Имам ибн Маджа — учёный, оставивший устойчивый вклад в истории. Он посвятил свою жизнь путешествиям, изучению Ислама, и с раннего детства демонстрировал уникальные качества. Одним из наиболее значимых вкладов ибн Маджи в исламскую науку является его сборник хадисов, известный как «Сунан ибн Маджа». Этот сборник считается одним из шести известных сборников. Он до сих пор широко изучается и пользуется уважением среди ученых и исследователей хадиса. Ибн Маджа оказал большое влияние не только на область изучения хадисов, но и являлся имамом в науке толкования Корана, специализировался на исламской истории. На протяжении своей жизни ибн Маджа оставался предан своему делу, он составил полезные труды, которые снискали уважение в кругу ученых его эпохи и последующих поколений.
Имя и происхождение
Его имя: Мухаммад ибн Язиб ибн Маджа ар-Раба’и аль-Казвини, более известный как ибн Маджа.
Его кунья: Абу Абдуллах.
Что касается «Маджа», то это прозвище его отца Язида, как упоминает об этом шейх Абдулкарим ар-Рафии в книге «Ахбар аль-казвин»[1]. В некоторых источниках утверждается, что псевдоним Маджа может быть связан с его дедом, в других — с отцом, а в третьих — с матерью. Имам ан-Навави полагал, что данное прозвище связано и с отцом, и с матерью[2]. Это не арабское имя, как Сибавейх, Мандах. Возможно, слово имеет персидское происхождение.
Прозвище Рабаи связано с его предполагаемыми связями с арабским племенем Бани-Рабиа. Однако у арабов было много племен с подобным наименованием, и не известно точно с каким именно племенем был связан ибн Маджа[3].
Что касается «Казвина», то это арабизированное слово, произошедшее от персидского слова «кашвин», что означает «видимая граница». Город был завоеван Бара ибн Азибом еще во времена правления Усмана ибн Аффана (да будет доволен ими Аллах) и имел важное военно-стратегическое значение для мусульман во время завоевания. В то время он имел один из важнейших портов для мусульман. Ныне город расположен на северо-западе Тегерана. К северу от него расположено Каспийское море[4], названное в честь этого города.
Имам ибн Маджа родился в 209-м году по Хиджре и был не единственным ребенком в семье. Как упоминает Хатиб аль-Багдади, у имама были братья, которые также являлись праведными учеными и шейхами, заслуживающими доверия. Звали его братьев Абу Бакр, Абу Абдуллах и Хасан Абу Мухаммад, но самым известным из детей Язида являлся Мухаммад ибн Язид, известный как ибн Маджа. Можно сделать вывод, что имам ибн Маджа происходил из религиозной семьи, заинтересованной в знаниях. Что касается его ранней жизни и становления, то мы не знаем ничего, кроме того, что он вырос в городе Казвин, в золотой век исламских наук. Его эпоха также характеризовалась множеством политических и религиозных конфронтаций. Здесь известны войны за власть, угрозы извне исламского халифата и испытания ученых на религиозной почве. Для некоторых правителей эпохи ибн Маджа, как отмечают историки, была характерна заинтересованность в развлечениях, нежели забота о делах государства. Это можно объяснить тем, что на себя управлением государства брали молодые люди, как, например, Му’таз ибн Мутаваккиль. Тем не менее смутная эпоха не оказала существенного влияния на научную жизнь того времени, которая взяла курс на развитие.
Самой заметной тенденцией той эпохи была тенденция ученых хадиса, которые составляли свои знаменитые сборники. Помимо этого расцветали остальные науки Ислама, такие как фикх, грамматика, толкование Корана, история и многие другие. Имам ибн Маджа стал неотъемлемой частью этого прогрессивного развития золотого века.
Возможно, он приобщился к кругу ученых еще в раннем детстве. Некоторые из его учителей скончались еще тогда, когда ибн Маджа был молод, что указывает на его активную студенческую молодость. На эту особенность указал ибн Кунфуз, когда сказал: «Он встретил некоторых шейхов имама аль-Бухари»[5].
По этой причине можно обнаружить, что в его книге «Сунан» имеются возвышенные иснады к хадисам, состоящие из трех-четырех передатчиков.
