Мухтасар «Ихья» имама аль-Газали. Часть 15

Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах)

Этот имам также был набожным аскетом, познавшим Всевышнего Аллаха, испытывающим трепет перед Ним и стремящимся к Его довольству через своё знание.

Факт его набожности известен по рассказам ибн аль-Мубарака: «Абу Ханифа (да помилует его Аллах) обладал достоинством и совершал множество дополнительных намазов».

Хаммад ибн Абу Сулейман сообщает, что он выстаивал в поклонении всю ночь.

Сообщается, что Абу Ханифа выстаивал полночи в поклонении. И однажды, когда он шёл по дороге, какой-то человек, указав на него, сказал: «Это тот, кто выстаивает всю ночь в намазе». И после этого Абу Ханифа начал выстаивать всю ночь, сказав: «Мне стыдно перед Аллахом, когда мне приписывают поклонение, которого я не совершаю».

Что касается его аскетизма, то от ар-Рабиа ибн Асыма передаются следующие слова: «Язид ибн Умар ибн Хабира направил меня к Абу Ханифе, чтобы назначить его управляющим казны, но он отказался, и его наказали двадцатью ударами плети».

Посмотри – он так бежал от должности, что готов был перенести такое наказание!

Аль-Хакам ибн Хишам ас-Сакафи сказал: «В Шаме я рассказал, что Абу Ханифа был самым надёжным человеком, и правитель захотел назначить его заведующим своей казны и наказать, если тот откажется. И он выбрал наказание правителя вместо наказания Аллаха».

Сообщается, что Абу Ханифу упомянули в присутствии ибн аль-Мубарака, и он сказал: «Вы понимаете, что это человек, которому предложили всё мирское, а он убежал от него?»

Сообщается, что ему предложили стать судьёй, на что он ответил: «Я не подхожу для этого». А когда его спросили о причине, он ответил: «Если я говорю правду, то я действительно не подхожу, а если я вру, то лжец не может быть судьей».

О его знаниях о путях Ахирата и познании Всевышнего свидетельствует его страх перед Аллахом и аскетизм в мирском. Ибн Джурейд сказал: «До меня дошли слова вашего куфийца ан-Нумана ибн Сабита, что он сильно боится Всевышнего Аллаха».

Шарик ан-Нахаи сказал: «Абу Ханифа был молчаливым человеком, много размышляющим и мало спорящим с людьми».

Это явное свидетельство глубинного знания и осведомлённости о приоритетах религии. Тому, кому дарована молчаливость и аскетизм, даровано всё знание.

Ахмад ибн Ханбаль и Суфьян ас-Саури (да помилует Аллах их обоих)

Последователей этих двух имамов меньше, чем последователей трёх других, а последователей Суфьяна меньше, чем последователей Ахмада, но эти два имама известны своей набожностью и аскетизмом. И вся эта книга переполнена их высказываниями, и поэтому нет нужды тут все их приводить.

Теперь взгляни на биографии этих имамов и подумай об их отстранённости от мирского на словах, в делах, духовных состояниях и абсолютной направленности всех помыслов только ко Всевышнему Аллаху. Разве изучение разделов об аренде или разводах может привести к такому или более великому знанию?

А теперь посмотри на тех, кто претендует на то, чтобы быть их последователями. Их заявления обоснованы?

Аллах знает лучше.

Часть 14.

Часть 16.

Похожие материалы