Хадис о завоевании Константинополя

завоевание Константинополя

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего, ибо только Ему я доверяю. Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними.

Затем:

Сообщил нам мухаддис, передатчик, алляма Абдуль-Вакиль ибн Абдуль-Хакк аль-Хашими аль-Макки от своего отца — мухаддиса двух запретных мечетей — аллямы Абдуль-Хакка ибн Абдуль-Вахида аль-Хашими, а он — от Мухаммада Хусайна аль-Баталяви, а он — от Назира Хусайна, а он — от шаха Мухаммада Исхака ад-Дихляви, которому хадис передал его дедушка по маминой линии, шах Абдуль-Азиз, а ему — его отец шах Валиуллах, а ему — Абу Тохир аль-Курани, а ему — Абдуллах ибн Салим аль-Басри аль-Макки, а ему — Мухаммад ибн Алауддин аль-Бабали от Хиджазий аль-Ваиза от Мухаммада ибн Ахмада аль-Музаффари, которому хадис передал Ибрахим ибн Али аль-Калькашанди, а ему — Абдур-Рахман ибн Юсуф ат-Тоххан от Салаххудина ибн Аби Умара от Фахруддина Али ибн аль-Бухари, которому хадис передал Абу Али Ханбаль бин Абдуллах ар-Русафи аль-Мукаббир, а ему — Абуль-Касим Хибатуллах ибн Хусайн аш-Шайбани, а ему — Абу Али аль-Хасан ибн Али ат-Тамими аль-Музхиб аль-Ваиз от Абу Бакра Ахмада бин Джафара аль-Катыи от Абу Абдур-Рахмана Абдуллаха ибн Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбаля, которому хадис передал его отец от Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Аби Шейбы, а ему — Абдуллах ибн Ахмад, который также слышал этот хадис от Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Аби Шейбы, а ему — Зайд ибн Хубаб, а ему — аль-Валид ибн аль-Мугира аль-Маа’фири, который передал со слов Абдуллаха ибн Бишра аль-Хасами со слов своего отца, как тот слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لتفتحن القسطنطينية، فلَنِعْمَ الأمير أميرها، ولَنِعْمَ الجيش ذلك الجيش

«Константинополь непременно и безусловно будет завоеван, и как же прекрасен тот предводитель, который завоюет его, и как же прекрасно то войско, что завоюет его!»

Сказал (Абдуллах ибн Бишр): «Маслама ибн Абдуль-Малик позвал меня к себе и спросил об этом хадисе. После чего (воодушевленный этим хадисом) он организовал поход на Константинополь».

Имам ат-Табарани передал этот хадис в «Му’джам аль-кабир»(2/38). Аль-Хаким передал в «Аль-Мустадраке» (4/468) и сказал: «Цепочка этого хадиса является достоверной (сахих), даже если они (аль-Бухари и Муслим) не привели ее». Сказал имам аз-Захаби: «Хадис является достоверным (сахих)».

Ибн Хузайма передал этот хадис, как об этом сообщается в книге ибн Хаджара аль-Аскаляни «Итхафуль махара биль фаваид аль-мубтакара мин атраф аль-ашара» (2/616).

Ибн Аби Шейба передал этот хадис в своем «Муснаде», как об этом сообщается в книге имама аль-Бусыри «Итхафу хияратиль махара бизаваид аль-масанид аль-ашара» (8/106). Также аль-Баззар передал этот хадис в своем «Муснаде», как об этом сообщается в книге имама аль-Бусыри «Кашфуль астар ан заваид аль-Баззар» (2/358).

Хафиз ибн Абдуль-Барр своей книге «Аль-Истиаб» (1/170) отнес этот хадис к категории хасан (хороший).

Хафизы и имамы, которые причислили этот хадис к категории сахих: аз-Захаби, аль-Хайсами, аль-Бусыри, Мухаммад ибн Юсуф ас-Салихи и аль-Мунави[1].

Хафиз ибн Хаджар в «Итхафуль махара» (2/616) упомянул причисление аль-Хакима к категории сахих и не порицал его.

Некоторые посчитали этот хадис слабым на основании неизвестности Абдуллаха ибн Бишра и того, что никто, кроме ибн Хиббана (в книге «Сикат» (5/135)) не утверждал достоверность этого передатчика.

Но утверждение достоверности от ибн Хиббана, причисление к категории сахиху от мухаддисов, а также принятие этого хадиса великими личностями и предводителями этой уммы с их стремлением достичь эту награду и осуществить это чудо показывает достоверность этого хадиса и доверие сердца, чтобы поступать по нему.

