Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Курамухаммад-хаджи Рамазанов родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района. Обучаться Исламу он начал с ранних лет.
Вначале получил религиозное начальное образование дома, отец научил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю Абдул-Хафизу. После окончания восьмилетней школы поехал в Буйнакск, в котором тогда проживало много ученых-арабистов. Курамухаммад-хаджи подходил ко всем в неуемной жажде исламских знаний, учился почти у всех них.
 
Его учителями были Нурмухаммад из Унцукуля, Сидикил Али-хаджи из Аймаки, Мухаммад-хаджи из Асаба и многие другие известные исламские ученые. Книгу «Фатхул Мубин» он изучил у шейха из Хучады Меселасул Мухаммада-афанди в Нечаевке. Каждый раз Курамухаммад-хаджи перед изучением той или иной книги либо очередным выбором учителя советовался с шейхом из Батлуха Мухаммадом-афанди, жившим тогда в Буйнакске.
 
Но не только в этом городе он получал свои знания. Подобно передвижнику он ходил за алимами, прося их обучить его, так как время было такое, что и с соседом нельзя было поделиться знаниями такого рода. Вот так по воле Аллаха собственным старанием и усердием он получил образование, которое признали не только в Дагестане, но и в Саудовской Аравии, и в других исламских странах. Самое главное, что знания, обретенные с таким трудом, Курамухаммад-хаджи щедро передавал другим, всякий раз радуясь, когда удавалось кого-то обучить.
 
Когда в Буйнакске открыли Исламский институт имени Сайфуллы-Кади, Курамухаммада пригласили на работу проректором по учебной части. Затем, некоторое время он проработал имамом в Буйнакске.
 
В 1991 году Курамухаммад совершил хадж, во время которого тяжело заболел (кровотечение желудка). Приехав с хаджа, он сразу же отправился в горы к матери. У него пропал интерес к жизни, ибо он был очень подавлен болезнью. Тогда шейх из Батлуха, похлопав его по спине, сказал: «Не спеши умирать, ты еще многих обучишь наукам». Пролежав в больнице, Курамухаммад-хаджи выздоровел и вновь приступил к обучению.
 
В 1994 году он вместе другими дагестанскими учеными для усовершенствования знаний выехал в Дамаск, где учился в университете «Абу-Нур».
 
В 1996 году по приглашению муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова пришел на работу в канонический отдел Духовного управления мусульман Дагестана, где проработал в качестве заведующего отделом до конца жизни. Но не это было его основной деятельностью. Курамухаммад-хаджи работал имамом мечети им. имама Шамиля в Махачкале, имамом-хатыбом в Центральной джума-мечети. В последние два-три года с помощью щедрых мусульман ему удалось построить при своей мечети прекрасное медресе, которое очень быстро приобрело статус одного из лучших в городе.
 
Но самой большой и ответственной он считал идеологическую работу через СМИ. Постоянно выступал с проповедями по телевидению, радио и на страницах периодической печати. Он написал более десяти книг по Исламу. Столько же книг было опубликовано с целью разоблачения идеологии ваххабизма.
 
Курамухаммад-хаджи уделял огромное внимание изучению основ Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей. Он не любил тратить без пользы ни одной минуты жизни. Не обращая внимания на мирскую жизнь, он всецело был поглощен Исламом.
 
Вот так Курамухаммад-хаджи, родившийся в многодетной семье в высокогорном Цунтинском районе, смог своими стараниями и усердием обучиться Исламу, а затем передать свои знания другим.
 
Сегодня в Дагестане есть сотни молодых людей, обучавшиеся у Курамухаммада-хаджи и получившие от него тот Ислам, который раскрывает всю красоту и великолепие религии. Остались не изданными основные труды ученого.
На стадии печатания находится около десятка книг. Каждый труд его был новым уроком и витком в изучении Ислама для мусульман. Его энергия, его желание жить во имя веры передались его многочисленным ученикам, которые используют его наследие в своей дальнейшей жизнедеятельности.
 
Да простит Всевышний все грехи павших за веру (шахидов) и да не лишит нас заступничества (шафаата) в День Великого суда.
 
Дагестан и вся исламская умма потеряла ученого богослова, непримиримого борца с экстремизмом, всецело посвятившего себя распространению наук и просвещению народа.
 
Но Ислам продолжает нести мир и терпимость.
 
Да простит Всевышний все грехи павших за веру (шахидов) и да не лишит нас шафаата в Судный день.
Похожие материалы