Имам аль-Ашари в труде «Аль-Ибана» в разделе об установлении «возвышенности» Аллаха говорит:
وقال تعالى حاكياً عن فرعون لعنه الله: {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} ، كذب موسى عليه السلام في قوله: إن الله سبحانه فوق السماوات.
«Всевышний, рассказывая о Фараоне, да проклянёт его Аллах, сказал: “О Хаман, построй мне высокую башню, может быть, я достигну путей – путей небес и посмотрю на бога Мусы, ведь я однозначно думаю, что он лжец”» (Коран, 40:37-36). Фараон назвал ложью эти слова Мусы (мир ему): «Поистине, Аллах, преславен Он, над (фаука) небесами».
Имам аль-Ашари понял из обвинения Фараоном Мусы (мир ему) во лжи, что Муса сообщил ему о том, что Аллах над небесами. И Фараон, желая доказать ложь Мусы (мир ему), приказал построить лестницу к его богу. Вытекает ли отсюда, что имам аль-Ашари верил в «возвышенность» Аллаха точно так же, как верил в неё Фараон? Исповедовал ли имам аль-Ашари фараонскую антропоморфистскую акыду (вероубеждение)?
Я же скажу: вероубеждение Фараона – это вера в наличие стороны и расстояния, которое пролегает между Аллахом и им, и это явственно из того, что он приказал построить лестницу, чтобы увидеть Бога Мусы. Фараон думал, что если Бог находится над небесами, то между ними должно быть расстояние, а лестница приведёт его к Нему – к определённому месту.
Но это не является вероубеждением имама аль-Ашари.
Имам аль-Ашари не говорил о том, что постройка лестницы приведёт его к Аллаху по преодолении некоего расстояния, как это понял Фараон из слов Мусы (мир ему) о том, что Аллах – над небесами (если признать то, что Муса действительно сообщил Фараону именно об этом).
Однако имам аль-Ашари понял из слов Фараона только то, что Муса (мир ему) сообщил ему – что Аллах над небесами. Фараон же в свою очередь по причине того, что он муджассим (антропоморфист), подумал, что Господь находится вверху на определённом расстоянии от него, и велел построить лестницу.
Грань между этими двумя трактовками очень тонкая.
Имам аль-Ашари из слов Фараона понял, что Муса сообщил ему о том, что Аллах над (фаука) небесами.
А Фараон из сообщения Мусы (мир ему) о том, что Аллах над небесами (если допустить, что он сообщил ему именно об этом) понял ещё и наличие стороны и расстояния.
Аль-Ашари и вместе с ним некоторые из салафов поняли из слов Фараона возвышенность (фаукыя) и только. А Фараон из сообщения Мусы (мир ему) понял наличие стороны и расстояния.
Мазхаб первых поколений опирается на сообщение Мусы (мир ему) Фараону о возвышенности и только.
Мазхаб же муджассимов опирается на понимание Фараона сообщения Мусы (мир ему) о возвышенности.
Как же велика разница между этими двумя трактовками!