Некоторое время назад мне в руки совершенно случайно попал материал, посвящённый алхимии. Казалось бы, какую ценность он может иметь в наше время? Так, всего лишь историческая справка. Но по мере изучения материала, подобно разматыванию запутанного клубка, обнаружилось множество интересных фактов, которые, как мне кажется, имеют определённую ценность, ими стоит поделиться, и поэтому я решил написать эту статью.
Как обычно, начнём с терминов. Что такое герметизм (не путать с герменевтикой и клеем-герметиком)? Герметизм – религиозно-философское, магико-оккультное, теософское учение, основы которого заложил древнеегипетский алхимик Гермес Трисмегист (буквально с греческого Гермес Триждывеличайший), от него же и происходит название учения. На этой личности стоит остановиться подробней.
Начнём с того, что ряд современных историков вообще ставят под сомнение его существование, но древние источники, начиная от античных, христианских, иудейских, исламских, не ставили под сомнение его реальное существование, более того, в исламской среде существовало мнение (конечно, неверное), что это коранический пророк Идрис (мир ему). Многие христианские историографы считали его современником Моисея, при этом признавая его прорицателем, а не пророком (в христианской догматике прорицатель получает знание о будущем от демонов, в этом заключается отличие от пророка).
Первое упоминание о нём содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что он имел греческое происхождение (отсюда и греческое, а не египетское имя), но вынужден был переселиться в Египет, где обучил египтян наукам, стал считаться у них главным мудрецом, а после смерти ему стали поклоняться, его начали обожествлять, и со временем он превратился в египетского бога письменности Тота. В средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвящённых в основном магии, астрологии, алхимии и медицине. Наиболее известные работы, приписываемые ему «Асклепий», «Изумрудная скрижаль» и «Герметический корпус». Современные исследователи полагают, что «Асклепий» и трактаты герметического свода были написаны примерно во II—III вв. н. э., латинский перевод «Асклепия» выполнен до IV в. н. э., то есть трудов, действительно принадлежащих перу Гермеса Трисмегиста, нет.
Герметизм оказал влияние на такие направления эзотеризма, как сабеизм, мандеизм, каббала, розенкрейцерство, масонство, мартинизм, оккультизм, теософия, традиционализм, некоторые направления Нью Эйдж. В античном периоде он тесно переплетается с неоплатонизмом (к известным представителям которого относится Порфирий), именно через труды неоплатоников герметизм попадает в исламский мир и оказывает на него своё губительное влияние. Хотелось бы особо отметить этот факт, так как в статье http://darulfikr.ru/tag/islam-i-nauka/?fbclid=IwAR1BrHwNDwHbp_Ziod0-04OwOkiAeU0O9Q3PBeQ6rp_0jOx4Z8fMItThGLM приводились примеры фетв имамов о запрете в углубление естественных наук и о том, к каким пагубным последствиям это в дальнейшем привело, хотя цели у них были исключительно благие. Более того, для своего времени они, возможно, были и оправданы, так как в тот период не было разделения между астрономией и астрологией, между естественными науками и алхимией, которая пропитана оккультизмом – авторитеты этих наук в ту эпоху были под влиянием того самого неоплатонизма и герметизма. Поэтому исламские учёные видели в них не только еретиков, но и, порой оправданно, колдунов (сахиров). Приведём несколько примеров.
Машаллаах ибн Асарии аль-Басрии — персидско-еврейский астролог и астроном из города Басры, ведущий астролог VIII века. Настоящее имя — Менассия. Был известен в Европе как Messahalla, Messahalah, Messala, в Персии — как Яздан Хваст. Был знатоком сасанидской, греческой и индийской астрологии. Из 28 астрологических трудов Машаллаха 18 были переведены на латинский и использовались вплоть до эпохи Возрождения.
Его ученик Абу Али Яхья ибн Галиб аль-Хайят (770 — 835 по мил.григор.) — один из ведущих астрологов своего времени, известен также под латинизированным именем Albohali.
Абуль-Касим Маслама ибн А́хмад аль-Куртуби аль-Маджрити (лат. Methilem; умер в 1007 по григор.) — астроном, алхимик, математик, экономист и учёный в исламской Испании. Он отредактировал и внёс некоторые изменения в «Энциклопедию» Братьев чистоты — основанного в X веке в Басре тайного исмаилитского сообщества. Ибн Хальдун приписывал ему авторство гримуара (фр. grimoire, от фр. grammaire — книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (джиннов) или содержащая какие-либо колдовские рецепты) «Цель мудреца» («Пикатрикс»), а также книги по астрологии, труда по практической магии и талисманам и сборника текстов на арабском языке, составленного в середине XI века, между 1047 и 1051 годами, на территории Андалусии. Правда, многие не соглашались с ним в этом.
