Может ли вали быть выше по достоинству, чем пророк?

С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Его рабу и Посланнику, нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Одна из основ убеждений Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа заключается в том, что посланники и пророки — это лучшие из всех творений Всевышнего Аллаха. Этот факт неоспорим, и, как пишет имам Кушайри, по этому вопросу все ученые единодушны.

Причиной написания данного материала послужило распространение мнения о том, что праведники (авлия) могут превосходить пророков, кроме Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Далее мы, с позволения Аллаха, приведем некоторые слова ученых Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа относительно этого вопроса.

Имам Суюти, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Усуль ад-дин», посвященной акыде мусульман, пишет следующее:

«Лучший из творений — избранный любимец Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, затем Ибрахим, мир ему, затем Муса, мир ему, затем Иса, мир ему, затем Нух, мир ему, и они — обладатели решимости (улюль-азми). Затем идут остальные пророки, затем ангелы, и лучший из них — Джибриль. Затем следует Абу Бакр, затем — Умар, затем — Усман, затем — Али, затем — остальные десять обрадованных Раем сподвижников, затем — участники битвы при Бадре, затем — при Ухуде, затем — участники договора при Худайбийи, затем — остальные сподвижники, затем — остальные общины».

Секретарь имама Шамиля, который в свое время превзошёл всех ученых Кавказа, шейх Мухаммад Тахир аль-Карахи, да будет доволен ими обоими Аллах, в своей известной книге «Шарх Мафруз», посвященной вероубеждению и шариатским решениям, на 82-й странице пишет:

«Лучшими из творений после него, да благословит его Аллах и приветствует, являются пророки «улюль-азми» – обладатели решимости: наш праотец и наш господин Ибрахим, затем Муса, затем Иса, затем Нух, мир им, в таком порядке. Затем идут остальные посланники, затем — пророки, затем — посланники из числа ангелов, затем — остальные ангелы.

И из всех общин — община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самая превосходная. Наилучшие из его уммы — это «хуляфау рашидин» (четыре праведных халифа), затем — остальные десять обрадованных Раем сподвижников, затем — участники битвы при Бадре, затем — при Ухуде, затем — участники договора при Худайбийи…»

Как мы видим, по степени превосходства даже сподвижники идут ниже пророков (анбия), не говоря уже о любимцах Аллаха (авлия).

Шейх Саид-афанди, да будет свята его душа, в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» на странице 133 пишет следующее:

«Какого бы высокого уровня ни были авлия, они не смогут достичь не то что уровня Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но даже уровня его сподвижников. Так говорят познавшие Аллâха (‘арифун) исламские ученые как высокого, так и низкого уровней».

Иными словами, авлия не достигнут даже степени сподвижников, которые в свою очередь не превосходят даже пророков. И как же авлия смогут достичь такого уровня, не говоря уже о превосходстве?

Накшбандийский и шазалийский шейх Хасан-афанди аль-Кахиби, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Бурудж аль-Мушайяда» на странице 243 следующее:

«В книге «Джавахиру аль-Маани» написано: «Я спросил его, да будет доволен им Аллах, о словах авлия, да смилуется над ними Аллах: «Область призыва вали шире области призыва пророка». Он, да будет доволен им Аллах, ответил следующим образом: «Под авлия тут подразумевается только авлия этой уммы (то есть уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) — и это тот, кому велено призывать к Всевышнему Аллаху. Их область призыва шире, чем пророков. Обширность или узость их круга зависит от того, кого они призывают к Всевышнему Аллаху. Каждый посланник, кроме нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был послан к определенному народу, племени или городу. Их призыв не распространялся на других, а послание нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — общее для всех городов и краев земли, племен и народов во все века. И авлия из его уммы, которые призывают к Весвышнему Аллаху, — их призыв включает всех, как послание нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватывало всех. Он не ограничен каким-то городом, народом или уммой, наоборот, это обобщеный призыв, как и послание нашего пророка, мир ему и благословение. В этом и заключается обширность области призыва авлия по сравнению с областью (призыва) пророков»»».

Таким образом, эти слова, хотя некоторые понимают их неправильно, не указывают на то, что авлия лучше или превосходнее пророков. Смысл этих слов, как сказал шейх, заключается в том, что область призыва авлия уммы Мухаммада больше, чем область призыва предыдущих пророков.

