения совершают много ошибок в этой сделке:
Некоторые финансовые учреждения ошибочно полагают, что мурабаха – это замена процента во всех практических целях. Поэтому они прибегают к этому механизму, даже когда клиент хочет получить деньги для накладных расходов, к примеру, выплаты зарплаты и оплаты счетов за товары и услуги, которые были им уже приобретены. Очевидно, что мурабаха не применима в таком случае, потому что никакой товар не приобретается банком.
В некоторых случаях клиент покупает товар самостоятельно до какого-либо соглашения с банком, и мурабаха осуществляется на основе обратного выкупа (бай-бэк – см. предыдущие главы). Это опять же противоречит исламским принципам, потому что подобные сделки запрещены Шариатом. В некоторых случаях сам клиент выступает в качестве агента для банка, когда покупает товар и немедленно же продает его сам себе после приобретения. Это противоречит основным условиям допустимости мурабаха. Если клиент сам становится агентом для покупки товара, его роль агента нужно отличать от роли покупателя, это означает, что после покупки товара от имени банка он должен сообщить банку, что совершил покупку от своего лица, и затем этот товар должен быть продан ему банком через надлежащее предложение и принятие, которое может быть произведено посредством обмена телексами или факсами (современными средствами связи). Более подробно об этом – см. главу о мурабаха.
Как объяснялось ранее, мурабаха является одним из видов продажи, и, согласно принципам шариата, цена должна быть определена на момент продажи. Цена не может быть увеличена или уменьшена в одностороннем порядке после того, как она была установлена сторонами. Следует отметить, что некоторые финансовые учреждения поднимают цену в мурабаха в случае задержки платежей, что не позволено в Шариате. Некоторые учреждения производят ролл-овер (возобновление сделки на новых условиях) в случае неисполнения обязательств со стороны клиента. Очевидно, что это также не оправдано по Шариату, так как один и тот же товар не может быть предметом другой сделки с одним и тем же заказчиком.
В сделках иджара также часто упускают некоторые требования Шариата. Одной из предпосылок действительности иджара является, что арендодатель несет риски, связанные с собственностью арендованного актива, и его полезные свойства должны быть доступны арендатору, за что он платит арендную плату. Однако во многих соглашениях наблюдается, что эти правила бывают нарушены. Даже в случае повреждения актива во время непредвиденных обстоятельств, арендатор продолжает платить арендную плату, что означает, что арендодатель не принимает ответственности за свою собственность и не предлагает любые (другие) полезные свойства арендатору. Такой тип иджара противоречит основным принципам Шариата.
Исламское банковское дело основано на принципах, отличающихся от обычной банковской системы. Поэтому логично, что результаты их действий будут такими же с точки зрения доходности. Исламский банк может заработать больше в некоторых случаях и может заработать меньше в некоторых других. Если нашей целью будет всегда соответствовать обычным банкам с точки зрения прибыли, мы едва ли сможем развивать наши собственные продукты, основанные на чистых исламских принципах. Если спонсоры банка так же, как его управление и его клиентура, не поймут этот факт и не готовы будут принять отличные — но не обязательно неблагоприятные — результаты, исламские банки будут продолжать использовать искусственные механизмы, и истинная исламская финансовая система никогда не появится.
Согласно исламским принципам, деловые сделки никогда нельзя отделять от моральных целей общества. Поэтому исламские банки, как предполагается, должны принять новую политику финансирования и исследовать новые каналы инвестиций, которые могут поощрить развитие и поддержать мелких торговцев, чтобы поднять их экономический уровень. Очень немногие исламские банки и финансовые учреждения обратили внимание на этот аспект. В отличие от обычных финансовых учреждений, которые борются только за получение огромной прибыли, исламские банки должны заниматься удовлетворением потребностей общества как одной из их главных целей и должны отдавать предпочтение продуктам, которые могут помочь простым людям поднять свой уровень жизни. Они должны были изобрести новые схемы финансирования (для строительства) домов, транспорта и финансирования мелких торговцев. Эта область все еще ждет внимания исламских банков.
Дело исламского банкинга не сможет продвигаться, если не будет разработана прочная система межбанковских сделок, основанная на исламских принципах. Отсутствие такой системы вынуждает исламские банки обращаться к обычным банкам из-за краткосрочной потребности в наличных (ликвидности), которую обычные банки не обеспечивают без явного или скрытого процента. Создание межбанковских отношений, основанных на исламских принципах, несложно. Число исламских учреждений на сегодня (на время написания книги) составляет примерно двести учреждений. Они могут создать фонд смешанных мурабаха и иджара инструментов, которые могут использоваться даже для сделок овернайт (см. предыдущие главы). Если будет создан такой фонд, он может решить много проблем.
Наконец, исламские банки должны развивать свою собственную культуру. Очевидно, что Ислам не ограничен банковским операциями. Это целый ряд правил и принципов, управляющих всей жизнью человека. Поэтому, чтобы быть «исламским», недостаточно просто заключать сделки, основанные на исламских принципах. Это требует существенного изменения в общем отношении учреждения и управлении им. Исламские обязанности поклонения так же, как этические нормы, должны быть видимыми во всей атмосфере учреждения, которое называет себя исламским. Это область, в которой некоторые учреждения на Ближнем Востоке сделали успехи. Однако это должно быть отличительным признаком всех исламских банков и финансовых учреждений во всем мире. Руководство шариатских советов должно заниматься исследованиями также в этой области.
Цель этого обсуждения, как было разъяснено в начале, ни в коем случае не состоит в том, чтобы препятствовать исламским банкам или найти ошибки в их работе. Единственная цель – в том, чтобы убедить их оценить свою собственную работу с точки зрения Шариата и реалистически обрисовать их дела и определить их политику.