Предания саляф
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто передаёт хадис, который люди потом будут практиковать, получит награду за всех, кто его практиковал».
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «О прощении грехов того, кто обучает людей благому, просит всё, даже рыба в море».
Мухаммад ибн аль-Мункадир сказал: «Учёный – это посредник между Аллахом и Его творениями. Пусть следит внимательно за тем, как это совершает».
[Имам аз-Забиди[1] сказал: «То есть необходимо обучать с чистым намерением и с трепетом, чтобы обучение соответствовало знанию, и при этом ничего не скрывать».]
Сообщается, что однажды Суфьян ас-Саури прибыл в город Аскалян и находился там какое-то время, но никто не задал ему ни одного вопроса. И тогда он сказал: «Наймите мне перевозчика, чтобы я уехал отсюда: это город, в котором умерло знание».
Он сказал это, стремясь к достоинству обучения и желая сохранить своё знание через это.
Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я зашёл к Саиду ибн аль-Мусаййабу и нашёл его в слезах. Я спросил его: “Что вызвало твои слезы?” И он ответил: “Никто не задаёт мне вопросы”».
Некоторые сказали: «Учёные – это светочи времён, каждый из них – это светоч своего времени, и через него его современники озаряют себе путь».
Икрима сказал: «У этого знания есть цена». Его спросили: «Какая?». И он ответил: «Обучать достойного этого знания, и не аннулировать его (оставлять его без практики либо обучать ему недостойных)».
Яхья ибн Муаз сказал: «Учёные милостивее к умме Мухаммада, чем их родные отцы и матери». Его спросили: «Это как?» И он сказал: «Их родители и матери пытаются защитить их от мирского огня, а учёные пытаются защитить их от огня Ахирата».
Мухаммад аль-Хариси сказал: «Начало учёбы – это молчание, затем прослушивание, затем заучивание, затем практика, а потом распространение».
Аль-Ахнаф сказал: «Обучай своему знанию того, кто не знает, и сам учись у того, кто знает, и если ты так поступишь, то сможешь изучить то, чего не знаешь, и запомнишь то, что знаешь».
[1] «Итхаф», 1/179.