Формирование и развитие шафиитского мазхаба. Вклад аль-Хайтами и ар-Рамли

Разногласия во мнениях встречаются как между разными мазхабами, так и внутри одного мазхаба. Поэтому проблема тарджиха (выбора) и предпочтения какого-то мнения как сильного мнения мазхаба стоит перед каждым мазхабом, и каждый мазхаб решает этот вопрос по-своему.

Следовательно, требования, предъявляемые к учёным, которые проводят верификацию мазхаба, очень высоки. Они должны обладать знаниями во всех областях, обладать высоким авторитетом, чтобы справиться с этой сложнейшей задачей. Они должны быть близки ко времени формирования мазхаба и достаточно близки к времени разделения, чтобы соединить и свести оба русла мазхаба в один поток.
 

Первое такое разделение произошло в шафиитском мазхабе в 5-м веке. После смерти имама Шафии мазхаб развивался, в основном, в Багдаде, а затем – со второй половины 5-го века – появилось две независимые школы: иракская (Багдад и Басра) и хурасанская (Марв и Нищабур). Этот период наиболее ярко отразился в книгах имама Абу Исхака аш-Ширази (ум. 476) (иракская школа) и великого имама Абу Хамида аль-Газали (ум. 505) (хурасанская школа).

 

Задача по объединению двух этих школ в одну легла на плечи двух великих алимов мазхаба: имама Абуль-Касима ар-Рафии (ум. 623) из Кизвина и имама Абу Закария ан-Навави (ум. 676) из Дамаска.
 
К концу 7-го века обе школы были объединены, и верификация мазхаба была завершена. Но это не означает, что развитие мазхаба полностью остановилось. В течение следующих двух веков развитие мазхаба продолжалось такими алимами, как ас-Субки, аль-Булькини, аль-Иснаваи, аль-Азраи, аз-Заркаши, шейхуль-Ислам Закария и аль-Махалли. И к 10-му веку вновь потребовалось объединить мнения. Снова стало необходимо провести верификацию, и снова потребовалось найти того, кто смог бы знанием озарить свое время.
 
Такими людьми стали имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974) и Шамсуддин ар-Рамли (ум. 1004). Это алимы высочайшего уровня знаний, и оба они жили близко ко второму периоду развития шафиитского мазхаба. Они лучше всех подходили для осуществления этой задачи.
 
Ибн Хаджар
 
Шихаб ад-дин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад, известный, как Ибн Хаджар, родился в 909-м году в Махаллат Аби аль-Хайтам (местность на территории Египта). Он уже в ранние годы заучил Коран и «Минхадж» имама Навави. В Азхаре его основными учителями были шейхуль-Ислам Закария аль-Ансари, Шихаб ад-дин ар-Рамли (отец Шамсуддина ар-Рамли). Он получил известность как специалист во многих науках, но особую славу снискал как факих. Из Египта он отправился в хадж, а затем переселился в Мекку, где и написал свои основные книги, где обучал фикху и давал фетвы согласно мазхабу имама Шафии.
 
Он написал очень много книг. Среди них:
– «Тухфат аль-Мухтадж», комментарий на «Минхадж» ан-Навави;
– «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»;
– «Аль-Фатава аль-Хадисия»;
– «Шарх аль-Убад»;
– «Фатх аль-Джаввад»;
– комментарий на книгу Навави «Идах фи Манаси» по хаджу;
– «Фатх аль-Илях», комментарий на книгу ат-Тибризи «Мишкат аль-Масабих».

Умер в Мекке в 974-м году.

 

Ар-Рамли
 
Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад родился в Египте в деревне Рамлах, располагавшейся рядом с Мануфиях, в 919-м году. Он был сыном известного шафиитского факиха и муфтия Шихаб ад-Дина Ахмада ар-Рамли. Его учителями (помимо его отца) были шейхуль-Ислам Закария аль-Ансари и аль-Хатыб аш-Ширбини. После смерти отца он стал муфтием шафиитов Египта. Из-за его высокого статуса и положения многие стали называть его муджадидом (обновителем) своего времени.
 
Его книги:
-«Нихаят аль-Мухтадж», комментарий на Минхадж;
-«Гаят аль-Баян», комментарий на «Зубад» Ибн Руслана;
– комментарий на «Тахрир» шейхуль-Ислама;
– комментарий к «Идах фи Манасик аль-Хадж»;
– собрание фетв его отца.
Умер в Каире в 1004-м году.
 
Расхождения между Ибн Хаджаром и ар-Рамли
 
Шейх Али БаСабьян в книге «Исмид аль-Айнайн фи ихтиляф аш-шейхейн» рассмотрел вопросы, по которым Ибн Хаджар и Рамли разошлись. Список расхождений, который он привел, касается только поклонения: омовения, намаза, закята, поста и хаджа. Остальные расхождения можно найти в таких книгах, как «Хашият Абдуль-Хамида Ширвани», «Хашият аля Фатх аль-Ваххаб» аль-Буджайрими, а также в «Хашият» на «Икна`» аш-Ширбини. Рассмотрение этих расхождений не входит в задачу нашей статьи.
Аллах знает лучше.
Похожие материалы