Мутазилиты, ибадиты и кадариты

Вопросы, в которых мутазилиты разошлись с Ахлю-c-Сунна (ашаритами):
  • «Аль-адль» (справедливость Аллаха). 
Положение о Божественной Справедливости у мутазилитов основано на признании автономности разума в познании хорошего и плохого, доброго и злого, а также на утверждении, что предикаты добра и зла необходимо присущи самим вещам (хорошим или плохим).
  • Мутазилиты утверждают сотворенность Корана и отрицают извечный атрибут (сифат) Аллаха Речь (аль-Калям), которая не состоит из звуков и букв, но является внутренней Речью Всевышнего Аллаха (ал-каляму ннафси). 
Данное утверждение о сотворенности Корана является результатом отрицания мутазилитами извечного атрибута (сифата) внутренней Речи (аль-Каляму ннафси). При этом мутазилиты утверждают, что Речь Аллаха является Его действием, которое сотворено. Согласно мутазилитскому вероубеждению (акыде), Аллах является «Мутакаллимом» (Говорящим), но не посредством извечного сифата аль-Калям, а через сотворение аль-каляма (речи) в какой либо вещи.
  • Персональное сотворение (аль-хальк) индивидом своих поступков и действий. 
Мутазилиты утверждают,что мукалляф (сознательный, совершеннолетний человек, отвечающий за свои поступки) творит собственные поступки, то есть создает их из ничего. Такое создание вещей из ничего и называется «хальк». Таким образом, мутазилиты утверждают, что действие индивида является действием того же порядка , что и действие Всевышнего Аллаха, который творит Свои деяния из ничего. Поэтому невозможно совместное приложение аль-Кудр (Силы) Аллаха и силы индивида к одному и тому же действию, ибо реальность силы (аль-кудр) едина и следствие (приложение) ее также едино.
  • Мутазилиты отрицают приложение Воли (аль-Машиа) Аллаха к созданию запретного (плохого) и дозволенного (хорошего). Мутазилиты отрицают, что Аллаху присущ сифат Воля (аль-Машиа), утверждая, что «аль-Машиа» — это либо непосредственно действие Аллаха, либо Его повеление (аль-амр), которое, в свою очередь, относится к Его действию. Согласно мутазилитским воззрениям, Речь Аллаха, которая содержит амр, (повеление), сотворена и является Его действием. И мутазилиты утверждают, что Воля Всевышнего Аллаха не может быть приложима к созданию греха или зла, что означает ограничение Его Воли.
  • Мутазилиты отрицают возможность видеть Всевышнего Аллаха, входя в противоречие с аятами, указывающим на него (видение) и жестко критикуя достоверность хадисов, со всей ясностью утверждающих истинность «ар-руйи» (видения Аллаха).
  • Мутазилиты утверждают, что наказание грешника (человека, совершавшего тяжелые грехи) в Аду будет вечным, так что оно будет подобно наказанию кяфира (иноверца, немусульманина). Данное утверждение основано на мутазилитском убеждении, что грешник находится в земной жизни в промежуточном состоянии между неверием и верой. Поэтому о нем нельзя сказать, что он верующий или неверующий. Что же касается будущей жизни, то если человек, совершивший тяжелый грех, умер без принесения покаяния (тауба), то он будет навечно помещен в Ад и никогда из него не выйдет. Отсюда мутазилиты и выводят хукм (законоположение), что наказание грешника будет подобно наказанию кяфира.
 
(Это выдержки из книг шейха Саида Фуды, да сохранит его Аллах)
 
Основные различия между ашаритами и ибадитами:
 
Основные различие между Ахлю-с-Сунна (ашаритами) и ибадитами следующие:
  • Ибадиты отрицают возможность видения Аллаха в будущей жизни, тогда как ашариты утверждают, что «руйя» (видение) Всевышнего в будущей жизни возможно.
  • Ибадиты утверждают, что Коран, Речь Всевышнего Аллаха, сотворен, в то время как ашариты отличают Коран, находящийся у нас в руках (состоящий из бумаги, чернил и выведенных чернилами букв), который является сотворенным, от извечного, являющегося несотворенным сифатом Аллаха Речь (аль-Каляму ннафси).
  • Ибадиты считают, что человек, совершивший большой грех (аль-кябира), если не принесет покаяние, будет навечно ввергнут в Огонь. А ашариты оставляют это дело на Волю Аллаха: если Всевышний пожелает его наказания, то он будет наказан, если пожелает его прощения, то он будет прощен. Однако даже если этот человек будет помещен в Ад, то через какое-то время он может быть выведен из него благодаря наличию в нем веры (имана).
Краткое изложение взглядов кадаритов по вопросу предопределения
 
Прежде чем перейти к рассказу о убеждениях кадаритов в том, что касается понимания ими вопроса предопределения и свободы воли, сделаем небольшое отступление в историю создания этого мазхаба.
 
