Сегодня мы часто сталкиваемся с периодами беспокойства, разобщения и конфликтов, которые нарушают спокойствие в обществе. Эти явления обозначаются как фитна (смута), которая может проявляться как в духовной, так и в социальной сферах. Смута способна разрушить единство общины и посеять раздор между ее членами. И чем дальше люди будут находиться от времени пророчества, тем дальше они будут от источника света и руководства. Чем ближе время к его завершению, тем больше будет проявляться смут и великих бедствий.
Всевышний Аллах даровал этой общине благополучие в ее начале, однако к концу она будет все чаще испытываться, как об этом сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
إن أمتَكم هذه جُعِلَتْ عافيتُها في أولِها، وإن آخرَها سيُصِيبُهم بلاءٌ وأمورٌ يُنْكِرُونها، تَجِيءُ فتنٌ فيُرَقِّقُ بعضُها لبعضٍ، فتَجِيءُ الفتنةُ فيقولُ المؤمنُ: هذه مُهْلِكَتي. ثم تَنْكَشِفُ، ثم تجيءُ فيقولُ: هذه مُهْلِكَتي. ثم تَنْكَشِفُ، فمَن أحبَّ منكم أن يُزَحْزَحَ عن النارِ، ويُدْخَلَ الجنةَ فلتُدْرِكْه موتَتُه، وهو مؤمنٌ باللهِ واليومِ الآخرِ، وليَأْتِ إلى الناسِ ما يُحِبُّ أن يُؤْتَى إليه
«Благополучие дано первым поколениям моей общины, а в будущем ее постигнут бедствия и то, что вам не понравится. Искушения будут приходить так, что прежние будут казаться незначительными по сравнению с новыми. Придёт смута, и верующий скажет: “Вот она, моя погибель”. Затем она пройдет, и придет другая смута, и верующий вновь скажет: “Вот она, вот она (та, что погубит меня)”. Поэтому пусть тот, кто желает избавиться от адского пламени и войти в райский сад, встретит свою смерть, будучи верующим, и пусть поступает с людьми так же, как он желает, чтобы они поступали с ним»[1].
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
بادروا بالأعمالِ فتَنًا كقطعِ اللَّيلِ المظلمِ، يصبحُ الرَّجلُ مؤمنًا ويمسي كافرًا، ويمسي مؤمنًا ويصبحُ كافرًا يبيعُ أحدُهم دينَهُ بعرضٍ منَ الدُّنيا
«Спешите совершать праведные дела, пока не настала фитна (смута), подобная темной ночи, когда человек проснется утром верующим, а вечером станет неверующим, и когда вечером будет он верующим, а утром — неверующим, продающим свою религию за незначительные мирские блага»[2].
В хадисе от Ирбада ибн Сарийи передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إنَّه مَن يَعِشْ منكم بعدي، فسيرى اختلافًا كثيرًا
«Тот, кто из вас доживет до моих дней, увидит много разногласий…»[3]
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
سيأتِي على الناسِ سنواتٌ خدّاعاتٌ؛ يُصدَّقُ فيها الكاذِبُ، ويُكذَّبُ فيها الصادِقُ، ويُؤتَمَنُ فيها الخائِنُ، ويخَوَّنُ فيها الأمينُ، وينطِقُ فيها الرُّويْبِضَةُ. قِيلَ: وما الرُّويْبِضةُ؟ قال: الرجُلُ التّافِهُ يتَكلَّمُ في أمرِ العامةِ
«Придут обманчивые годы, в которые будут верить лжецу, и не будут верить говорящему правду; будут доверять предателю, и не доверять достойному доверия; и заговорит ар-Рувайбида».
(Его) спросили: «А что значит ар-Рувайбида?», на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Невежественный человек обсуждающий вопросы, затрагивающие интересы всего общества»[4].
