Непричастность ашаритов к мнению, что иман – это только знание и ничего более

Имам Таджуддин ас-Субки (707–771 гг. х.) сказал в книге «Табакат шафиия аль-кубра» (1/94), перечисляя мазхабы, которые давали определение слову «иман» и разъясняли, что он собой представляет на самом деле:

والمذهب الثاني: أن الإيمان بالله تعالى معرفته فقط لا يشترط معه لفظ وهو رأي جهم بن صفوان وشيعته. وهو مذهب مرذول محجوج بالإجماع لا يعبأ به ولا يلتفت إلى قائله. وليس جهم ممن يعتد بقوله، ولولا الوفاء بتعداد المذاهب لما ذكرنا هذا الرجل ولا مذهبه. فإنه رجل ولَّاج خراج، هجام على خرق حجاب الهيبة، بعيد عن غور الشريعة، يزعم أنه ذو تحقيقات باهرة وما هي إلا ترهات قاصرة، ويدعي أنه له مثاقب في النظر؛ وما هي إلا عقارب أو أضر

«Второе мнение: вера в Аллаха– это только лишь знание о Нём, и не обуславливается в нем произношение [слов, подтверждающих веру]. Это мнение Джахма ибн Сафвана и его сторонников. Это порочный мазхаб, и он единодушно опровергнут . На него и его основателя не стоит обращать внимание.

Джахм не является человеком, с чьим мнением считаются. Если бы мы не взялись перечислять мазхабы (связанные с определением термина “иман”), то даже не упомянули бы этого человека и его мнение.

Этот человек всегда выходит сухим из воды. Он дерзок до того, что позволяет себе не проявлять почтительный страх [перед Господом]. Он далёк от глубинного понимания шариата, однако заявляет, что является точным исследователем. Но его исследования – не что иное, как глупые пустяки. Он утверждает, что обладает проницательностью в научных изысканиях, но это не что иное, как ложь и даже хуже».

Из вышеупомянутого ясно, что иман – это вера сердцем, его подчинённость и покорность, что же касается словесного признания, то оно необходимо для уведомления [окружающих о наличии веры в сердце]; как ясно и то, что деяния являются неотъемлемым условием полноценности веры.

Следует знать следующее:

1. слово «иман» объединяет по смыслу три понятия:

а) стопроцентная обоснованная вера, не допускающая какого-либо сомнения;

б) уверенное вероубеждение, основанное на слепом следовании кому-либо;

в) вера, которая связана с действиями, являющимися, в свою очередь, плодами этой веры.

Каждое из вышеперечисленных значений присутствует в коранических текстах и хадисах из сунны.

Имам, «Довод Ислама» аль-Газали в своей книге «Аль-Иктисад филь-Итикад» аргументирует употребление слова «иман» в том смысле, который приведён нами в первом пункте, утверждением, что если человек умрёт сразу после того, как уверует, то он считается верующим.

В пользу употребления этого слова во втором значении, приведённом нами, он приводит следующее доказательство: то, что подавляющее большинство арабов уверовали в Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), случилось только по причине его хорошего отношения к ним, его милосердия, проявленного к ним, а также по причине того, что они наблюдали за его поведением, а не изучали доказательства единственности Аллаха или указания на пророческие чудеса. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал их веру. Аллах сказал в Коране (в истории Юсуфа, когда его братья, обманывая своего отца, говорили ему): «ты все равно не поверишь нам» (Коран, 12:17), (в аяте упоминается слово «муъмин», производное от слова «иман»), и Аллах не разграничил иман и простую веру. 

В пользу третьего значения, в котором может пониматься это слово, он привёл в качестве довода факт, что такое употребление (слова «иман» в смысле действия), как и то, что отсутствие действий означает отсутствие имана, указано в Коране: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (Коран, 2:143), то есть вашим молитвам, которые совершались (в направлении Иерусалима до смены «киблы»). Здесь Аллах употребил слово «иман» в значении «молитва». [Имам аль-Газали также привёл] для подтверждения того, что иногда отсутствие действий ведёт к отсутствию имана, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

لا يزني الزاني حين يزني وهو مؤمن، ولا يشرب الخمر حين يشرب وهو مؤمن، ولا يسرق حين يسرق وهو مؤمن

«В момент, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние он не является верующим, в момент, когда человек пьет вино, он не является верующим и в момент, когда вор совершает воровство, он не является верующим» (Аль-Бухари);

2. нет разногласий между теми, кто говорит, что иман – это вера в сердце, произнесение устами и действия органов, и теми, кто говорит, что иман – это только вера и подчинение всему, что ниспослано от Аллаха и исходит от его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Потому что у каждого из этих утверждений есть контекст и своё место, в согласии с которым они дают своё определение.