Поиск знаний
Что касается его путешествий в поиске знаний, то они были обширными. Хафиз аль-Миззи упомянул, что ибн Маджа посещал такие страны, как Хорасан, Ирак, Хиджаз, Египет, Левант и другие местности, пока количество его учителей на превысило более трехсот человек[6].
Знания имама ибн Маджи были разнообразными, он обладал знаниями не только в науке хадиса, но и в науке толкования Корана, в истории, о чем свидетельствуют его труды. Он обладал хорошей памятью, был терпелив на пути приобретения знаний, обладал настойчивостью и стойкостью в достижении своих целей. Прежде, чем отправиться в путешествие, ибн Маджа отучился у учителей своего города, у таких, как Али ибн Мухаммад ат-Танафиси, Амр ибн Рафи’ аль-Баджали и других. Отправившись в путешествие, он встретился с великими шейхами своего времени. Из числа его учителей, как можно заметить, были великие факихи своей эпохи, как Хармаля ибн Яхья и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради, близкие ученики и последователи имама аш-Шафии. Благодаря этим важным контактам, имам ибн Маджа стал одним из специалистов в области юриспруденции.
Мазхаб, которого придерживался ибн Маджа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, какой правовой школы придерживался ибн Маджа. Часть ученых полагала, что ибн Маджа являлся муджтахидом и не следовал за кем-либо[7]. Другая группа ученых отмечала высокую вероятность того, что имам ибн Маджа являлся шафиитом[8]. Это предположение усиливается и тем, что ибн Маджа учился у великих факихов шафиитского мазхаба, близких учеников имама аш-Шафии. Возможно, он не следовал за каким-либо имамом. Шейх Шуайб аль-Арнаут отмечает, что ученые, как ибн Маджа, не довольствовались следованием за каким-либо имамом[9]. Аллах знает лучше.
Некоторые убеждения имама
Эпоха ибн Маджи была трудной эпохой в истории исламской нации, когда активно распространялась различная ересь, ложные и отклоненные доктрины черпали свою силу от правящей власти му’тазилитов. Несмотря на неспокойное время, ибн Маджа отражал свое учение в своих книгах, и труд «Сунан» является лучшим примером его кропотливой работы в плане отстаивания истины.
Хафиз ибн Касир говорил: «Этот труд указывает на его следование сунне в основах и в ответвлениях»[10].
Имам ибн Маджа написал предисловие к своей книге «Китаб аль-мукаддима», которое состоит из 266-ти хадисов, и затронул в нем многие острые вопросы, волновавших людей его эпохи. Его изложение характеризует имама как блюстителя сунны, поскольку ибн Маджа начал свое введение с напоминания о необходимости строго придерживаться сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сторониться запретных нововведений. Затем он упомянул о пагубном положении тех, кто выступает против сунны.
Ибн Маджа также предостерег от мурджитов и кадаритов и привел более семнадцати хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствующей главе.
Ибн Маджа приводит в своем «Сунан» следующий хадис:
صِنْفَانِ مِنْ هَذِهِ الأُمَّةِ لَيْسَ لَهُمَا فِي الإِسْلاَمِ نَصِيبٌ الْمُرْجِئَةُ وَالْقَدَرِيَّةُ
«Две группы из этой уммы не имеют доли в Исламе: мурджиты и кадариты»[11].
Можно рассуждать о том, какую важность представляет для имама ибн Маджи предостережение от идеологических вызовов своей эпохи, покушавшиеся на ортодоксальные убеждения мусульман. Например, он назвал одну из своих глав «Баб аль-кадар» и привел в ней высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые опровергают кадаритов[12]. Он упомянул в ней о важности веры в предопределение, отметив, что вера в предопределение одна из столпов исламской веры.
Ибн Маджа приводит в своем «Сунан»:
نْ تَكَلَّمَ فِي شَىْءٍ مِنَ الْقَدَرِ سُئِلَ عَنْهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَمَنْ لَمْ يَتَكَلَّمْ فِيهِ لَمْ يُسْأَلْ عَنْهُ ”
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто станет вести речь о чем-либо из предопределения, будет спрошен об этом в День суда. А кто же не станет вести речь об этом, не будет спрошен”»[13].
