Наблюдая за исламским онлайн-пространством, иногда просто поражаешься количеству и качеству (а точнее, бредовости) теорий заговоров среди мусульман, начиная антипрививочниками и кончая теориями о плоской земле. Естественно, возникает вопрос: в чём причина этого? Меня эта тема интересует уже достаточно давно, поэтому я решил написать об этом.
Для начала разберёмся, что представляет собой конспирология и связанные с ней теории заговоров. Если коротко, то конспирология (буквально – наука о заговорах) – это концепция, объясняющая общественно важные события, исторические явления, иногда даже ход самой истории, заговором группы лиц (возможно даже, не людей, а инопланетян, например) ради своих корыстных интересов, сокрытых от остального общества. Очень часто в аргументации сторонников теории заговоров можно увидеть такую разновидность логической ошибки, как «сверхобобщение частных случаев», о которых мы говорили подробно в предыдущей статье, то есть сами по себе теории заговора зачастую являются формами ошибочного или софистического суждения.
Одна из причин появления теории заговоров — социальные и психологические потребности человека. Теории заговоров позволяют ему доступным ему языком объяснить сложные явления и процессы, выстраивая целостную картину мира. С другой стороны, теории заговора повышают значимость их сторонников в собственных глазах – как носителей уникальной информации, которую пытаются скрыть злые силы. Стремление избежать когнитивного диссонанса приводит к тому, что личность, однажды воспринявшую определённую теорию заговора, как правило, трудно убедить отказаться от неё. Все противоречащие теории факты они либо просто игнорируют, либо отвергают с помощью типичных для теории заговора приёмов (называя проявлениями провокационной деятельности заговорщиков или интерпретируя таким образом, что из опровергающих фактов они превращаются в подтверждающие).
Применив эти критерии к мусульманам, мы увидим достаточно печальную картину – множество плохо образованных людей, не доверяющих науке и даже относящихся к ней враждебно, доходящих до дениализма (англ. denialism, от denial «отрицание» — форма мировоззрения, основанная на отрицании реальности, противоречащей личным убеждениям индивида, отказ принять эмпирически проверяемую точку зрения из-за нежелания отказаться от своей собственной). О причинах этого мы уже писали в одной из предыдущих статей. Не случайно пик популярности глобальных теорий заговора совпадает с периодами экономической или политической нестабильности, кризиса.
С другой стороны, сама по себе «теория заговора» не является абсурдом, так как заговоры действительно были, есть и будут, а предположение об их существовании ещё не является поводом обвинять оппонента в паранойе. Причины, заставляющие заговорщиков скрывать от остального населения свои истинные цели и планы, могут быть разными, но цели у них завязаны либо на корыстных интересах, либо на личных амбициях и не претендуют на мировую глобальность. Более того, сам термин зачастую становится оценочным и используется для принижения как аргументов оппонента, так и его самого . Один из самых распространённых примеров реального заговора – это разные формы монополистских сговоров или заговоры производителей, когда крупные компании заключают между собой тайный договор для выдавливания конкурентов с рынка и управления им. Пример: сговор табачных компаний с целью скрыть вред курения, с разоблачением и последующими судебными процессами в 90-х в США. Также можно привести примеры реальных раскрытых политических заговоров: договор Сайкса – Пико, Уотергейтский скандал, сделка Иран-контрас.
История знает немало странных, загадочных событий, именно они дают богатую почву для формирования «теорий заговора», то есть некоторые из теорий заговоров имеют под собой реальные основания, например гибель Рудольфа Дизеля или убийство Джона Кеннеди, теракт 11 сентября, закрытие программы электромобилей EV1 и т. д. Часто прообразом тайных организаций, управляющих миром, являются реально существовавшие и существующие организации, разного рода масоны с их тайным ложами (как вариация, «жидомасонский заговор»), ордена иллюминатов и розенкрейцеров, бильдербергские клубы, комитеты 300 и т. д. Их закрытость для широких масс создала вокруг них настоящий мифический ореол и богатую почву для конспирологов. Если приглядеться, у конспирологических теорий о некоем «мировом правительстве», тайно правящем миром, одни и те же проблемы совместимости с реальностью: приписываемые заговорщикам способности глобального контроля вкупе с полной секретностью требует безупречной работы механизма заговора, что при заявленных целях (контроль над миром), наличных силах (относительно небольшая группа людей) и времени действия (десятилетия, века, а то и тысячелетия) не исполнимо практически никак. Возможность некоей группы заговорщиков или тайного общества повлиять на ход истории ненамного превышает роль влияния отдельной личности. В отличие от миров фэнтези, в нашей реальности человек или группа людей, не обладающих сверхспособностями, не могут радикально изменить ситуацию. Они могут изменить направление существующих тенденций, ускорить или отсрочить то или иное развитие событий, но для того, чтобы случилось что-то большее, усилий этой группы, как правило, недостаточно. Чтобы иметь шансы на удачу, заговор должен быть локальным и преследовать легко достижимые цели.
Конспирология и теории заговоров могут применяться в политике и пропаганде, как в интересах правящей элиты (черносотенцы в царской России), так и против неё (нацисты в Веймарской республике). Это делает глобальные теории заговора эффективным инструментом манипуляции массами в кризисных обществах, когда причинами проблем объявляются враги, персонально ответственные в них, давая выход хаотичной деструктивной социальной энергии (погромы в упомянутых выше примерах либо поиск шпионов и вредителей в годы сталинского террора). В целом, теории заговора находят поддержку в среде тех, кто недоволен существующим положением дел в обществе, в особенности — своим личным положением.