Ибн аль-Банна аль-Марракуши

Ибн аль-Банна аль-Марракуши, также известный как Абу’л-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Усман аль-Азди (29 декабря 1256 г. – около 1321 г.), был арабским математиком, астрономом, богословом и суфием.

Ибн аль-Банна аль-Марракуши родился в Марракеше, где изучал множество предметов; по сообщениям, у него было не менее 17 наставников. Однако он часто бывал в Агмате, недалеко от Марракеша, где был учеником Абу Абдаллаха аль-Хазмири (умер в 1279 г.). Возможно, благодаря его влиянию Ибн аль-Банна заинтересовался как астрономией, так и астрологией и приобрёл репутацию суфия. Ибн аль-Банна, по некоторым сообщениям, был практикующим астрологом на службе у маринидского султана Абу Санида (годы правления: 1309–1331 гг.). Он был предан науке, обучение которой проходило как в большой мечети Марракеша, так и в его собственном доме; у него было по крайней мере восемь учеников.

Каталог работ Ибн ал-Банны включает около 100 наименований, из которых около 50 посвящены математике и астрономии. В списке также толкования Корана, труды по теологии (усуль ад-дин), логике, фикху, риторике, суфизму, разделу наследства (фараид), весам и мерам, измерению поверхностей и медицине. Его репутация основывалась главным образом на его математических работах (особенно по арифметике и алгебре); его считали последним творческим математиком в Магрибе, что означает, что он подходил к новым задачам и выдавал оригинальные решения. Его произведения были чрезвычайно популярны и вдохновили огромное количество комментаторов, которые жили и писали вплоть до начала 20 века.

В области астрономии Ибн аль-Банна является очевидным последователем андалузской традиции, представленной толеданским астрономом Заркали, работы которого он получил напрямую или через посредников. Он написал короткие работы о двух разновидностях универсальных астролябий, разработанных этим автором, а также астрономический справочник с таблицами (зидж), созданный в конечном итоге на основании исследований Заркали. Название этого зиджа – «Минхадж ал-Салиб фи таʿдил ал-кавакиб» («Ученический метод вычисления положения планет»). После этого он стал чрезвычайно популярен в Магрибе. К зиджу было написано по крайней мере три комментария, и он всё ещё был в употреблении в 19 веке.

Непосредственным источником, использованным Ибн аль-Банной, был незаконченный зидж другого астронома – Ибн Исхака, который, по-видимому, оказал преобладающее влияние на астрономию Магриба в XIII и XIV веках. «Минхадж» Ибн аль-Банны содержит подборку таблиц Ибн Исхака, сопровождаемую сборником простых в понимании канонов, что делает зидж доступным для вычисления планетарной долготы. При этом в структуру таблиц вносятся некоторые изменения, призванные упростить вычисления. Таблицы солнечного уравнения, как и таблицы планетарных и лунных уравнений центра, «смещены» (к каждой записи таблицы добавляется константа во избежание отрицательных значений) – метод, используемый впервые в Магрибе. Хотя Ибн аль-Банна использовал для таблиц уравнения аномалий орбит Марса, Венеры и Меркурия стандартную структуру, полученную из настольных таблиц, он полностью изменил их в случае с Юпитером и Сатурном – планетами с маленькими эпициклами – для которых уравнения аномалии рассчитываются так же, как и для Луны.

Из его работ очевидно, что Ибн аль-Банна писал в основном для своих учеников и всегда старался быть предельно кратким и лаконичным. Он также интересовался практическим применением своих знаний. Например, он писал о прикладном значении геометрии в землеустройстве, об использовании арифметики и алгебры при решении проблем раздела наследства, о весах и мерах, а также о процедурах вычислений с помощью шифров ар-Руми (очевидно, происходящих от греческого курсива с буквенно-цифровой системой нумерации), которые часто использовались в юридических документах Магриба. В области, более тесно связанной с астрономией, Ибн аль-Банна написал «Китаб фи аль-анвах» – книгу о доисламской арабской календарной системе и метеорологическом предсказателе, основанном на гелиакальных и акронихальных восходах.

Он также интересовался проблемами хронометража, применяемыми к исламскому богослужению, и написал короткие работы, такие как Qānūn fī maʿrifat al-awqāt biʾl-isāb («Правила для определения времени посредством вычисления» [то есть без инструментов]), которые, по-видимому, были направлены на начальное астрономическое образование муэдзинов и имамов, отвечавших за определение времени молитвы и установление начала лунных месяцев.

Кроме того, Ибн аль-Банна написал краткую рисалю о видимости новолуния в Рамадан в 1301 году в связи с тем, что жители Феса начали свой пост на день раньше, чем жители Марракеша и Тлемсена. Аналогичное практическое / религиозное беспокойство проявляется в двух его коротких текстах о кибле (направлении в сторону Мекки): современники Ибн аль-Банны были обеспокоены проблемой, создаваемой разной ориентировкой мечетей, и он пытался успокоить их, заявив, что все они имеют правильную ориентировку, которую не следует менять, поскольку они были возведены с приложением должных знаний и интеллектуальных усилий (иджтихад).

Удивительно, но этот астроном отверг использование не только неточных методов народной астрономии, но и методов сферической астрономии, которые выдавали точные данные с IX века. Он привёл две причины: полученные результаты не обязательно были точными, поскольку различия в географической долготе между Меккой и другими исламскими городами не были достоверно известны; от мирянина-мусульманина нельзя было ожидать требуемых знаний.

Серьёзная проблема заключается и в отношении Ибн аль-Банны к астрологии. Было точно установлено, что он интересовался этим предметом на ранних этапах своей научной жизни и что он написал ряд коротких астрологических работ, которые были малооригинальны и не пользовались большой популярностью. Однако они также свидетельствуют о том, что он следовал андалузско-магрибской традиции, которая имеет определённые характеристики, отличные от восточно-исламской.

С другой стороны, есть сообщения, что он написал не дошедший до нас труд под названием «Радд Сала аль-анкам аль-нуджумия» («Опровержение астрологических суждений»), который, по-видимому, был создан во второй период его научной жизни (1290–1301). Трудно точно установить, потерял ли Ибн аль-Банна свою веру в научный характер астрологии, поскольку в труде «Минхадж» (очевидно, написанном в тот же период) описываются методы математической астрологии, и маринидский султан Абу Санид, как сообщается, консультировался с ним как с астрологом.

Похожие материалы