Затем ибн Маджа отмечает, что Иман[14] — это слова, деяния и убеждения, которые увеличиваются и уменьшаются. В этом утверждении содержалось опровержение секте мурджитов.
Ибн Маджа приводит в своем «Сунан» хадис:
الإِيمَانُ مَعْرِفَةٌ بِالْقَلْبِ وَقَوْلٌ بِاللِّسَانِ وَعَمَلٌ بِالأَرْكَانِ
«Иман (вера) — это познание сердцем, слова на языке и деяния»[15].
Затем он упомянул о достоинствах сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это самая большая глава в этом введении, где он упомянул о достоинствах десяти сподвижников, которым был обещан Рай, группу сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, праведных халифов, ансаров и участников битвы при Бадре, да будет доволен ими всеми Аллах. Эта глава содержит семьдесят четыре хадиса. Нет сомнений, что ибн Маджа составил эти повествования для опровержения рафидитов, характерной чертой которых является дискредитация многих сподвижников.
Ибн Маджа приводит в своем «Сунан»:
ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ لَمَّا أَسْلَمَ عُمَرُ نَزَلَ جِبْرِيلُ فَقَالَ يَا مُحَمَّدُ لَقَدِ اسْتَبْشَرَ أَهْلُ السَّمَاءِ بِإِسْلاَمِ عُمَرَ
«Сказал ибн Аббас, что когда Умар ибн аль-Хаттаб принял Ислам, спустился ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обитатели небес обрадовались тому, что Умар принял Ислам”»[16].
Затем ибн Маджа посвящает главу хариджитам и упоминает в ней хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывающие о событиях, которые произойдут перед наступлением Конца света, и описывающие качества хариджитов. В этой главе автор упоминает десять повествований.
Далее следует глава с опровержением джахмитов[17]. В этой главе автор уделяет внимание утверждению божественных атрибутов, в частности тому, что верующие увидят своего Господа в День суда, что Господь будет говорить со Своими рабами, и помимо этого автор упомянул другие качества и атрибуты Всевышнего, такие как милосердие, «дахак» (букв. смех), «йад» (букв. рука) и другие. В эту главу вошло двадцать шесть повествований.
Ибн Маджа приводит в своем «Сунан» хадис:
يَمِينُ اللَّهِ مَلأَى لاَ يَغِيضُهَا شَىْءٌ سَحَّاءُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَبِيَدِهِ الأُخْرَى الْمِيزَانُ يَرْفَعُ الْقِسْطَ وَيَخْفِضُهُ قَالَ أَرَأَيْتَ مَا أَنْفَقَ مُنْذُ خَلَقَ اللَّهُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ فَإِنَّهُ لَمْ يَنْقُصْ مِمَّا فِي يَدَيْهِ شَيْئًا
«Ямин (букв. правая рука) Аллаха полна, и не опустошат ее непрерывные траты днем и ночью. В Его другом йяд (букв. руке) находятся весы, которые Он понижает и возвышает. Видели ли вы, сколько Аллах израсходовал с тех пор, как сотворил небеса и землю, и это нисколько не уменьшило того, что в Его руках?”»[18].
Опровержение джахмитам не подразумевает, что ибн Маджа, понимал хадисы об атрибутах буквально. Напротив, буквальное понимание атрибутов расценивалось учеными как противоположная крайность отрицания атрибутов. В частности, ученые, которые разъясняли сборник ибн Маджи, отмечали, что вышеизложенный хадис не понимается в телесном смысле. Речь идет о безграничной милости Аллаха[19]. Большинство праведных предшественников остерегались толкования этих текстов и проходили повествования об атрибутах так, как они пришли, не ведя речь об их истинных смыслах и значениях, вверяя знание об этом на Всевышнего. Этот путь, нет сомнений, олицетворяет и путь самого автора сборника.
Абу аль-Хасан Мухаммад ас-Санди пишет:
فَالْوَاجِبُ فِيهِ وَفِي أَمْثَالِهِ الْإِيمَانُ بِمَا جَاءَ فِي الْحَدِيثِ وَالتَّسْلِيمُ وَتَرْكُ التَّصَرُّفِ فِيهِ لِلْعَقْلِ
«И обязательно в этом, и в подобных ему хадисах, уверовать в то, что пришло в них, принять и оставить попытку постичь это разумом»[20].
