Лечение у врача противоположного пола

Вопрос: Каково решение Шариата относительно лечения женщины у врача-мужчины и наоборот?

Ответ:

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха!

Шариат одобряет лечение при болезни и побуждает нас к этому. Учёные-факихи присвоили обучению медицине и специализации в ней степень коллективной обязанности (фард уль-кифая). В основе своей правила таковы – следует обращаться к врачу своего пола: женщине – к врачу-женщине, а мужчине – к врачу-мужчине. Следует предпринимать необходимые меры для того, чтобы в обществе были врачи обоих полов, и эти меры – коллективная обязанность в Исламе. Однако если поблизости нет врача своего пола, то дозволено при нужде обратиться к врачу противоположного пола.

В книге шафиитского мазхаба «Хашият аль-Буджайрими» (380/3) написано:

ويشترط عدم رجل يمكنه تعاطي ذلك في رجل، أي إذا كان المداوى رجلاً والمداوي امرأة يشترط عدم رجل يداويه

«Необходимое условие [дозволенности лечения у врача-женщины] – отсутствие врача-мужчины, способного принять пациента-мужчину. То есть для того, чтобы мужчину могла принять врач-женщина, выдвигается условие – отсутствие врача-мужчины, способного его вылечить».

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что для дозволенности обращения к врачу противоположного пола шариат выдвигает следующие условия:

1. смотреть на аурат человека противоположного пола можно строго по мере необходимости. Шариат установил границы аурата мужчины и женщины и разъяснил, что мужчине запрещено смотреть на аурат посторонней женщины и прикасаться к нему, так как это нарушает доктрины шариата и является посягательством на честь и достоинство человека.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لاَ يَنْظُرُ الرَّجُلُ إِلَى عَوْرَةِ الرَّجُلِ ، وَلاَ المَرْأَةُ إِلَى عَوْرَةِ المَرْأَةِ

«Пусть мужчина не смотрит на ‘аурат мужчины, а женщина – на ‘аурат женщины» (Муслим).

Общепринятой нормой является запрет взора на аурат и прикосновение к нему, если в этом нет необходимости, следовательно, Ислам дозволяет это при возникновении нужды в лечении, но без превышения необходимой нормы, так как нужда в чём-то оценивается по мере необходимости в ней;

2. в некоторых случаях нужда требует, чтобы женщину лечил врач-мужчина, в таком случае следует избегать запретного уединения, то есть уединения мужчины и женщины в месте, где не обеспечена сохранность от подозрений, например, в безлюдном месте либо в помещении с запертыми дверями. Уединением при медосмотре или в операционной не считается пребывание в одном помещении врача-мужчины и пациентки в присутствии её мужа или кого-либо из её близких родственников, брак с которыми недопустим (махрамы), так же, как в присутствии медсестры.

В книге «Бушра аль-Карим» (602/1) сказано:

جازت خلوة رجل بامرأتين، دون عكسه، أيْ يحرم خلوة رجلين بامرأة

«Дозволено уединение одного мужчины с двумя женщинами, но не наоборот. То есть уединение двух мужчин и одной женщины запретно (харам)».

Аллах, свят Он и Велик, даровал нам в наше время больницы и медицинские центры, в которых есть квалифицированные врачи-женщины, посему женщины обязаны в первую очередь обращаться за помощью к врачам женского пола, а если это невозможно, то нет запрета на обращение к врачам-мужчинам при соблюдении вышеупомянутых условий, а Всевышнему Аллаху ведомо лучше!

Источник: Даруль-Ифта Иордании.

Похожие материалы