Что касается разногласий об имени Абдуллаха ибн Бишра, которое иногда передается в уменьшительной форме (убайд), а иногда без добавления к величественному имени Всевышнего, то это никак не вредит. К тому же даже в передатчиках аль-Бухари и Муслима есть такие личности, и ибн Хиббан указал на такое обстоятельство.

Относительно слов выше: «Маслама ибн Абдуль-Малик позвал меня…», то скорее всего они принадлежат Абдуллаху ибн Бишру, а не его отцу, как об этом сообщает ибн Хаджар в «Аль-Исаба» (1/439).

Хафиз и знаток истории ибн Касир (774 г. х.) привел в «Аль-Бидая ва ан-нихая» (19/106) хадис, в котором упоминается «Рум» (Византия), и сказал: «Вероятно, завоевание Константинополя произойдёт от рук общины из этих людей».

Алляма, факих Мар’и аль-Карми аль-Ханбали (умер в 1033 г. х.) привел слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые упомянуты в «Сахихе» аль-Бухари: «Первое войско из моей уммы, организовавшее поход на город императора (Византии), будет помиловано Всевышним Аллахом».

После имам аль-Мар’и сказал: «Общепринято, что если вещь упоминается обобщенно, то оно воспринимается в полноценном значении. А полноценный поход — это завоевание. В таком случае есть вероятность, что под войском в данном хадисе подразумевается султан Мухаммад аль-Фатих и его войско. Султаны семейства Османов гордились этой благой вестью от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) перед другими правителями своего времени. Это очень удивительная и необычная тема, которая ранее не затрагивалась».

Шамсуддин аль-Курани (умер в 893 г. х.) в своем шархе на «Сахих» аль-Бухари — «Аль-Кавсаруль джари иля рияди ахадис аль-Бухари» (5/480) — при упоминании хадиса: «Первое войско из моей уммы, организовавшее поход на город императора, будет помиловано Всевышним», сказал: «Этим городом является Константинополь. Если в этом хадисе подразумевается завоевание города, то мы, по милости Всевышнего Аллаха, являемся этим войском. Мы были вместе с султаном муджахидом Мухаммадом ибн Мурадом (аль-Фатихом) в этом завоевании. Пусть Аллах поможет и дарует ему успех в благих деяниях».

Свершение этого пророческого благовестия и чуда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произошло с вступлением султана Мухаммада аль-Фатиха и его войска в город Константинополь в утро вторника, 20 числа первого джумада аль-уля в 857 году по хиджре, что соответствует 20 мая 1453 года по григорианскому календарю.

После завоевания мусульмане совершили первый пятничный намаз в мечети Айя София. Проповедь произнес алляма, факих, табиб (лекарь), химик и астроном Мухаммад ибн Хамза ад-Димашки (863 г. х.), более известный как Ак Шемсуддин. Имамом стал сам султан Мухаммад аль-Фатих, а мударрисом в ней стал шейх уль-Ислам, алляма и факих Мулла Хюсрев (885 г. х.). И да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах!

В дальнейшем, в турецком государстве произошли большие смуты и испытания, вследствие которых мечеть Айя София закрылась и превратилась в музей. Это произошло 16 шабана в 1353 году по хиджре, что соответствует 24 ноября 1934 года по григорианскому календарю.

Через некоторое время после принятия некоторых решений, подготовок и больших стараний вместе с почитанием и превозношением знамений Аллаха, в сопровождении возвеличиваний (такбир) и восхлавлений (тахлиль), Всевышний даровал повторное завоевание этой мечети.

Первой коллективной молитвой, которая была в ней совершена, стала пятничная молитва того же дня, 3 числа зуль-хиджы, что соответствует 24 июля. Хвала и благодарность Всевышнему за то, что Он даровал (облегчил) мне присутствие при ее открытии и возможность совершить в ней молитву. Ибо мы не в силах восхвалить Его так, как подобает Его величию. Достаточно нам Аллаха! Он — лучший Покровитель.

Устаз Али Риза аль-Хусайни ад-Димашки (да сохранит его Аллах) с восторгом и радостью прочитал мне этот стих:

«С помощью Аллаха Ислам одержит верх,

И, не смотря на куфр, на поверхности земли он будет процветать;

Мечеть Айя София вернется к Великому Аллаху,

А тираны прекратят свое существование.

Поистине, уже близко наступление дня,

На весь мир от света которого Ислам распространится (дойдет до каждого, проникнет в каждый уголок)».

[1] «Аль-Мустадрак аля сахихайн» (4/468), «Мажма аз-заваид» (6/219), «Итхафуль хияра аль-махара» (8/106), «Субуль аль-худа ва ар-рошад» (10/129), «Ат-Тайсир би шархи аль-джами ас-сагир» (2/148).

Похожие материалы