Имам аль-Газали заметил это и сказал в книге «Ихья улюм ад-Дин»:

فإن قلت فقد مال الاختيار إلى أن الإيمان حاصل دون العمل وقد اشتهر عن السلف قولهم الإيمان عقد وقول وعمل فما معناه.

قلنا: لا يَبْعُد أنْ يُعَدَّ العمل من الإيمان لأنه مكمل له ومتممٌ، كما يقال الرأس واليدان من الإنسان، ومعلوم أنه يخرج عن كونه إنسانا بعدم الرأس، ولا يخرج عنه بكونه مقطوع اليد، وكذلك يقال للتسبيحات والتكبيرات من الصلاة وإن كانت لا تبطل بفقدها،  فالتصديق بالقلب من الإيمان كالرأس من وجود الإنسان إذ ينعدم بعدمه، وبقية الطاعات كالأطراف بعضها أعلى من بعض. وقد قال صلى الله عليه وسلم: (لا يزني الزاني حين يزني وهو مؤمن)، والصحابة رضي الله عنهم ما اعتقدوا مذهب المعتزلة في الخروج عن الإيمان بالزنا؛ ولكن معناه غير مؤمن حقا إيمانا تاما كاملا كما يقال للعاجز المقطوع الأطراف هذا ليس بإنسان أي ليس له الكمال الذي هو وراء حقيقة الإنسانية

«Если ты скажешь: “Выбор падает на мнение, что иман действителен даже без действий, однако от праведных предшественников достоверно передаётся, что иман – это вера, слова и дела. Как это понимать?”, то мы ответим, что вполне возможно, что действия воспринимались ими как часть имана[1], потому что они дополняли его и делали совершенным. Точно так же, как говорят в народе: “Голова и руки принадлежат человеку”[2], тогда как известно, что человек перестаёт быть человеком без головы, но не перестаёт им быть, если у него ампутированы руки. То же самое говорят и про тасбихат и такбират[3] в молитве[4], даже если их отсутствие не портит её.

Вера сердцем – такая же часть имана, как голова – часть человека, потому что без неё нет человека, как и без веры сердцем нет имана. Все остальные поклонения подобны органам тела, одни из них выше других по статусу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В момент, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он не является верующим».

Сподвижники же (да будет Аллах доволен ими) не придерживались мазхаба мутазилитов во мнении, что прелюбодей перестает быть верующим из-за прелюбодеяния. Однако он перестаёт быть полноценным верующим, который обладает совершенным иманом, подобно тому, как о немощном человеке, у которого отрублены части тела, говорят: «Он не является человеком», то есть не обладает совершенством тела. Но такое совершенство не входит в саму суть понятия «человек».

3. на то, что основа имана – это убеждённая вера вместе с подчинением, и только, указывает хадис в «Сахихе» Муслима:

في صحيح مسلمٍ: (فَيَقُولُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: شَفَعَتِ الْمَلَائِكَةُ، وَشَفَعَ النَّبِيُّونَ، وَشَفَعَ الْمُؤْمِنُونَ، وَلَمْ يَبْقَ إِلَّا أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ، فَيَقْبِضُ قَبْضَةً مِنَ النَّارِ، فَيُخْرِجُ مِنْهَا قَوْمًا لَمْ يَعْمَلُوا خَيْرًا قَطُّ قَدْ عَادُوا حُمَمًا، فَيُلْقِيهِمْ فِي نَهَرٍ فِي أَفْوَاهِ الْجَنَّةِ يُقَالُ لَهُ: نَهَرُ الْحَيَاةِ).

«Аллах скажет: “Ангелы, пророки и верующие будут ходатайствовать, и не останется ходатайства, кроме как за Самым Милосердным. Он возьмёт горстку людей из Ада и выведет из неё группу людей, похожих на угли и никогда не творивших благое, и бросит их в одну из райских рек под названием «жизнь»”».

