Мухтасар «Ихья» имама аль-Газали. Часть 9

Разъяснение знания, которое является коллективной обязанностью (фард кифая)

Обязательные знания можно разделить на шариатские и нешариатские. Под шариатскими знаниями имеется в виду то, что было получено от пророков (мир им), и к этим знаниям не может привести ни разум, например, арифметика, ни опыт, как, например, в медицине, ни получение этого от окружающих, например, науки о языке.

Нешариатские науки делятся на похвальные и на порицаемые.

Похвальные – это связанные с мирской пользой, например, медицина и арифметика; они делятся на те, что являются коллективной обязанностью, и на полезные, но которые не являются коллективной обязанностью.

Коллективной обязанностью являются те науки, без которых нельзя прожить, например, медицина, потому что она необходима для здоровья тела, либо арифметика, потому что она необходима в торговле, при распределении наследства и во многом другом. Это науки, из-за отсутствия которых жители в этой местности будут испытывать большие трудности, а если один человек будет заниматься этим, то обязанность будет снята с остальных.

Также коллективной обязанностью является изучение ремёсел, например, сельского хозяйства, шитья и тому подобного.

А дополнительным, но не обязательным, считается углублённое изучение математики, медицины и других наук, которые не являются первой необходимостью, но изучение которых подкрепляет необходимые науки.

Порицаемые науки – это колдовство и магия.

Дозволенные науки – это точные науки, история и тому подобное.

Что касается шариатских наук, то они все похвальные, но они могут иметь некоторые аспекты, которые считаются шариатскими, но они таковыми не являются, и поэтому также делятся на похвальные и порицаемые.

Похвальные науки можно разделить на четыре вида: основы, ответвления, предисловия и дополнения.

Первый вид – это Коран, сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), иджма уммы и предания сподвижников.

Иджма является основой. Так как она указывает на сунну, она является вторичной основой, так же, как предания сподвижников, потому что сподвижники видели ниспослание откровения и застали многое из того, что неизвестно другим поколениям, и поэтому учёные считали нужным следовать им и их преданиям, но с определёнными условиями, которые обсуждаются в книгах.

Второй вид – это понятое из этих основ, но не из самих формулировок этих основ, а из их смысла, который осмыслялся умами муджатахидов.

Например, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يقضي القاضي وهو غضبان

«Судья не должен выносить решение в гневе».[1]

Из этого вытекает, что он также не должен судить, когда голоден, испытывает боль и подобное.

Эти ответвления могут быть связаны с мирской пользой, и они изучаются фикхом, а занимаются этой наукой факихи, которые являются мирскими учёными. Либо эти науки-ответвления связаны с пользой в Ахирате, например, наука о состояниях сердца, с похвальными и порицаемыми нравственными качествами, с изучением того, чем Аллах доволен, а чем нет; это всё будет изложено во второй части книги.

Также к этой части относится изучение того, что передаётся от сердца в остальные органы при поклонении и обычной практике (адат), и этому уделяется внимание в первой половине книги.

Третий вид – это науки, являющиеся необходимыми инструментами, такие как лексика и грамматика. Это два инструмента для понимания Корана и сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но науки арабского языка сами по себе не являются шариатскими науками, однако необходимость их изучения диктуется шариатом, потому что тексты шариата изложены на арабском языке.

Четвёртый вид – это науки о Коране, которые можно разделить на науки о чтении Корана (например, наука о кыраатах и таджвиде), науку о толковании Корана, которая также опирается на тексты, потому что знания языка самого по себе недостаточно для его толкования, а также науку о решениях Корана (ахкам), например, изучение отменяющих и отменённых аятов, общих и частных, и изучением этого занимается наука усуль аль-фикх, которая изучает и сунну.

Также к дополняющим наукам в отношении сунны и хадисов относится наука о рассказчиках хадисов и их степеням достоверности, чтобы в итоге отличать надёжного передатчика от ненадёжного и хадис с непрерывным иснадом от хадиса с прерывающимся иснадом.

Все эти науки шариатские, и все они похвальны, но все они являются коллективной обязанностью.

Если ты спросишь: «А почему ты отнёс фикх к мирским наукам, а факихом к мирским учёным?», то знай, что Всевышний Аллах сотворил людей, которые рождаются, проживают свою жизнь, затем умирают, а затем воскреснут и попадут либо в Рай, либо в Ад.

Всевышний Аллах сотворил этот мир как источник припасов для Ахирата, чтобы каждый брал из этого мира лишь то, что ему пригодится в вечной жизни, и если бы люди брали мирское по справедливости, то конфликтов не было бы, а факихи были бы не нужны, но люди стали брать всё подряд, идя на поводу у своих страстей, что привело к спорам, и поэтому появилась нужда в правителях, а правители стали нуждаться в законе.

Факих – это знаток закона, который может судить между людьми, которые стали спорить друг с другом, впав в потакание своим страстям, и он может направить правителя и обучить его, как справедливо править людьми, чтобы установить порядок в их жизни.

Безусловно, фикх связан с религией, но не напрямую, а через мирское. Мирское – это пашня для Ахирата, и поэтому религия не может быть полноценной без мирского.

И поэтому суть фикха – это изучение методов управления и защиты. И на это указывает хадис:

لا يفتي الناس إلا ثلاثة: أميرٌ أو مأمور أو متكلف

«Фетвы выносит один из трёх: либо правитель, либо тот, на кого это возложено, либо самодур».[2]

И правитель – это имам, и они были и муфтиями, а тот, на кого это было возложено, были их наместниками, а самодур – это все остальные, то есть те, кто взял на себя эту функция без нужды.

Сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) остерегались выносить фетвы, и они могли перекладывать эту ответственность друг на друга, но если им задавали вопросы о значениях Корана и вопросах Ахирата, то они отвечали.

В некоторых версиях хадисах упоминается слово «показушник» вместо «самодур», то есть тот, кто без нужды начал давать фетвы, стремится лишь к высокому статусу и богатству.

Часть 8.

Часть 10.

 

[1] Бухари, № 8158; Муслим, № 1717.

[2] Ахмад, 6/22.

Похожие материалы