Итикаф (затворничество) в мечети

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Итикаф (затворничество) – это прекрасный вид поклонения, которое помогает укрепить связь с Всевышним Аллахом, вырваться из круга мирских забот и улучшить духовно-нравственное состояние.

Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения шариата это пребывание в мечети с целью приближения ко Всевышнему Аллаху.

Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ

«Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечети» (сура Аль-Бакара, аят 187).

Со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) передают следующее:

أنَّ النَّبيَّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم كان يعتكِفُ العشرَ الأواخِرَ مِن رمضانَ، حتى توفَّاه الله، ثم اعتكَفَ أزواجُه مِن بَعدِه

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посвящал себя затворничеству в последние десять дней Рамадана, пока Аллах не упокоил его. И его жёны посвящали себя затворничеству после него». (Аль-Бухари, Муслим)

Итикаф был известен также среди предыдущих общин. Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ

«Мы велели Ибрахиму и Исмаилю очистить Мой Дом (Каабу) [от идолов и мерзостей] для совершающих таваф, находящихся [возле неё в итикафе], совершающих поясной (рукуʼ) и земной (суджуд) поклоны». (сура Аль-Бакара, аят 125)

Имам Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وهو مستحبٌّ كل وقتٍ في رمضان وغيره بالإجماع ولإطلاق الأدلة

«Итикаф желателен в любое время, будь это Рамадан или другой период, по единогласному мнению учёных и наличию доказательств». («Мугни аль-Мухтадж», 1/449)

Разновидности итикафа

На итикаф распространяются четыре правовых положения.

Имам Ибрахим аль-Баджури (умер в 1277 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وأحكامه أربعة : فإنه قد يكون مندوبا ، وهو الأصل فيه ، وواجبا بالنذر ، وحراما ؛ كما إذا اعتكفت المرأة بغير إذن زوجها ، ومكروها ؛ كما إذا اعتكفت ذوات الهيئات بإذن أزواجهن ، ولا يكون مباحا ؛ لأن القاعدة : أن ما أصله الندب لا تعتريه الإباحة

«У итикафа четыре правовых решения (хукма), он бывает:

– желательным, и это основа;

– обязательным, если был дан обет;

– запретным, если жена вышла совершать итикаф без разрешения мужа;

– нежелательным – для женщин с красивой внешностью даже с разрешения мужа.

На итикаф не распространяется хукм дозволенности, ибо правило гласит: «То, что в основе своей желательно, не рассматривается как дозволенное». («Хашият аль-Баджури», 2/459)

У желательного итикафа нет определённого времени. Если пребывать в мечети с намерением на итикаф, то он будет считаться состоявшимся, и всё то время, что человек остаётся в мечети, он будет получать награду.

Обязательный итикаф соблюдается столько, сколько было оговорено в обете. Например, если человек дал обет, сказав: «Если я достигну успеха в каком-то деле, я совершу итикаф и проведу три дня в мечети», или: «Если мне удастся какое-то дело, то я совершу итикаф».

Столпы итикафа

1. Намерение.

2. Пребывание в мечети.

3. Мечеть.

4. Человек, совершающий итикаф.

Необходимые условия для того, чтобы итикаф был действительным

1. Человек, совершающий итикаф, должен быть мусульманином.

2. Человек, совершающий итикаф, должен быть разумным. Недействителен итикаф сумасшедшего и несовершеннолетнего, что касается мумайиза, то его итикаф действителен.

3. Мужчины должны проводить итикаф в мечети, в которой совершаются коллективные молитвы, предпочтительна соборная мечеть.

4. Очищение человека от скверны, менструации и послеродового кровотечения.

Не является необходимым условием для действительности итикафа соблюдение поста. В хадисе, который передает Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ليس على المعتكف صيام إلا أن يجعله على نفسه

«Ушедший в уединение не обязан поститься, если только он не возьмёт на себя такое обязательство». (аль-Хаким, ад-Даракутни)

Причины, делающие итикаф недействительным

1. Совокупление, даже без выделений.

Прикосновения, поцелуи и объятия не нарушают итикаф до того момента, пока не произойдёт семяизвержение.

2. Выход из мечети без необходимости.

3. Вероотступничество,

4. Опьянение, потеря рассудка.

5. Месячные и послеродовые выделения, потому как им нельзя находиться в мечети.

Пребывающему в мечети разрешается в любое время прервать желательный итикаф, выйдя из мечети, но он должен возобновить намерение, когда возвратится в мечеть.

Порицаемые действия при соблюдении итикафа

1. Капиллярное и венозное кровопускание в том случае, если вы уверены, что не испачкаете мечеть, в противном случае это запретно.

2. Занятие мирскими делами: работой, шитьём, куплей-продажей, пустой тратой времени в социальных сетях или бесполезных разговорах.

Желательные действия при соблюдении итикафа

1. Занять себя поклонением Всевышнему Аллаху, чтением Священного Корана, хадисов, поминанием Аллаха, чтением религиозных книг.

2. Соблюдать пост.

3. Совершить итикаф в соборной мечети[1], в той, в которой совершают пятничный намаз.

4. Говорить только благое, никого не оскорблять и не сплетничать.

 

[1] Это по причине большого джамаата во время намаза и отсутствия необходимости прерывать и’тикаф, выходя на пятничный намаз.

Похожие материалы