Сегодня мы живем во времена заблуждений, когда никчемные люди (рувайбида) либо управляют их судьбами, либо манипулируют их сознаниями, предоставляя свои утопии как бесспорные истины. Всевышний Аллах создал эти фитны (искушения) для испытания людей, чтобы Он мог отличить правдивых от лжецов, а также чтобы отделить чистое от нечистого.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ ۖ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Мы уже испытали тех, кто был до них. Аллах знает, кто искренен, а кто лжет»[5].
Эти искушения многочисленны: иногда они затрагивают религию, иногда — тело, иногда — имущество, супругу, детей, удовольствия или страсти. Однако при всем их многообразии они делятся на две категории или объединяются в две основные группы:
1. Искушения сомнений;
2. Искушения страстей.
И не было времени, когда двери этих двух видов искушений открывались бы так широко, как в наше время.
Искушений сомнений стало гораздо больше, чем в любое другое время, что связано с господством неверующих, их войной против религии и агрессией, которой подвергаются мусульмане. Кроме того, влияние получили лицемеры, развратники и еретики, участились случаи атеизма, секуляризма и вражды к религии. Слабость знаний среди многих, кто причисляет себя к мусульманам, также способствует этому. Все это открыло двери для людей с заблуждениями, которые нападают на Ислам, пытаются очернить его в глазах мусульман, а также посеять сомнения в шариатских предписаниях и законах. В результате искушения распространились повсеместно.
Искушения страстей также стали широко распространяться. Это выражается в росте числа грехов, публичной пропаганде пороков, распространении прелюбодеяния и его упрощении. Доступ к грехам стал легче, пороки повсеместны: их пропагандируют, разрушая ценности, принципы, мораль и семьи.
Смута обязательно несет за собой порчу, а порча является признаком приближения Часа. Всевышний Аллах предостерег нас от них, сказав:
وَٱتَّقُوا۟ فِتۡنَة لَّا تُصِیبَنَّ ٱلَّذِینَ ظَلَمُوا۟ مِنكُمۡ خَاۤصَّة
«Бойтесь смуты, которая охватит не только несправедливых среди вас (ее последствия затронут и остальных)»[6].
Имам аль-Багави (да смилуется над ним Аллах) приводит слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
وقال ابن عباس: أمر الله عز وجل المؤمنين أن لا يقروا المنكر بين أظهرهم فيعمهم الله بعذاب يصيب الظالم وغير الظالم .
«Всевышний Аллах велит не молчать при совершении порицаемого, если это будет среди них (то есть присутствующих при этом действии. — прим. ред.), иначе Аллах всех покарает, и наказание коснется как грешника, так и того, кто не является таковым»[7].
Как избежать смуты и искушения?
Не держаться за мирское, даже если это трудно для души, — один из путей спасения от искушений.
Аль-Микдад ибн аль-Асвад (да будет доволен им Аллах) передает: «Клянусь Аллахом, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
قَالَ: ايْمُ اللَّهِ، لَقَدْ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ يَقُولُ: إِنَّ السَّعِيدَ لَمَنْ جُنِّبَ الْفِتَنَ، إِنَّ السَّعِيدَ لَمَنْ جُنِّبَ الْفِتَنِ، إِنَّ السَّعِيدَ لَمَنْ جُنِّبَ الْفِتَنُ، وَلَمَنْ ابْتُلِيَ فَصَبَرَ فَوَاهًا
“Поистине, счастлив тот, кто избежал участия в смутах! Поистине, счастлив тот, кто избежал участия в смутах! Поистине, счастлив тот, кто избежал участия в смутах! И счастлив тот, кто подвергся испытанию, но проявил терпение! Ах, (как он счастлив)!”»[8]
Если же искушение окружает человека, и ему не найти спасения, то пусть он спасает свою веру и увеличивает поклонение.
От Макиля ибн Ясара передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
العبادة في الفتنة كالهجرة إليّ
«Поклонение в смутное время подобно переселению (хиджре) ко мне»[9].
Причина большого достоинства поклонения в такое время заключается в том, что смута отвлекает людей, кроме небольшого числа, от поминания Аллаха.
