Имам Малик (да будет доволен им Аллах)
Этот имам также был описан этими пятью качествами.
Сообщается, что его спросили: «Что ты скажешь о поиске знаний?»
И он сказал: «Это благородное дело, но не забывай выполнять свои обязанности с того момента, как ты проснёшься, и до своего сна».
Имам Малик (да помилует его Аллах) ставил знание крайне высоко, и когда он собирался передавать хадис, то совершал омовение, садился в центре, расчёсывал свою бороду, применив благовония, а затем в состоянии величия и красоты начинал передавать хадисы.
Когда его спросили об этом, то он сказал: «Я люблю возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Малик сказал: «Знание – это свет, который Всевышний Аллах дарует, кому пожелает, но это не просто множество версий хадисов».
Это уважение и почтение к знанию свидетельствует о силе его познания о величии Всевышнего Аллаха.
О его стремлении к довольству Аллаха через свои знания свидетельствуют его слова: «Споры о религии – это пустое».
Также на это указывают слова аш-Шафии (да помилует его Аллах): «Я видел, как Малику задали сорок восемь вопросов, на тридцать два из которых он ответил: “Я не знаю”».
Если человек не стремится к довольству Аллаха через свои знания, то он не сможет ответить, что не знает чего-то. И поэтому аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если говорить об учёных, то Малик – это сияющая звезда. И нет никого, кому бы я был так обязан, как Малику».
Передаётся, что Абу Джафар аль-Мансур запретил ему передавать хадисы о [недействительности] развода того, кто принуждён [дать этот развод], а затем направил к нему тайно человека, чтобы он ему задал этот вопрос. И имам Малик публично сказал: «Развод принуждённого к нему недействителен». Его затем наказали ударами плетью, но он всё равно не отказался передавать эти хадисы.
Малик (да помилует его Аллах) сказал: «Правдивый человек, остерегающийся лгать, будет в старости защищён от маразма и других напастей, которые могут постигнуть его разум».
Об аскетизме этого имама свидетельствует инцидент с аль-Махди, повелителем правоверных, который спросил его: «У тебя есть свой дом?».
И имам ответил: «Нет, но я тебе передам слова, которые мне сказал Раби ибн Абдурахман: родословная человека – это его дом».
Также его спросил ар-Рашид:
«У тебя есть дом?»
Имам ответил: «Нет».
Тогда он дал ему три тысячи дирхамов со словами: «Купи себе дом». Имам взял эти деньги, но не потратил их. Когда же ар-Рашид захотел вернуться (из Медины в Багдад), то сказал Малику (да помилует его Аллах): «Ты должен поехать с нами, потому что я хочу заставить всех следовать “Аль-Муватта” точно так же, как Усман разослал всем одну копию Корана».
И на это имам ответил: «Заставить всех следовать “Аль-Муватта” невозможно, потому что сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после его кончины разошлись по разным городам, передавая хадисы, и у каждого города есть знание от них, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اختلاف أصحابي لكم رحمة
“Разногласия моих сподвижников – милость для вас”.[1]
А что касается того, чтобы поехать с тобой, то это также невозможно, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
وَالْمَدِينَةُ خَيْرٌ لَهُمْ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ
“Медина – это благо для них, если бы они знали об этом”.[2]
Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الْمَدِينَةُ كَالْكِيرِ ؛ تَنْفِي خَبَثَهَا
“Медина подобна кузнечному меху, который очищает [железо] от примесей”.[3]
А это твои динары в полной сохранности, и если хочешь, то можешь забрать их, а если нет, то можешь оставить».
Имам имел в виду следующее: «Если ты хочешь заставить меня покинуть город Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из-за своего подарка, то я не предпочту мирское городу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Это яркий пример аскетизма имама Малика.
Когда его ученики приносили ему богатые дары из разных областей из-за распространённости его знания, то он раздавал всё это, и эта щедрость указывает на его аскетизм и отсутствие у него любви к мирскому.
Аскетизм – это не отсутствие имущества, настоящий аскетизм – это отсутствие связи сердца с ним. Пророк Сулейман (мир ему) был во время своего правления аскетом.
Также примером пренебрежения мирским у этого имама является история, которую рассказывает имам аш-Шафии (да помилует его Аллах):
«Я увидел перед дверьми Малика хорасанского скакуна, красивее которого никогда не видел. И я сказал Малику: “Как же он прекрасен”. Тогда он сказал: “Это мой тебе подарок, о Абу Абдуллах”. Я сказал: “Оставь его себе, чтобы было на чём ездить верхом”. А он ответил: “Я стесняюсь перед Всевышним Аллахом ездить верхом на животном, которое топчет землю, по которой ходил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”».
Взгляни на его щедрость и на его почтение к земле Медины!
Также на его стремление к довольству Всевышнего Аллаха через своё знание указывает история с Харуном ар-Рашидом, который сказал ему: «О Абу Абдуллах, приходи к нам, чтобы мои дети услышали от тебя “Аль-Муватта”».
Имам ответил ему: «Да возвеличит Всевышний Аллах амира! Это знание вышло от вас (курайшитов). И если вы будете его возвеличивать, то оно будет величественным, если же унизите его, будет униженным. К знанию приходят, знание не приходит само».
И халиф сказал: «Ты прав. Идите в мечеть и слушайте хадисы вместе с остальными людьми».
[1] Аль-Байхаки, «Аль-Мадхаль», стр. 152.
[2] Бухари, № 1875; Муслим, № 1363.
[3] Бухари, № 1883.