Кто такие мадхалиты?

мадхалиты

В недавней статье мы писали о Движении исламского пробуждения (также известном как «Сахва»), движении общественного протеста, возникшем в Саудовской Аравии в 90-х годах в качестве ответной реакции на решение правительства страны впустить американские войска на землю Двух святынь мусульман.

Тогда государство жестоко подавило движение, заключив под стражу его лидеров, а также сотни их сторонников. Однако, помимо этого, саудовское правительство прибегло к куда более изощренной подрывной тактике, которая сильно ослабила влияние «Сахва» в обществе.

С появлением «контрдвижений», активно поддерживаемых правительством, им удалось снизить интерес к протестам и отвлечь внимание людей от критики в адрес королевской семьи и, вместо этого, сосредоточить фокус внимания на разногласиях между различными мусульманскими группами.

Одним из таких контрдвижений является группа так называемых «мадхалитов» или «джамиитов» (слово образовано от имени их основателя Мухаммада Амана аль-Джами). Они также известны как «ученые Медины», так как наиболее известные личности из их числа жили и работали именно там, преимущественно в Исламском университете[1].

Кто же такие «мадхалиты»?

Как образовалась эта группа, и что этому способствовало?

Действительно ли данная группа была создана благодаря саудовской тайной полиции?

В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС: ПРИЗЫВ vs ПОЛИТИКА?

Шейх Раби’ бин Хади аль-Мадхали и по сей день является самой известной фигурой данного движения. Он родился в 1931 году и преподавал до конца 1990–х годов на факультете хадисоведения Исламского университета Медины. Будучи студентом аль-Альбани, в 1970–х годах он недолгое время состоял в группе, известной как «Аль-Джамаат ас-Салафийят аль-Мухтасиба» (группа Джухаймана аль-Отайби)[2].

После разрушительной осады Мекки в 1979 году аль-Мадхали каким-то образом удалось избежать тюрьмы, и впоследствии он стал проявлять открытую лояльность к политическому режиму. В конце 1980–х он приобрел немалую популярность в религиозной среде Саудии — после написания книги «Призыв пророков посредством мудрости и разума», в которой он отстаивал идею о том, что в вопросах призыва «очищение вероубеждения» должно играть первостепенную роль[3].

Это непосредственно отсылает нас к корню всех разногласий мусульман в современном мире. Граница конфликта проходит между теми, кто считает, что наиважнейшей задачей является построение политической системы, обеспечивающей безопасность мусульман, и теми, кто считает, что куда важнее для начала дать людям правильное понимание вопросов акыды (вероубеждения) и только затем сосредоточиться на политических аспектах.

По мнению первой группы, создание сильной политической конструкции разрешит проблему дефицита знающих людей среди населения (посредством контроля образовательных учреждений). Вторая группа, напротив, убеждена в том, что исправление неверных убеждений каким-то образом в результате приведет к политическим реформам и преобразованиям..

ТАЙНАЯ ПОЛИЦИЯ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

На фоне усиления враждебности в отношениях между движением «Сахва» и правительством Саудовской Аравии аль-Мадхали стал одним из первых ученых, открыто критиковавших сторонников и алимов «Сахва». Вскоре с ним согласились другие деятели, лояльные королевской семье, что и положило начало формированию движения мадхалитов.

В обмен на лояльность правительство Саудовской Аравии предоставило огромную поддержку новому контрдвижению, во многом за счет деятельности министра внутренних дел — принца Найефа:

«Значительные материальные и институциональные ресурсы, которые вскоре оказались в их распоряжении, сделали движение привлекательным в глазах тех, кто был маргинализирован в общественном пространстве или же в религиозной сфере»[4].

Деятельность мадхалитов включала в себя два аспекта: яростную оппозицию движению «Сахва» и демонстрацию глубокой преданности королевской семье. Они называли «Сахва» «Братьями-мусульманами» и обвиняли их в следовании искаженным убеждениям, несмотря на то, что последователи «Сахва» считались приверженцами асаритской акыды. Сафар аль-Хавали посвятил ряд книг «заблуждениям», которые, по его мнению, исповедуют суфии и ашариты[5].

