Я обнаружил, что некоторые из последователей ибн Таймии не понимают его доктрину о безначальности мира как вида, и я полагаю, что причина заключается в том, что те, кто понимает его доктрину, намеренно запутывают людей в этой опасной и безобразной идее, как обычно они это делают.
Согласно доктрине ибн Таймии, Аллах всегда творил нечто, а до этого нечто было еще одно творение, которое Он творил, и таким образом у творений, как вида, нет начала. И это, по мнению ибн Таймии, является необходимым разумом, то есть разум должен признать, что Аллах всегда был Творцом для творений, у которых нет начала.
Это утверждение в действительности соответствует убеждению неверующих философов, что Аллах по Своей Сущности обязан быть Творцом, и, что невозможно, чтобы Он не был Творцом в какой-то промежуток времени.
Им следует возразить: само по себе какое-либо творение не может быть прямым следствием необходимо существующего. Если бы существование вида творений было бы прямым следствием необходимо существующего, то само существование необходимо существующего было бы невозможным без существования вида творений. Однако вид творений сам по себе существует допустимо, и в нем нет ничего, что существовало бы необходимо. Таким образом, вид творений исходит от Того, Кто Сам по Себе необходимо существует, и нет нужды в том, чтобы какая-то часть мира — будь это планеты или что-то еще — была предвечна, а это противоречит их словам».
Ибн Таймия говорит, что вид творений — это прямое следствие существования Аллаха, то есть разум обязывает к тому, что вид творений существует, если существует Аллах. Но так как вид творений — это сами отдельно взятые творения, а каждое такое творение имеет начало, то необходимо разумом, чтобы Аллах не переставал быть творящим нечто, до которого будет еще одно нечто, сотворенное им, и так — до безначальности.
Также ибн Таймия говорит:
وَمِنْ هُنَا يَظْهَرُ أَيْضًا: أَنَّ مَا عِنْدَ الْمُتَفَلْسِفَةِ مِنْ الْأَدِلَّةِ الصَّحِيحَةِ الْعَقْلِيَّةِ فَإِنَّمَا يَدُلُّ عَلَى مَذْهَبِ السَّلَفِ أَيْضًا؛ فَإِنَّ عُمْدَتَهُمْ فِي ” قِدَمِ الْعَالَمِ ” عَلَى أَنَّ الرَّبَّ لَمْ يَزَلْ فَاعِلًا وَأَنَّهُ يَمْتَنِعُ أَنْ يَصِيرَ فَاعِلًا بَعْدَ أَنْ لَمْ يَكُنْ
«Отсюда становится ясным также то, что верные рациональные аргументы, которые имеются у людей, занимающихся философией, указывают на позицию праведных предшественников. Их же опора в том, что мир безначален в том, что Господь не переставал быть действующим, и что недопустимо, чтобы Он стал действующим после того, как не был таковым». (Ибн Таймия, «Маджму’ аль-Фатава», 6/300)
Он говорит, что Аллах не переставал быть действующим, и недопустимо, чтобы Он стал действующим после того, как не был им. В таком случае необходимо, чтобы Он всегда был действующим.
Примечание: отнесение ибн Таймии этого к предшественникам — это ложь, как он обычно это делает. Он всего лишь является последователем философов, противоречащих всем мусульманам, так как ни один мусульманин не высказывался о безначальной цепи творений в прошлом, не говоря уже о том, что это обязательно.