Мухтасар «Ихья» имама аль-Газали. Часть 6

Достоинство преподавания

Аяты Корана:

Всевышний Аллах сказал:

وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ

«…и наставлять людей, когда они вернутся к ним». [1]

В аяте имеется в виду обучение и наставление людей.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ

«И Аллах взял обещание с тех, кому дана была Книга: “Вы обязаны объяснять её людям, не скрывая ничего”». [2]

Это указание на обязательность обучения.

Также Всевышний Аллах сказал:

وَإِنَّ فَرِيقًا مِنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Но некоторые из них скрывают истину сознательно».[3]

Здесь обозначен запрет на сокрытие знаний.

Также Всевышний Аллах сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا

«Чьи слова лучше, чем слова призывающего к Аллаху, кто поступает праведно?»[4]

Также Всевышний Аллах сказал:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

«Призывай [людей, Мухаммад], на путь (к религии) твоего Господа мудростью и хорошим наставлением».[5]

Также Всевышний Аллах сказал:

وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

«…научит их Книге и мудрости и очистит их».[6]

Хадисы

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах):

فَوَاللَّهِ لَأَنْ يَهْدِيَ اللَّهُ بِكَ رَجُلًا وَاحِدًا خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ يَكُونَ لَكَ حُمْرُ النَّعَمِ

«Наставление Всевышним Аллахом посредством тебя хотя бы одного человека лучше для тебя, чем [получение] красного верблюда».[7]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал:

إِنَّ اللَّهَ عز وجل لا ينتزع العلم انتزاعاً من الناس بعد أن يؤتيهم إياه ولكن يذهب بذهاب العلماء فكلما ذهب عالم ذهب بما معه من العلم حتى إذا لم يبق إلا رؤساء جهالاً إن سئلوا أفتوا بغير علم فيضلون ويضلون

«Поистине, Всевышний Аллах не лишает знания людей после того, как даровал его им, но знание исчезает через уход учёных, и каждый раз, когда уходит учёный, вместе с ним уходит знание. И в итоге останутся лишь невежественные лидеры, которые будут отвечать на вопросы, не владея знаниями, и которые, сбившись с прямого пути сами, будут сбивать и других».[8]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ عَلِمَ عِلْمًا فَكَتَمَهُ أَلْجَمَهُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ

«Кто, отучившись, будет скрывать знания, того в Судный день Всевышний Аллах взнуздает огненной уздечкой»[9].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الدنيا ملعونة ملعون ما فيها إلا ذكر الله سبحانه وما والاه أو معلماً أو متعلماً

«Мирское проклято, и проклято всё в нём, кроме поминания Аллаха и того, что Аллах любит (из праведных деяний), и кроме обучающего и обучающегося».[10]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ سَمَوَاتِهِ وَأَرْضِهِ حَتَّى النَّمْلَةَ في جحرها حتى الْحُوتَ فِي الْبَحْرِ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الخير

«Всевышний Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли и даже муравей в своей норке и рыба в море благословляют обучающего людей благу».[11]

وخرج رسول الله صلى الله عليه وسلم ذات يوم فرأى مجلسين أحدهما يدعون الله عز وجل ويرغبون إليه والثاني يعلمون الناس فقال أما هؤلاء فيسألون الله تعالى فإن شاء أعطاهم وإن شاء منعهم وأما هؤلاء فيعلمون الناس وإنما بعثت معلماً ثم عدل إليهم وجلس معهم

Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к верующим и увидел две группы: одна группа делала дуа и призывала к этому, а другая группа обучала религии. И он сказал: «Эти просят Аллаха, и если Всевышний Аллах захочет, то дарует им [то, о чём они просят], а если нет, то откажет, а эти обучают людей, я же был направлен как учитель», – и он направился к ним и сел с ними.[12]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مثل ما بعثني الله عز وجل به من الهدى والعلم كمثل الغيث الكثير أصاب أرضاً فكانت منها بقعة قبلت الماء فأنبتت الكلأ والعشب الكثير وكانت منها بقعة أمسكت الماء فنفع الله عز وجل بها الناس فشربوا منها وسقوا وزرعوا وكانت منها طائفة قيعان لا تمسك ماء ولا تنبت كلأ

«Пример истинного пути, с которым меня направил Всевышний Аллах, это обильный дождь, который попал на землю. Часть этой земли впитала воду, и на этой почве взошла зелень и обильная растительность. Часть земли впитала воду, и Всевышний Аллах тем самым принёс пользу людям, которые [получили возможность] пить, поить скот и орошать [посевы]. А часть не смогла впитать воду, и на ней ничего не выросло». [13]

Первый пример – это тот, кто получил пользу от своих знаний, второй – приносящий пользу другим, а третий – тот, в ком нет ни того, ни другого.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал:

إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثَةٍ ؛ إِلَّا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, заканчиваются и его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, полезное знание либо праведный ребёнок, который делает за него дуа».[14]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الدَّالُّ عَلَى الْخَيْرِ كَفَاعِلِهِ

«Указывающий на благое подобен совершающему это благо».[15]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

” لَا حَسَدَ إِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ : رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَسُلِّطَ عَلَى هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ الْحِكْمَةَ فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَيُعَلِّمُهَا

«Зависть возможна только в отношении двоих: человека, которому Аллах даровал имущество, которое он потом расходовал на благое, и человека, которому Аллах даровал мудрость, согласно которой человек выносил решения и обучал ей».[16]

Часть 5.

Часть 7.

 

[1] Коран, 9:122.

[2] Коран, 3:187.

[3] Коран, 2:146.

[4] Коран, 41:33.

[5] Коран, 16:125.

[6] Коран, 2:129.

[7] Бухари, № 3701.

[8] Бухари, № 100; Муслим, № 2673.

[9] Абу Дауд, № 3658; Тирмизи, № 2649; ибн Маджа, № 261.

[10] Тирмизи, № 2322; ибн Маджа, № 261.

[11] Тирмизи, № 2685.

[12] Ибн Маджа, № 229.

[13] Бухари, № 79; Муслим, № 2282.

[14] Муслим, № 1631.

[15] Тирмизи, № 2670.

[16] Бухари, № 73.

Похожие материалы