О том, что эти слова не указывают на превосходство праведников над пророками, говорится и в примечании к этим словам в оригинальном тексте книги:

«В этих словах не имеется в виду то, что вали превосходнее [кого-либо из] пророков, пойми это».

Далее приведем некоторые слова ученых относительно тех, кто утверждает, что авлия превосходят пророков:

 Имам ат-Тахави (229-321 гг. по хиджре/844-933 гг. по грегорианскому летоисчислению) сказал:

وَلَا نُفَضِّلُ أَحَدًا مِنَ الْأَوْلِيَاءِ عَلَى أَحَدٍ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ عَلَيْهِمُ السَّلَام، وَنَقُولُ: نَبِيٌّ وَاحِدٌ أَفْضَلُ مِنْ جَمِيعِ الْأَوْلِيَاءِ

«Мы не предпочитаем ни одного вали уммы кому-либо из пророков. Напротив, мы говорим, что любой пророк лучше, чем все авлия вместе взятые» («Акыда ат-Тахавийя»).

Имам ан-Навави (631-676 гг. по хиджре/1233-1277 гг. по грегорианскому летоисчислению) передал от устаза Абуль-Касима аль-Кушайри (376-465 гг. по хиджре/986-1072 гг. по грегорианскому летоисчислению) следующее:

قال القشيري: هل يجوز تفضيل الولي على النبي؟.قلنا: رتبة الأولياء لا تبلغ رتبة الأنبياء عليهم الصلاة والسلام. للإجماع المنعقد على ذلك.‏

«Аль-Кушайри сказал: “Дозволено ли считать авлия (любимца Аллаха) выше пророка по степени? Мы уже упоминали, что положение авлия не достигает положения пророков, мир им и благословение, и это единогласное мнение (иджма’)”» («Бустан аль-‘арифин», 1/22).

Имам ан-Насафи аль-Ханафи (ум. в 710-м г. по хиджре/1310-м г. по грегорианскому летоисчислению) пишет в своем тафсире:

وقد زل أقدام أقوام من الضلال في تفضيل الولي على النبي وهو كفر جلي

 «Поистине, многие группы поскользнулись и заблудились, посчитав, что авлия стоит выше пророков по степени. Это явное неверие (куфр)».

[«Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль», 2/315]

Имам Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 гг. по хиджре/1256-1344 гг. по грегоринаскому летоисчислению) сказал в своем тафсире:

لأن بعضهم نقل عنه أنّ الولي أفضل من النبي ، وهذا لا يكاد يخطر في قلب مسلم

«Поскольку некоторые передают от него, что вали превосходнее пророка, но такое убеждение не может быть в сердце мусульманина».

Также он сказал в другом месте:

ومن ذهب إلى أن النبوة مكتسبة لا تنقطع ، أو إلى أن الولي أفضل من النبي ، فهو زنديق يجب قتله

«Кто утверждает, что вали превосходнее пророка, тот еретик/зындик, которого следует убить» («Бахруль Мухит», 6/81; 8/485).

 Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 гг. по хиджре/1504-1567 гг. по грегорианскому летоисчислению) назвал словами куфра следующие:

أَوْ الْوَلِيُّ أَفْضَلُ مِنْ النَّبِيِّ ، أَوْ إنَّهُ يُوحَى إلَيْهِ وَإِنْ لَمْ يَدَّعِ نُبُوَّةً

«Или [если скажет], что вали превосходнее пророка либо что он получает вахью, даже если и не претендует на пророчество» («Аз-Заваджир», 1/66).

Имам Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014-м г. по хиджре/1606-м г. по грегорианскому летоисчислению) сказал:

من اعتقد جواز كون الولي أفضل من النبي كفر وإلحاد وضلالة وجهالة

«Если некто убежден в том, что вали может быть лучше пророка, то это куфр, безбожие, заблуждение и невежество» («Шарх Фикх аль-Акбар», с. 349).

Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. в 429-м г. по хиджре/1037-м г. по грегорианскому летоисчислению) сказал:

اجمع اصحابنا مع اكثر الامة على ان كل نبى افضل من كل ولى ليس بنبى

«Наши ученые (ашариты) вместе с большей частью всей уммы единогласно утверждают, что всякий пророк выше по достоинству любого вали, не являющегося пророком» («Усуль ад-Дин», с. 298).

Похожие материалы