В книге «Аль-масуаль-арабияль-муяссара» дается такое определение мазхабу «аль-кадарийя»:
Аль-кадарийя — это группа, появившаяся во времена табиинов в умавитский период. Она возникла в качестве оппонента известному течению аль-джабрийя, утверждая в противовес последователям Джахма ибн Сафвана (основателя аль-джабриййи) постулат о абсолютной и ничем не ограниченной свободе воли человека. 
Надо добавить к этому, что название аль-кадарийя происходит от термина «аль-кадар» (предопределение). В данном случае имеется в виду, что последователи этой школы не утверждали веру в «аль-кадар», а напротив, отрицали, что Аллах знает о вещах до того, как они получат свое бытие в объективном мире. Именно по этой причине это течение и называют кадаритами.
 
Основал данный мазхаб Мабад ибн Халид ал-Джахни, он был первым человеком, подробно затронувшим вопросы аль-кадар в Исламе. Отметим, что, несмотря на свою ересь, Мабад был «садуком», правдивым передатчиком хадисов Посланника Аллаха . Существует мнение, что его впоследствии убил аль-Хаджадж, и есть версия, что он был казнен в Дамаске в 80-м году по хиджре амиром Абдуль-Маликом.
 
После смерти Мабада ибн Халида ал-Джахни это учение было продолжено самым знаменитым его учеником, Гайланом ад-Димашки, относящимся к четвертому поколению (ат-табака) мутазилитов.
 
Гайлан также был казнен амиром Хишамом ибн Абдуль-Маликом в 110-м году по хиджре.
 
Краткое изложение акыды аль-кадарийя, касающейся вопроса предопределения.
 
В книге «Аль-када валь-кадар индаль-муслимин» доктора Исмаила аль-Карни перечисляются следующие мнения кадаритов в части предопределения и свободы человеческой воли (текст приводится в сокращении с легким изменением, не затрагивающим смысла):
  • Кадариты утверждают, что все доброе и хорошее в мире следует относить к проявлениям Воли Аллаха, а все злое и плохое в мире следует считать проявлением человеческой воли и действия.
  • Кадариты утверждают, что Аллах полностью предоставил человека в распоряжение его свободной воли, так что он (человек) в силах сам творить добро без какой-либо помощи со стороны Аллаха. 
А также они считают, что индивид имеет силу сам создавать собственные действия из ничего. Поэтому совершение добра и хороших поступков осуществляется через свободную волю и силу человека, так же, как и сотворение зла или оставление его происходит через свободный выбор человека, и нет у Аллаха какой-либо власти над человеком через предопределение.
  • Аллах, согласно мнению кадаритов, наделил индивида полной и совершенной силой для того, чтобы уверовать в Него. Поэтому как награда, так и наказание человека обусловлены этой совершенной силой, данной Аллахом.
  • Некоторые кадариты отрицают предвечное знание Аллаха о вещах до того, как те получат свое бытие. А другая группа кадаритов отрицает наличие у Аллаха таких сифатов, как Могущество (аль-Кудра) и Знание (аль-Ильм).
  • Некоторые кадариты отрицают возможность создания Аллахом ребенка, родившегося от прелюбодеяния. Также они отрицают, что Аллах знает о нем (ребенке от прелюбодеяния) и желает его сотворения. Эта группа кадаритов утверждает также, что «харам» (запретное) является «ризком» (пропитанием, даруемым Аллахом).
  • Другая группа из них утверждает, что Аллах предопределил для людей пропитание (ризк) и смерть, которые случаются в строго определенное время. Однако если кто-либо из людей, исходя из своей свободной воли, убьет другого, то тем самым он ускорит его смерть, нарушив таким образом предопределение Аллаха (в том, что касается смерти этого человека в срок, который определил Аллах, и получения убитым пропитания в срок, который Он предопределил).
 
В заключение отметим, что хотя кадаритов не следует путать с мутазилитами, из-за того что (как указывает шейх Саид Фуда, хафизахуллах) мутазилиты не разделяли убеждения кадаритов относительно того, что Аллах не знает о вещах в предвечности, до того как те получат свою реализацию в обьективном мире, они (кадариты) являются прямыми предтечами мутазилитов, потому что так же, как мутазилиты, утверждали, что индивид сам творит свои поступки. Именно по этой причине такие алимы, как имам Абу Мансур аль-Багдади, рахимахуллах, называют мутазилитов кадаритами.
 
Похожие материалы