Затем ибн Маджа приводит главу «Кто вводит хорошую или плохую практику»[21]. Некоторые ученые полагали, что слова «вводит хорошую практику» говорят о некой новой практике, основанной на повелениях шариата, которую люди придумали впервые[22]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещает награду соразмерную тому, что получат люди, последовавшие за этой благой практикой. Этот хадис использовался как довод на законность деления нововведений на плохие и хорошие виды, поскольку благая практика, которую придумали впервые на основе принципов шариата, и есть суть дозволенного нововведения.
Некоторые салафитские шейхи трактовали этот вопрос так, что речь словно идет об оживлении забытой сунны[23]. Однако ибн Маджа приводит главу «Тот, кто возродит отмершую сунну»[24] и помещает в ней хадисы соответствующие разделу, разделив главы «Кто вводит хорошую или плохую практику» и «Тот, кто возродит отмершую сунну». Это говорит о том, что, по мнению ибн Маджи, содержание одной главы не идентично содержанию другой.
Затем ибн Маджа упоминает главу «Избегание мнения и аналогии»[25]. В ней автор критикует приверженцев суждения и аналогии, что не является удивительным явлением, поскольку ибн Маджа застал конфликт между различными школами.
После автор завершает свое введение главами о достоинствах ученых, об этикете людей знания, и упомянул в них более шестидесяти хадисов.
Учителя
Количество учителей, от которых передает ибн Маджа в своем «Сунан», достигает до 305-ти. У некоторых шейхов ибн Маджа учился долго и передал от них многое, а у других мало. Известными его учителями являлись:
— Аби Бакр ибн Аби Шейба
От него ибн Маджа передает 1085 хадисов. Это самое большое количество передач от одного шейха в «Сунан» ибн Маджа.
— Хишам ибн Аммар ад-Димашки
От него передается 327 хадисов.
— Мухаммад ибн Яхья ан-Нисабури
От него передается 216 хадисов.
Ибн Нукта сказал: «Ибн Маджа странствовал по различным странам и городам. В Мекке он брал знания от Мухаммада ибн Яхьи, Абу Марвана Мухаммада аль-Усмани, ас-Садафи и Ибрахима ибн Мухаммад аш-Шафии. В Медине он брал знания от Ахмада ибн Абу Бакра аз-Зухри, в Египте он брал знания от Юнуса ибн Абду А’ля, Исы ибн Хаммада, Хармаля ибн Яхьи и других. В Дамаске он учился у Ахмада ибн Аби аль-Хавари и других. В Куфе у Аби Бакра ибн Аби Шейбы, ибн Намира и других. В Басре от Насра ибн Али и других. В Багдад от Абу Савра и других»[26].
Ученики
— Абу аль-Хасан Али ибн Ибрахим аль-Каттан
Один из известных учеников имама ибн Маджа. Передавал от него «Сунан».
— Ибрахим ибн Динар аль-Хамазани
Один из передатчиков «Сунан» ибн Маджа.
— Ахмад ибн Ибрахим аль-Казвини
Предок выдающегося ученого Абу Я’ля аль-Халили.
Другие его ученики:
Абу Тиб аль-Багдади, Абу Амр Ахмад аль-Мадини, Абу Джафар аль-Абхари и другие.
Слова ученых о нем
Имам Абу Я’ля сказал: «Он имам из числа имамов мусульман, относительно которого сошлись единогласно»[27].
Хафиз ибн Асакир сказал: «Он был знатоком в науке хадиса»[28].
Сказал ибн Халликан: «Он был имамом в хадисе, сведущим во всем, что с ним связано»[29].
Аналогичное описание приходит от имама аль-Яфии в «Мират аль-Джанан» (2/140).
Имам аз-Захаби пишет: «Великий хафиз, довод, муфассир, автор известного “Сунан”, автор “Тариха”, “Тафсира”, хафиз Казвина своего времени»[30].
Хафиз ибн Касир сказал: «Автор известного “Сунан”, который свидетельствует о его обширных знаниях, следовании сунне в основах и в ответвлениях»[31].