Учеником аль-Маджрити был Абу-с-Салт Умайя ибн Абд ал-Азиз ибн Аби-с-Салт ал-Дани ал-Андалуси (ок. 1068, Дения, Испания — 23 октября 1134, Беджая, Алжир) — арабский математик, астролог, историк, врач, алхимик, поэт и музыкант. Абу Машар Джафар ибн Мухаммад аль-Балхи (10 августа 787, Балх — 9 марта 886, Васит) — персидский математик, алхимик и астролог. Был известен в Европе под именем Albumaser (Альбумасар или Альбумазар). В течение десяти лет жил в Бенаресе, где изучал индийскую астрономию, в Багдаде он учился у аль-Кинди. Его творчество — пример влияния герметической традиции на арабскую астрологию. Его работы являют собой гремучую смесь сабейского герметизма, персидской хронологии, Ислама, греческой науки и месопотамской астрологии.
Ахмад аль-Буни — полное имя Шарафуддин (Шихабуддин) Ахмад ибн Али ибн Юсуф аль-Буни аль-Малики. Родился в 1142 году в Боне (ныне город Аннаба, Алжир). Умер в Каире (Египет) в 1244 году (по другим данным, в 1225 году). Был известным суфием, мистиком, писал на духовные и эзотерические темы, в том числе о значении и сущности букв, о математических основах магии, о сихре, джафре и так далее. Написал одну из самых известных и значимых книг в мире эзотерической литературы — «Шамс аль-Маариф» («Солнце познания»), которая по-прежнему рассматривается в качестве одного из главных оккультных текстов среди подобных трудов. Его работы оказали влияние на учение о хуруфизме и леттризме (тайное учение о толковании Корана посредством букв, а также их кодификация и классификация). Воззрения и методы аль-Буни были также заимствованы впоследствии шиитскими мистиками (ирфан). Он составил таблицу ассоциаций между буквами арабского алфавита, таблицу стоянок Луны, таблицу созвездий зодиака и времён года, описал, как строить магические квадраты, составлять накши и талисманы, даджвалы, абджады, работать с хуруфами – как полагал аль-Буни, это единственный способ общения с джиннами и ангелами. В одной из своих работ он рассказал историю открытия им тайника древних рукописей, спрятанных под египетскими пирамидами, в которых была и работа герметических мыслителей. Также стоит отметить, что жил аль-Буни в Каире во времена правления фатимидов, а тот период вообще богат на всяческие ереси, в том числе оккультного толка.
Как видно из вышесказанного, все эти люди, помимо заслуг в естественных науках, владели и оккультно-герметическими практиками.
Если вы считаете, что все эти учения остались в прошлом, а в наше время никому неинтересны, кроме кучки маргиналов, то вы глубоко ошибаетесь, далее я хотел бы привести имена и труды современников либо людей, живших не так давно. Начнём с царской России – с последнего царя, Николая II. Не секрет, что он увлекался мистицизмом и спиритизмом, как и вся русская аристократия и богема тех лет. Именно в этот период начинает выходить журнал «Изида» (издавался в 1909—1916 годах в Санкт-Петербурге) — «журнал оккультных наук», официальный печатный орган русских мартинистов, издававшийся в Российской империи и сыгравший наибольшую роль в распространении астрологических и оккультных знаний в предреволюционной России. Оккультный Орден мартинистов появляется в России в 1884 году. Развитие Ордена начинается с деятельности полковника, графа Муравьёва-Амурского В. В. (брата министра юстиции). Будучи военным атташе во Франции, он увлёкся оккультизмом и в 1895 году был принят в Орден самим магистром ордена Папюсом. Папюс бывал в Российской империи трижды: в 1901, 1905 и 1906 годах. Целью приезда были лекции по магии и оккультизму.
К этому времени относятся и сведения об увлечении мартинизмом Николая II. В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению Николая II посетила во Франции учителя Папюса, члена Верховного совета Ордена Мартинистов Филиппа Антельма Низье, чтобы убедиться в его чудотворной силе. Законченного медицинского образования он не имел и целил гипнозом. 20 сентября 1901 года в Компьене произошла личная встреча Николая II с мсье Филиппом, организованная всё той же герцогиней Лейхтенбергской, после чего глубокой осенью того же года по личному приглашению царя он прибыл в Петербург. Первое посещение России Филиппом Низье было непродолжительным (около двух месяцев) и ограничилось Царским Селом. Затем Филипп консультировал царскую семью в качестве медицинского и оккультного советника. Ему был выдан диплом врача. Филипп умер в 1905 году. Царская семья упоминала Филиппа как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». В этом же году Папюс провёл спиритический сеанс для Николая II и царицы, «призвав дух царя Александра III». Именно Филипп и Папюс «посвятили» императора Николая II в мартинизм.
Также стоит упомянуть такую личность, как Елена Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn; 31 июля [12 августа] 1831 года, Екатеринослав, Российская империя — 26 апреля [8 мая] 1891 года, Лондон, Англия) — российская дворянка, религиозный философ теософского (пантеистического) направления, оккультист и спиритуалист. Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которых она именовала «хранителями сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала «Теософское общество». В ходе своей деятельности Блаватская часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве. К Блаватской был близок Л. Н. Толстой. В разное время членами «Теософского общества» были: американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон; английский химик и физик, Президент лондонского королевского общества Уильям Крукс (1913—1915) (был членом с 1907 по 1912 годы); отец первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру Мотилал Неру.