Во избежание очевидных проблем мадхалиты придумали следующую формулировку:

«Эти сахвиты могут быть “салафитами” с точки зрения вероучения (акыды), однако их методология (манхадж) не является ортодоксальной».

Тем самым они хотят сказать: «По нашему мнению, “акыда” этих мусульман вполне может быть правильной, но методы, к которым они прибегают, достойны порицания за введение новшеств (бид’а), поэтому они не являются истинными “салафитами”, подобно нам»[6].

Мадхалиты не обошли стороной также связь движения «Сахва» с политикой, по причине которой, как они считают, члены «Сахва» были далеки от ильма (священного знания). Для мадхалитов подчинение правительству было обязанностью в абсолютной форме. Они осуждали враждебность «Сахва» по отношению к существующим режимам и обвиняли их в «хизбийе», то есть фракционности. Лидера «Сахва» же высмеивали отчаянное стремление мадхалитов всегда поддерживать политику королевской семьи и обвиняли их в том, что они являются «партией правителей» (то есть, грубо говоря, «агентами правительства» — «хизб аль-вулат»)[7].

Основным методом мадхалитов было распространение десятков опровержений (рудуд) на труды и утверждения ученых «Сахва». Благодаря поддержке властей, предоставляющих им все возможности и площадки, увеличилось количество мадхалитских публичных выступлений и лекций. Им даже удалось фактически напроситься в мечеть, в которой Сафар аль-Хавали регулярно давал свои уроки.

Известен случай, когда во время проповеди ас-Сухайми и Абд ар-Раззака аль-Аббада (ученых-мадхалитов), направленных в Бурайду (город в Саудовской Аравии) Министерством по делам Ислама с целью расширения деятельности мадхалитов, их прервали молодые сторонники «Сахва», отключили электричество, громкоговоритель и скандировали:

«Бурайда отвергает вас, мадхалиты!»[8]

Мадхалиты имели обыкновение писать «отчеты» о своих противниках и отправлять их в тайную полицию. Они всячески стремились к сотрудничеству с тайной полицией, надеясь использовать эти связи против оппонентов. Один из таких «отчетов» сыграл важную роль в попытке убедить правительство Саудовской Аравии поддержать мадхалитов.

В заглавии отчета, о котором идет речь, указано: «Всемирная секретная организация по планированию и применению в Саудовской Аравии. Документы и Сведения». Его авторы называют себя «лояльными салафитами» и высказываются за устранение «тайной исламистской организации, вдохновленной идеологией Сайида Кутба», которая, как они полагают, имеет целью свержение режима. В данном отчете они зашли так далеко, что обвинили движение «Сахва» в связях с иностранными группировками и призвали правительство положить конец деятельности этой организации[9].

Исходя из вышесказанного, пожалуй, можно сделать вывод, что контрдвижение мадхалитов действительно было задумкой саудовской тайной полиции, задачей которой было предотвращение критики существующего режима. Даже если элита Саудовской Аравии не принимала непосредственного участия в создании группировки, тем не менее, это движение вольно или невольно служило удобным инструментом в руках правительства и использовалось для отвода опровержений и осуждений власти.

Источник: muslimskeptic.com

 

[1]. Lacroix, Stéphane. Awakening Islam, Harvard University Press, 2011, p.212.

[2]. Yaroslav Trofimov, The Siege of Mecca (New York, Doubleday, 2007).

[3]. Awakening Islam, p.212.

[4]. Ibid., p.213.

[5]. See: Safar al-Hawali, Manhaj al-Asha’irah fi-l-’Aqidah [The Methodology of the Ash’arites in Creed]; al-Hawali, Al-Radd ‘ala-l-Khurafiyyin [Refutation of the Superstitious].

[6]. Awakening Islam, p. 215.

[7]. Ibid., p. 216.

[8]. Ibid., p. 217.

[9]. Abu Qatada al-Filastini, Bayna Manhajayn – Halaqah raqm 76 [Between Two Methodologies – Part 76], www.altaefa.com.

Похожие материалы