Сказал ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Один из имамов мусульман, автор “Сунан”, “Тариха”, “Тафсира”»[32].
Его труды
Ибн Маджа был автором трех известных трудов:
«Сунан ибн Маджа»
«Сунан ибн Маджа» является одним из шести основных сборников хадисов в Исламе. Его сборник высоко ценится среди обладателей знания.
Он написал введение, в котором затронул ряд важных вопросов вероучения и завершил его главами, посвященными знаниям и их достоинствам.
Имам ад-Дахляви сказал, описывая «Сунан»: «Она прекрасна в своей последовательности»[33].
Он расположил главы и повествования в порядке, который свойственен факихам. Большая часть его книги основана на методе факихов.
Поэтому ибн аль-Асир сказал: «Его книга очень полезна в фикхе». Аналогичное описание данного сборника высказал хафиз ибн Касир[34].
Он говорил: «Автор известного “Сунан”, который свидетельствует о его обширных знаниях и указывает на его следование сунны в основах и в ответвлениях»[35].
Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорил: «Прекрасная книга с множеством оглавлений и редкими повествованиями»[36].
Тем не менее данный сборник содержит наибольшее количество слабых хадисов относительно остальных пяти сборников Ислама. И иногда в нем приходят вымышленные хадисы[37]. Это вовсе не значит, что сборник теряет свое величие. Ученые не расходятся во мнениях о важности сборника ибн Маджи и величины его статуса среди сборников сунны, однако ученые разногласили об их месте относительно друг друга.
Роль ашаритов в сохранении и распространении «Сунан» ибн Маджа
Есть много аспектов заботы, которую проявляли ашариты в отношении «Сунан» ибн Маджи, начиная с составления рукописей и копий книги, заканчивая составлением комментариев к сборнику и различных дополнений, сокращений или просто чтением и преподаванием.
Имам ан-Ну’мани пишет: «Один из лучших рукописных экземпляров “Сунан” ибн Маджи, которые мы видели в Пакистане, находится в библиотеке Хусамуддина ар-Рашиди. Этот экземпляр ранее находился в сокровищнице известного ученого Факируллы ибн Абдуррахмана аль-Ханафи аль-Джалалабади, да смилуется над ними Аллах. Он написал его, поставил на нем свою печать, а затем его купил Хидаятулла аль-Хусейни, один из предков вышеупомянутого Хисамуддина ар-Рашиди»[38].
Некоторые важные копии книги принадлежат перу ханбалитов, как ибн Куддама аль-Макдиси[39]. Ученые также заботились о том, чтобы преподавать сборник на своих уроках. Имам ас-Сахави упомянул, что его шейх, Хафиз ибн Хаджар, читал «Сунан» ибн Маджа на своих собраниях[40].
Что касается науки толкования (шарх), то множество ашаритских ученых одними из первых написали к «Сунан» ибн Маджа книги с разъяснениями. Среди них известны Али ибн Абдуллах аль-Балянси, Абдулатиф аль-Багдади, хафиз Закиюддин аль-Бирзали, хафиз Шихабуддин аль-Бусири, хафиз ас-Суюти, имам Абу аль-Хасан ас-Санди и многие другие.
Первым ученым, который упомянул различные иснады к повествованиям «Сунан» ибн Маджи, был хафиз ибн Асакир[41]. Хафиз ибн Асакир также был автором книги «Муджам аль-муштамиль», в которой одним из первых упомянул биографии передатчиков из книги «Сунан» ибн Маджа.
Авторами книг, составленных на основе уникальных повествований ибн Маджи (аз-Заваид), являлись ашаритские ученые, как ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. в 852 г.х.) или Абу Аббас аль-Бусири (ум. в 840 г.х.). Также передавали этот сборник через собственные иснады такие ученые, как ас-Сам’ани, ибн Хаджар аль-Аскаляни и хафиз ибн Асакир.
«Тафсир» ибн Маджа
Эту книгу упоминают различные ученые, как хафиз аз-Захаби и хафиз ибн Касир. Шейх Шуайб аль-Арнуат отмечает, что ничего из этой книги не сохранилось до наших дней[42]. Возможно, что рукописи этой книги существовали в восьмом веке по Хиджре при жизни ученых, которые упоминали о ней и видели ее рукописи, но затем они затерялись и не сохранились до наших дней. Хафиз ибн Касир описывал эту книгу как всеобъемлющее толкование Корана[43].
