Что такое хадис мутаватир?

Каждый искренний и знающий мусульманин-суннит знает, что вторым источником Шариата после Корана является Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Она заключает в себе не только нормы, связанные с халялем и харамом, но также и положения исламской акыды. Формировать убеждения (акыду) мусульман может только Сунна, имеющая наивысшую степень достоверности, то есть Сунна, переданная путем таватур.

Разъясним смысл этого термина с различных точек зрения.

Лингвистическое значение слова.

Слово “аль-мутаватир” образовано от слова “ат-таватур”, что означает “ат-татабу” (поочередное следование друг за другом). Говорят: “Таватара аль-матару”, – что переводится как “пошел дождь” (буквально “поочередное следование капель дождя друг за другом”.

Терминологическое значение.

Если дать краткое определение этому термину в шариатской терминологии, то хадис мутаватир – это хадис, переданный столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи.

Более полное и точное определение хадиса мутаватир звучит так:

Хадис мутаватир – это такой хадис или хабар, который передавали в каждом классе или разряде (табакат) передатчиков. Например, существует класс (табакат) малых и больших сахабов, класс табиинов и табиу-табиинов и другие табакаты.

Разъяснение термина “табакат”.

Имам ибн Хаджар Аскаляни, рахимахуллах, называет 12 классов, или разрядов, передатчиков хадисов. Разряд на арабский переводится словом “табакат”.

Табакат – это столь большое количество людей, что, с точки зрения разума, невозможно, чтобы они объединились во лжи, то есть невозможно, чтобы эти передатчики, сговорившись, сфабриковали хадис.

Итак, исходя из вышеуказанного определения, хадис мутаватир должен отвечать четырем основным условиям:

1. Наличие большого количества передатчиков. Наиболее распространено мнение, что минимальное число передатчиков – 10 человек в каждом классе передающих.

2. Это количество передающих хадис должно быть представлено во всех табакатах на протяжении всей цепочки передатчиков (санад).

3. Признание (на основании опыта), что так много людей не могут объединиться во лжи.

4. Источник получения информации, в данном случае, сообщения, связанного со словами или действиями Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это должно быть физическим чувством или ощущением (например, слух или зрение). Поэтому в хадисе мутаватир обязательно есть формулировка передачи: “Мы слышали…” – или: “Мы видели…”

Следовательно, сообщение, источником которого является разум, например, вывод о сотворенности того, что не является Творцом, не может считаться мутаватиром.

Как уже говорилось выше, хадисы мутаватир берутся в акыду, поскольку они абсолютно достоверны. Поэтому тот, кто отрицает такой вид хадиса, впадает в куфр, ведь отрицание хадиса мутаватир – это отрицание Откровения (вахи).

Хадисы мутаватир делятся на два вида:

1. “Аль-мутаватир аль-лафзи” – это хадис, в котором мутаватиром является и текст хадиса, и его смысл. Например, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Кто намеренно возвёл на меня ложь (то есть приписал мне то, чего я не говорил) – пусть он приготовится занять свое место в Аду!” – передали более семидесяти сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах.

2. “Аль-мутаватир аль-ма’нави” – это хадис, в котором мутаватиром является только смысл. Например, существует около ста хадисов, которые в разной словесной форме указывают на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимал руки во время дуа (мольбы).

В заключение надо отметить, что хадис мутаватир имеет силу насиха, то есть он может отменять то или иное предписание Священного Корана, потому что Сунна, переданная путем таватур, является таким же Откровением (вахи), что и Книга Аллаха.

Похожие материалы