Многожёнство: реальность и мифы

Наверное, нет более мифологизированной в исламской медийном пространстве темы, чем многожёнство. Исламский сегмент интернета переполнен мемами, видеороликами, постами и статьями на тему счастливых и весёлых ахишек, женатых на нескольких ухтишках. Но так ли многожёнство радостно на самом деле? Попробуем разобраться в нашей статье.

Начнём с истории. В древности полигамные браки были распространены у многих народов. Вместе с приходом христианства законными стали только моногамные семьи, а отношения мужчины и женщины вне брака стали осуждаться церковной и светской властью. Однако такие отношения никогда не исчезали полностью, об этом свидетельствует историческая и художественная литература.

С приходом Ислама многожёнство у арабов было ограничено правом на четыре жены, до этого количество жён у одного мужа не ограничивалось. То есть в целом авраамическая традиция ограничивала многожёнство и увеличивала ответственность мужа перед женщиной. По современным научным данным исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ, однако по этим же данным, несмотря на то, что большинство мировых обществ допускало многожёнство в той или иной форме, большинство браков в этих обществах оставались моногамными, а количество полигамных браков, как правило, не превышало 10 % и практиковалось только среди элиты.

Столь широкое распространение многожёнства в прошлом объясняется в том числе его практичностью. Вплоть до наступления второй половины 20 века человечество непрерывно вело кровопролитные войны, что приводило к массовой гибели в первую очередь молодых, здоровых мужчин. Это приводило к большому дисбалансу в межполовом соотношении общества, то есть женщин было банально больше, чем мужчин. Многожёнство как раз решало эту проблему, например, в средневековой христианской Европе, где многожёнство было под запретом, после войн резко возрастало количество бастардов[1] и вспыхивали эпидемии сифилиса, так как в условиях большой нехватки мужчин и запрета на многожёнство начинал процветать промискуитет[2]. Однако и там периодически легализовывалось многожёнство, так, в 1650 году после Тридцатилетней войны, окончившейся в 1648 году, для восполнения людских потерь на юге Баварии, на католических землях, на 10 лет было официально разрешено двоежёнство.

Но это в прошлом, в современном мире такого полового дисбаланса в пользу женщин практически не встретить. Если обратиться к статистическим данным, то количество мужчин и женщин в большинстве стран мира примерно равное. Часто можно встретить мнение, что в России женщин больше, чем мужчин, но если обратиться к данным переписей, то мы видим, что женщин становится больше, чем мужчин, только после 35 лет, на 1000 мужчин в возрасте до 34 лет в России приходится примерно 960 женщин, то есть до этого возрастного порога мужчин даже больше, чем женщин! А это самый активный в плане создания семьи возрастной период. Самая большая разница наблюдается в группе от 70 лет: здесь на 1000 мужчин приходится 2377 женщин. Таким образом, большее количество женщин в России не должно вводить в заблуждение, так как перевес этот формируется преимущественно за счёт женщин пожилого, то есть не детородного возраста. И поэтому аргументация о необходимости легализации в России многожёнства как способ повысить демографию и обеспечить одиноких женщин не имеет под собой оснований.

Еще одним важным вопросом, связанным с многожёнством, является чувство психологического комфорта. Мне удалось найти работу, где приводились данные по исследованию психологического состояния женщин, мужья которых имели несколько жен. Вот эта работа www.dawn.com/news/1135346, в ней приводятся данные, собранные в ОАЭ и Малайзии. Как показывают эти данные, женщины в подобных браках испытывают чувство тревоги и обиды; ревность и постоянные конфликты сопровождают подобные союзы. То есть в целом на психологическом здоровье большинства женщин такие браки сказываются негативно. Главная проблема, с которой сталкиваются многожёнцы – это прежде всего проблема неприятия первой женой других жён. Вторая проблема, вытекающая из первой: если жена не приемлет такого положения вещей, для мужчины возникает проблема необходимости выбрать между семьями, и, как правило, приоритет отдаётся первой. Очень часто мужчины в подобной ситуации пытаются скрыть от своей жены наличие других жён, что также не способствует здоровым отношениям, так как вся жизнь мужчины превращается в череду интриг, которые он плетёт, чтобы правда не вскрылась.

Вместе с тем по данным исследования, проведённого в 2008 году экологом Вирпи Луммаа из Шеффилдского университета, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многожёнство, превышает этот показатель в странах, где многожёнство не разрешено. Насколько здесь прямая связь, трудно судить, так как речь идёт об исламских странах, и что больше способствовало большей продолжительности жизни – многожёнство или исламский образ жизни в целом, судить сложно.

В целом мужчине, захотевшему взять вторую жену, стоит хорошенько подумать, потому что второй брак – это не в два раза больше романтики, а в два раза больше ответственности. К сожалению, большинство многожёнцев относится к браку именно как к восполнению романтики и чувств, которых им не хватает в первом браке. Отсюда и такой большой процент разводов в подобных браках. В любом браке романтический период рано или поздно заканчивается, начинается бытовуха, и мужчина теряет то, ради чего он вступал в ещё один брак; далее вторая семья его начинает только тяготить, что и приводит к тому, что мужчина решает просто избавиться от неё, как от обузы, и жить с одной семьей. Естественно, на выходе мы получаем большое количество обиженных на мужчин женщин.

Часто женщина-мусульманка воспринимает Ислам через отношение к ней мужа и через опыт подобного брака. И неудачный брак, а также восприятие мужского отношения к ней как вещи приводят не просто к ослаблению веры, а к полноценному вероотступничеству. К сожалению, такие случаи есть, оценить их масштаб достаточно сложно, так как далеко не все они публичны, но есть и публичные. Такие женщины – лакомый кусок для разных исламофобских и феминистских движений, где они находят поддержку и потом рассказывают душераздирающие истории об «угнетении женщины в Исламе». Поэтому мусульманин, который решает стать многожёнцем, должен хорошо перед этим подумать: для чего он это делает? Готов ли он взять на себя дополнительную ответственность?

Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.

 

[1] Баста́рд (от англ. , нем. bastard «внебрачный, побочный, незаконнорожденный») — внебрачный или незаконнорождённый ребёнок.

[2] Промискуите́т (от лат. prōmiscuus «без разбора», «общий») — беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами.

Похожие материалы