Также необходимо запастись благими делами до того, как возникнут искушения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
بادروا بالأعمالِ فتَنًا كقطعِ اللَّيلِ المظلمِ
«Спешите совершать праведные дела, пока не настала фитна (смута), подобная темной ночи»[10].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, пишет:
معنى الحديث الحث على المبادرة إلى الأعمال الصالحة قبل تعذرها والاشتغال عنها بما يحدث من الفتن الشاغلة المتكاثرة المتراكم
«Смысл хадиса заключается в том, чтобы побуждать к совершению благих поступков до того, как они станут невозможными из-за множества искушений, которые отвлекают и накапливаются»[11].
Когда человек сталкивается со сложными вопросами в религии, ему необходимо обращаться к ученым, ведь они — те, кто освещает тьму и помогает решать сложные проблемы и затруднения в религии. Аллах повелел нам это в Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спросите у людей знающих, если сами не знаете»[12].
Знающие люди — это знатоки Корана или обладатели знания. Но сегодня люди, к сожалению, не различают тех, кто являются ученым, а кто — простым проповедником.
Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал об этом еще несколько веков назад:
والعالِم عند العوام: من صعد المنبر⠀
«В понимании простого народа ученым (алимом) является всякий, кто взобрался на минбар»[13].
Одним из важнейших путей спасения является изучение своей религии и четкое различие между правдой и ложью.
Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) говорил:
لَا تَضُرُّكَ الْفِتْنَةُ مَا عَرَفْتَ دِينَكَ ، إِنَّمَا الْفِتْنَةُ إِذَا اشْتَبَهَ عَلَيْكَ الْحَقُّ وَالْبَاطِلُ فَلَمْ تَدْرِ أَيَّهُمَا تَتَّبِعُ، فَتِلْكَ الْفِتْنَةُ
«Смута (фитна) не навредит тебе, если ты будешь знать свою религию, ведь смута — это когда истина и ложь не ясны для тебя, так что ты не знаешь, за чем следовать; это есть смута»[14].
Не забывайте просить у Всевышнего Аллаха защиты и сохранения от искушений. Среди таких просьб — дуа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
اللَّهُمَّ إنِّي أعوذُ بكَ من الفِتَنِ، ما ظهَرَ منها، وما بطَنَ
«О Аллах! Я прибегаю к Тебе за защитой от смут (искушений), как явных так и скрытых!»[15]
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِعْلَ الخَيْرَاتِ، وَتَرْكَ المُنْكَرَاتِ، وَحُبَّ المَسَاكِينِ، وَأَنْ تَغْفِرَ لِي وَتَرْحَمَنِي، وَإِذَا أَرَدْتَ فِتْنَةً فِي قَوْمٍ فَتَوَفَّنِي غَيْرَ مَفْتُونٍ، وَأَسْأَلُكَ حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ، وَحُبَّ عَمَلٍ يُقَرِّبُ إِلَى حُبِّكَ
«О Аллах! Я прошу у Тебя возможности совершения благодеяний, оставления порицаемого и любви к беднякам. Я прошу у Тебя, чтобы Ты простил и помиловал меня. Если же Ты пожелаешь ввергнуть какой-либо народ в смуту, то забери меня к Себе так, чтобы она меня не коснулась. Я прошу у Тебя любви к Тебе, к тем, кто любит Тебя, а также любви к тем деяниям, которые приближают к Твоей любви»[16].
Мы просим Всевышнего Аллаха избавить нас от смут, как явных, так и скрытых, а также хранить нас под Своей защитой, амин!
[1] Ан-Насаи.
[2] Муслим.
[3] Ат-Тирмизи.
[4] Ахмад; ибн Маджа.
[5] Коран, 29:3.
[6] Коран, 8:25.
[7] «Маалим ат-танзиль» (3/345).
[8] Аьу Давуд.
[9] Муслим.
[10] Муслим.
[11] «Шарх сахих Муслим» (2/300).
[12] Коран, 16:43.
[13] «Тазхир аль-хавас», стр. 278.
[14] Ибн Аби Шейба.
[15] Ахмад.
[16] Ахмад; ат-Тирмизи.