Идеи Блаватской получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога) — синкретическом религиозно-философском учении, объединившем западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—1938 годах без указания автора. Источник и база Живой Этики — та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой была Елена Рерих.
Следующая личность в нашем списке — это Георгий Гурджиев (31 марта 1866 года, в других источниках – 1874 года, 13 января 1877 года или 28 декабря 1872 года (по словам самого Гурджиева, он родился 31 декабря — 1 января), Александрополь, ныне Гюмри, Армения — 29 октября 1949 года, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — российский мистик греко-армянских корней, духовный учитель, писатель, чьё учение среди последователей получило название Четвёртого пути. Особенно стоить выделить его ученика Джона Годолфина Беннетта (8 июня 1897, Лондон — 13 декабря 1974, Глостершир) — британский математик, учёный, технолог, философ, руководитель промышленных исследований и писатель. Наибольшую известность ему принесли книги по психологии и духовности (в частности, книга «Драматическая Вселенная»), основанные на учении мистика Г. И. Гурджиева, с которым он встретился в Стамбуле в 1921 году. В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира. Книги Гурджиева издаются на Западе и в России большими тиражами.
Ещё одна личность в списке — Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда (или просто Карлос Кастанеда) (25 декабря 1925, Кахамарка, Перу — 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель, доктор философии по антропологии, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению оккультного, эзотерического учения о «Пути знания». Карлос Кастанеда остаётся одним из крупнейших мыслителей эзотерической, мистической и оккультной направленности в второй половины XX века, характеризуемой развитием идей постмодернизма на фоне научно-технической, сексуальной и психоделической революции западного общества.
Фулканелли — псевдоним одного из наиболее известных алхимиков XX века. Личность не установлена. Публиковался в Париже. Личность Фулканелли всегда была тайной. O нём ходит много легенд, но большинство данных идёт от Эжена Канселье (1899 — 1982), который встретился с Фулканелли в 1915 году в Марселе, был его единственным настоящим учеником и получил от него письменное наследие. Около 1926 года Фулканелли исчез. В разное время предлагались различные версии в деле установления подлинной личности Фулканелли. Эжен Леон Канселье (1899 год, Сарсель, Иль-де-Франс — 1982 год) — французский эзотерик, алхимик и писатель; единственный ученик Фулканелли, от которого получил письменное наследие; автор предисловий к книгам Фулканелли. В период 1923—1926 годов Канселье публикует два сочинения своего учителя Фулканелли c собственными предисловиями: «Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания» (изд. Париж, 1926); «Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания». На подозрения, что настоящим автором текстов являлся он сам, Канселье отвечал, что в пору издания сочинений ещё не достиг нужного возраста для написания подобных текстов, но зато имел необходимые редакторские навыки.
Барон Юлиус Эвола (полное имя Джулио Чезаре Андреа Эвола) (19 мая 1898 года, Рим, Королевство Италия — 11 июня 1974 года, Рим, Италия) — итальянский философ-эзотерик, писатель, поэт, художник, культуролог и политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму. Ряд исследователей рассматривают его как идеолога неофашизма. В 1920-е годы Эвола начал знакомиться с различными эзотерическими текстами. Постепенно он сам усвоил основы оккультизма, алхимии, теории магии. Также интересовался восточными эзотерическими практиками, в частности, буддизмом Ваджраянского ответвления, йогой и тантрой.
Ряд исследователей отмечают, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга (Карл Густав Юнг (26 июля 1875 года, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961 года, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной — аналитической — психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда) и его концепцией «коллективного бессознательного», которая привлекает адептов оккультизма и деятелей нетрадиционной медицины, стремящихся научно обосновать свои взгляды.
Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввёл в культурный обиход огромный пласт архаической мысли — магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвёл оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и, по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков — родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Августа, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом. Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.
Ну, и напоследок нельзя не упомянуть Южинский кружок, он же «мамлеевский кружок» — неформальный литературный и оккультный клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева, расположенной в доме по Южинскому переулку. Известными участниками кружка были: Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Александр Дугин, Гейдар Джемаль. Немного подробней стоит осветить личность Евгения Головина (26 августа 1938 года — 29 октября 2010 года): писатель, поэт, переводчик и литературовед, оккультист, специалист по эзотерике, знаток алхимии, мистик, автор песен, культуролог и филолог, исследователь традиционалистских доктрин, лидер «московского мистического подполья» 1960—1980-х годов. В 1974 году организовал и возглавил кружок «Чёрный орден SS». Кружок состоял из бывших членов «Южинского кружка» писателя Юрия Мамлеева, его участником был известный ныне журналист и публицист Максим Шевченко. Читал лекции по алхимии и эзотерике в «Новом Университете» Александра Дугина. Умер от алкоголизма, как и полагается настоящему «совковому интеллектуалу» периода застоя.
В заключение стоит упомянуть, что магия в любом виде, все формы гадания, способы вхождения в контакт с джиннами (духами) — всё это является большим грехом в Исламе. И за занятие подобным при действующей шариатской власти полагается смертная казнь (с разницей в деталях у четырёх мазхабов). Цель данной статьи — ознакомление и предостережение мусульман от порочных и деструктивных учений.