«Тарих» ибн Маджа
Ибн Тахир сказал: «Я видел ее в Казвине, в ней составлены биографии сподвижников и людей до его собственной эпохи»[44].
Его смерть
На момент смерти ему было 64 года. Скончался великий ученый в последние дни месяца Рамадан в понедельник 273-го года по Хиджре. Похоронили имама на его родине, в Казвине.
Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси сказал: «Над ним совершил молитву его брат Абу Бакр, похороны взяли на себя его братья Абу Бакр, Абу Абдуллах и племянник Абдуллах»[45].
Смерть ибн Маджи ознаменовала приближение конца золотой эпохи и ослабление научной тенденции. Утрата великих ученых всегда глубоко переживается всеми, кто извлекает от них пользу. Каждая смерть великого ученого оставляла за собой пустоту, которую было сложно заполнить, смерть имама ибн Маджа так же оставила брешь на картине исламского наследия, и эта брешь, которую невозможно было залатать и заделать. Все мы принадлежит Аллаху и к Нему наше возвращение.
[1] «Сияр а’лям ан-нубаля» (13/278).
[2] «Тахзиб аль-асма ва люгат» (1/89).
[3] «Вафаят аль-а’ян» (4/279).
[4] Прим. араб. «Бахр аль-Казвин».
[5] «Вафаят аль-а’ян» (1/187).
[6] «Тахзиб аль-камаль» (40/27).
[7] «Маджму аль-фатава» (20/40).
[8] «Мукаддима сунан ибн Маджа», стр. 24. Шуайб аль-Арнаут.
[9] «Мукаддима сунан ибн Маджа», стр. 25. Шуайб аль-Арнаут.
[10] «Бидая ва ан-Нихая» (11/61).
[11] «Сунан» ибн Маджа, 62.
[12] Прим. Кадариты — секта, отрицающая предопределение.
[13] «Сунан» ибн Маджа, 84.
[14] Прим. вера.
[15] «Сунан» ибн Маджа, 65.
[16] «Сунан» ибн Маджа, 103.
[17] Прим. джахмиты — последователи Джахма ибн Сафвана, отрицавшие божественные атрибуты.
[18] «Сунан» ибн Маджа, 197.
[19] «Хашият» ас-Санди (1/87).
[20] «Хашият» ас-Санди (1/87).
[21] «Сунан ибн Маджа» Китаб аль-мукаддима, глава 14.
[22] «Хашият» имам ас-Санди (1/90).
[23] «Шарх Раджихи аля ибн Маджа» (2/14).
[24] «Китаб аль-Мукаддима», глава 15.
[25] «Китаб аль-мукаддима», глава 8.
[26] «Ат-Такйид» (1/122).
[27] «Ат-Тадвин» (2/49).
[28] «Тарих ад-Димашк» (56/271).
[29] «Вафаят аль-а’ян» (4/279).
[30] «Сияр а’лям ан-нубаля» (13/277).
[31] «Бидая ва ан-Нихая» (11/61).
[32] «Такриб ат-тахзиб», стр. 514.
[33] «Аль-Инджах», стр. 3.
[34] «Фатх уль-мугис» (4/343).
[35] «Бидая ва ан-Нихая» (11/61).
[36] «Тахзиб ат-тахзиб» (9/531).
[37] «Бадр аль-мунир» (1/307).
[38] «Имам ибн Маджа ва китабихи сунан» имам ан-Ну’мани, стр. 288.
[39] «Мукаддима сунан ибн Маджа» аль-Арнаут, стр. 36.
[40] «Хулясат уль-асар» (1/83).
[41] «Мукаддима сунан ибн Маджа» аль-Арнаут, стр. 26.
[42] «Мукаддима Сунан ибн Маджа», стр. 20.
[43] «Бидая ва ан-Нихая» (11/56).
[44] «Тарих ад-Димашк» (56/272).
[45] «Шурут аиммат ас-ситта», стр. 16.