Запрещает ли Ислам курение?

Вопрос: Курение дозволено или запрещено?

Ответ: Существует множество доказательств запрета преднамеренного вдыхания и проглатывания дыма от сжигания табака или чего-то подобного (то, что называют сигаретами и кальяном), упомянем некоторые из них:

1. слова Всевышнего Аллаха: «[Также Моя милость – тем], кто последует за посланником, не умеющим ни читать, ни писать (то есть Му­хаммадом), пророком, сведения о котором они найдут в Таурате и Инджиле (там он был назван по име­ни, и присутствовало его описание). Он будет побуждать их к добру и запрещать дурное, объявит разре­шённым благое и запрещённым – мерзкое, снимет с них бремя [тя­жести] и оковы, которые были на них. Кто уверует в него, станет возвеличивать его, поможет ему и последует за ниспосланным вместе с ним светом (Кораном), тот преуспеет». (сура Аль-Араф, аят 157)

И нет сомнений, что курение считается мерзостью и не является благом в плане вкуса, запаха и воздействия на организм;

2. хадис Умм Салямы (да будет доволен её Аллах): «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал [употреблять] всё опьяняющее и расслабляющее». (Ахмад, № 26634; Абу Дауд, № 3686)

Никто не поспорит с тем, что курение расслабляет тело;

3. в обоих сборниках «Сахих» от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаются следующие слова:  «Поистине, Аллах запретил вам непослушание вашим матерям, детоубийство (закапывание живьем родившихся девочек), жадность и скупость. И ненавистно Ему ваше многословие, чрезмерное любопытство и расточительность». (Муслим, № 3339)

А курение – это пустая трата денег и расходование больших средств без какой-либо пользы;

4. слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим». (Ахмад и Ибн Маджа, № 2341)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил всякий вред, будь то вред телу, имуществу или разуму. А курение вредит всему этому;

5. в обоих сборниках «Сахих» передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ангелы страдают от того же, от чего страдают люди» (Муслим, № 564), в другом хадисе говорится: «Кто причинит вред мусульманину, тот причинит вред мне, а кто причинит вред мне, тот причинит вред Аллаху». (Ат-Табарани, «Аль-Авсат», № 3632)

А курящий человек наносит вред исходящим от него запахом, будь то во время курения или после;

6. если кто-то думает, что курение является грехом, но относится к малым грехам, то в ответ мы скажем ему, что малый грех становится большим, если ему присущ один из следующих признаков:

1) упорство в этом,
2) пренебрежение и легкомысленное отношение к этому, безразличие к курению,
3) проявление радости и удовольствия при курении.

Из всего этого мы видим, что курение запрещено, и тому, кто страдает этой привычкой, необходимо бросить его и покаяться, он должен признать свою вину, и, быть может, [Всевышний] приведёт его покаянию.
Он не должен оправдывать свою ошибку и говорить, что курение дозволено, не беря в расчёт те доказательства, которые указывают на запретность этого действия.

Один из наших братьев страдал этой зависимостью, когда его спросили об этом, он ответил: «Это запрещено», и Всевышний Аллах привёл его к покаянию.

(«Фатава шейха Нуха Али Салмана аль-Къуда», № 9)

 

السؤال : هل الدخان حرام أم حلال؟
الجواب : هناك أدلة كثيرة على تحريم تعمد استنشاق وابتلاع الدخان الناتج عن حرق نبات التبغ أو التنباك – أي ما يسمى السجاير والأرجيلة – نذكر بعضًا منها:

1- قوله تعالى: (الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ) الأعراف/157، ولا شك أن الدخان يصنف من الخبائث لا من الطيبات من حيث الطعم والرائحة والآثار في البدن.

2- حديث أم سلمة رضي الله عنها قالت: (نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ كُلِّ مُسْكِرٍ وَمُفَتِّرٍ). رواه الإمام أحمد وأبو داود، ولا أحد يجادل بأن الدخان مفتر للجسم.

3-  وفي الصحيحين عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: (إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ حَرَّمَ عَلَيْكُمْ عُقُوقَ الأُمَّهَاتِ، وَوَأْدَ الْبَنَاتِ، وَمَنْعًا وَهَاتِ، وَكَرِهَ لَكُمْ ثَلاَثًا: قِيلَ وَقَالَ، وَكَثْرَةَ السُّؤَالِ، وَإِضَاعَةَ الْمَالِ) والدخان فيه إضاعة للمال واستهلاك لمبالغ طائلة بلا فائدة.

4- قوله صلى الله عليه وسلم: (لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ) رواه أحمد وابن ماجه، فقد نهى النبي صلى الله عليه وسلم عن الضرر سواء كان ضررا جسيما، أو ماديا، أو فكريا، والدخان ضار بكل ذلك.

5- وفي الصحيحين عن جابر رضي الله عنه: (فَإِنَّ الْمَلاَئِكَةَ تَتَأَذَّى مِمَّا يَتَأَذَّى مِنْهُ بَنُو آدَمَ) أخرجه مسلم، وفي الحديث أيضا أنه قال: (من آذى مسلما فقد آذاني ومن آذاني فقد آذى الله) رواه الطبراني في الأوسط، والمدخن يؤذي الناس برائحته سواء وقت التدخين أو بعد التدخين.

6- إذا اعتبر البعض أن الدخان معصية لكنه صغيرة من الصغائر فالجواب أن الصغيرة يكون لها حكم الكبيرة بواحد من الأشياء التالية:

أ. الإصرار عليها.

ب. التهاون بها والاستخفاف، وعدم المبالاة بفعلها.

ج. الفرح والسرور بها.

من كل هذا يظهر أن الدخان حرام، ومن ابتلي به فعليه أن يقلع عنه ويتوب، ويعترف بخطئه لعله أن يرزق التوبة، لا أن يدافع عن خطئه ويفتي بإباحة ما قام الدليل على تحريمه، وقد كان أحد إخواننا مبتلى به، وإذا سئل عنه قال: هو حرام، فرزقه الله التوبة عنه.

“فتاوى الشيخ نوح علي سلمان” (فتاوى الأطعمة والذبائح/ فتوى رقم/9)

Похожие материалы