Шейх уль-Ислам Наджмуддин аль-Газзи аш-Шафии (977–1021 гг. х.) пишет в книге «Хусну т-танаббух лима варада фи т-ташаббух» (2/539-542):
«Желательно просить благочестивых (праведных) людей делать дуа (мольбы) за себя, своих детей и семью[1].
Имам Ахмад и ибн Маджа передали от ибн Умара, а тот — от Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему, когда он попросил разрешения совершить умру:
“يَا أُخَيَّ أَشْرِكْنا فِيْ صالِحِ دُعائِكَ وَلا تَنْسَنا
«О мой брат, включи нас в свои благие дуа и не забывай нас»[2].
Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали этот хадис, и ат-Тирмизи назвал его достоверным. В его версии сказано: «Я попросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешения на умру, и он разрешил и сказал:
لا تَنْسانا يَا أُخَيَّ مِنْ دُعائِكَ
“Брат мой, не забудь нас в своих дуа”».
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Слова, которые я не хотел бы обменять даже на весь мир»[3].
Имам аль-Бухари передал от Анаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Моя мать сказала: “О Посланник Аллаха! Вот твой слуга Анас, сделай дуа за него”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اللَّهُمَّ أَكْثِرْ مَالَهُ وَوَلَدَهُ وَبَارِكْ لَهُ فِيمَا أَعْطَيْتَهُ
“О Аллах, увеличь ему имущество и потомство и благослови то, что Ты ему даровал”»[4].
А от Аиши (да будет доволен ей Аллах) сообщается: «Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносили детей, и он делал за них дуа»[5].
Имам ан-Навави в разделе поминаний молитвы о ниспослании дождя сказал:
«Желательно, если среди нуждающихся в дожде есть человек, известный своей праведностью, чтобы они просили у Аллаха дождь через него, говоря:
اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَسْقِي وَنَتَشَفَّعُ إِلَيْكَ بِعَبْدِكَ فُلانٍ
“О Аллах, мы просим Тебя о дожде и обращаемся к Тебе заступничеством через Твоего раба — такого-то (Аллахумма инна настаски, ва наташаффа‘у иляйка би ‘абдикя фулан)”».
Нам передали в «Сахих аль-Бухари»: «Когда во времена Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) наступала засуха, они совершали молитву о прощении дождя с аль-Аббасом ибн Абдуль-Мутталибом (да будет доволен им Аллах). И он говорил: “О Аллах, раньше мы просили у Тебя дождь через нашего Пророка (да будет доволен им Аллах), и Ты посылал нам дождь. А теперь мы обращаемся к Тебе через дядю нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так даруй нам дождь” — и дождь ниспосылался».
Также передано, что молитва о прошении дождя (истискъа) через праведных людей совершалась и от Муавии (да будет доволен им Аллах), и от других[6].
Кроме того, желательно просить праведных и особенно ученых людей делать дуа, просить у них наставления, напоминания и обучения.
Имам аль-Бухари и другие передали от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Дай мне наставление». Он ответил:
لا تَغْضَبْ، لا تَغْضَبْ
«Не гневайся, не гневайся».
Аль-Бухари и Муслим передали от Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), что он сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Научи меня дуа, с которым я буду обращаться к Аллаху в своей молитве», — а в версии у Муслима: «…и у себя дома».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Скажи:
اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِيَ ظُلْماً كَثِيْراً وَلا يَغْفِرُ الذُّنُوْبَ إِلاَّ أَنْتَ، فَاغْفِرْ لِيْ مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِيْ إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُوْرُ الرَّحِيْمُ
“О Аллах, я был несправедлив к самому себе многократно, и никто не прощает грехов, кроме Тебя. Прости же меня прощением от Тебя и помилуй меня. Ведь, поистине, Ты — Прощающий Милостивый”
(Аллахумма инни залямту нафси зульман касиран ва ля ягфиру-з-зунуба илля анта фагфир ли магфиратан мин ‘ибадика ва рхамни иннака анта-ль-Гафуру-р-Рахим)».
Преданий о том, как сподвижники просили у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наставления и обучения, очень много. Точно так же многочисленны в преданиях просьбы о наставлениях у сподвижников, табиинов, мудрецов и праведников». (Конец цитаты)
[1] Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс ибн Амир из племени мурад и рода каран, болевший проказой, но полностью излечившийся от неё, если не считать одного места величиной с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты, добейся того, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!» — так попроси же для меня прощения! И Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить Умара. (Муслим, 2542)
В другой версии этого хадиса, которую также передал Усайр ибн Джабир, сообщается: «Умар сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увайс, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше покрывала его белизна, но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар (или: “…дирхем”), и пусть те из вас, кто встретится с ним, просят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас”» (Муслим, 2542).
Шейх аль-Ислам ан-Навави пишет в «Шарх Сахих Муслим» (16/95), комментируя эти слова:
وَفِيهِ اسْتِحْبَابُ طَلَبِ الدُّعَاءِ وَالِاسْتِغْفَارِ مِنْ أَهْلِ الصَّلَاحِ وَإِنْ كَانَ الطَّالِبُ أَفْضَلَ مِنْهُمْ قَوْلُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«В этом хадисе указывается на желательность просить дуа и истигфара у праведных людей, даже если просящий сам превосходит их по достоинству».
[2] Ахмад (5229), Ибн Маджа (2894).
[3] Абу Давуд (1498), ат-Тирмизи (3562).
[4] Аль-Бухари (5984), Муслим (2480).
[5] Аль-Бухари (5994) и Муслим (286).
[6] «Аль-Азкар», стр. 140.