Это – группа единобожников, которые не совершали благие дела, то есть действия;

4. слова праведных предшественников также указывают на то, что основа имана – это убеждённая вера вместе с подчинением. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, как указано в его акыде от Мусаддада ибн Мусархад:

ولا يخرجه من الإسلام إلا الشرك العظيم، أو يرد فريضة من فرائض الله جاحداً لها، فإن تركها تهاوناً وكسلاً كان في مشيئة الله، إن شاء عذبه وإن شاء عفى عنه

«Человека выводит из Ислама только большое многобожие либо отрицание обязательности какого-либо обязательного поклонения. Если же он перестанет совершать его по беспечности и лени, то Аллах сам выберет, как с ним поступить. Если захочет, подвергнет наказанию, а если захочет, простит». (Ибн аль-Джаузи, «Манакиб имам Ахмад ибн Ханбаль», стр. 226; Изд. «Дар Хиджра», 1409)

Имам Ибн Манда (310–395 гг. х.) сказал в книге «Аль-Иман» (1/331):

وقال أهل الجماعة: الإيمان هو الطاعات كلها بالقلب واللسان، والجوارح، غير أن له أصلاً ، وفروعاً: فأصله المعرفة بالله والتصديق له وبه، وبما جاء من عنده بالقلب، واللسان مع الخضوع له والحب، والخوف منه والتعظيم مع ترك الاستنكاف والمعاندة فإذا أتى بهذا الأصل فقد دخل في الإيمان ولزمه اسمه وأحكامه. ولا يكون مستكملاً له حتى يأتي بفروعه، وفرعه المفترض عليه الفرائض واجتناب المحارم

«Сторонники общины сказали, что иман – это все виды поклонения, которые связаны с сердцем, языком или частями тела, и он имеет стержень и ветви. Стержень – это познание Аллаха и вера в Него и ради Него, а также вера во всё, что ниспослано от Него, выраженная устами и в сердце, вместе с любовью и послушанием, страхом перед Ним и возвеличиванием без высокомерия и упрямства. Если в ком-либо есть этот стержень, то иман такого человека действителен, его называют верующим и на него распространяются положения веры. Но он не будет обладать совершенным иманом, пока не обзаведётся ветвями, тот есть пока не станет совершать обязательные поклонения, которые возложены на него, и избегать запрещённого для него»;

5. тот, кто произнёс слова двух свидетельств с верой и покорностью в сердце, становится верующим, по единогласному решению учёных. Действительность веры такого человека вступает в силу до того, как наступит время обязательного поклонения, например, молитвы или поста, это всё указывает на то, что основа имана действительна без действий поклонения и что они являются лишь условием совершенства имана;

6. большинство представителей Ахлю-Сунна не выводят из понятия имана того, кто забросил молитву, закят, пост, хадж или все четыре вида поклонения по лени. Это мнение Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада. Но у имама Ахмада есть также мнение о неверии того, кто забросил совершение молитвы. У этого мнения имеются свои нюансы, известные в его мазхабе;

7. термин «вид деяний» – новоизобретённый. Нет ничего порицаемого в том, чтобы изобретать новые термины, если они правильно выполняют свои функции, однако данный термин не является правильным, по мнению большинства представителей Ахлю-Сунна;

8. те, кто использует термин «вид деяний», противоречат Ахлю-Сунна и сами делятся на подкатегории.

Среди них есть те, кто обвиняет в неверии человека по той причине, что он оставил только молитву.

Среди них есть те, кто обвиняет в неверии того, кто забросил все четыре столпа (молитва, хадж…).

Есть те, кто обвиняет в неверии того, кто забросил обязательные деяния.

Есть те, кто обвиняет в неверии того, кто забросил совершение абсолютно любого вида деяний.

Все эти мнения не подкрепляются доводами.

Итог

Тезис «деяния – это часть имана» правильный.

Тезис «деяния – не часть имана» тоже верный.

Деяния – часть имана, то есть часть его совершенства. Тот, кто бросит обязательное поклонение, подвергает себя мучительному наказанию, особенно если оставляет такое большое поклонение, как молитва, пост, закят, хадж; совершение запрещённых деяний также является большим грехом. Такие люди подвергают себя наказанию Аллаха и Его гневу.

Деяния – не часть имана, то есть не являются частью основы имана, наличие которой в человеке делает его верующим, а её отсутствие – неверующим. Что же касается мурджиитов, то их слова противоречат шариатским аргументам и мазхабам Ахлю-Сунны. Они говорят, что деяния не являются частью имана и что, даже если уверовавший сердцем и забросит все виды обязательного поклонения и совершит все виды запрещённого, он всё равно останется верующим (то есть будет обладать полноценной, совершенной верой).  

 

[1] То есть относятся к нему, но без них иман не перестанет быть иманом.

[2] То есть руки принадлежат ему, но без рук человек не перестанет быть человеком.

[3] Словесное поминание Аллаха в молитве.

[4] Что они – часть молитвы.

Похожие материалы