С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку, Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам.
Категорично известным в религии и единогласно признанным среди мусульман является то, что человек, исповедующий что-то помимо Ислама, является неверующим, а также то, что он ни в коем случае не войдет в Рай. Тот же, кто сомневается в его неверии или в решении о его неверии, не заявляя решительно о том, что тот лишится Рая и попадет в Ад, тем самым противоречит ясному Корану и единогласному мнению общины Ислама. На это указывает Коран, Сунна и единогласное мнение.
Что касается Корана, то Аллах в нем сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток». (Коран, 3:85)
Решение, вытекающее из аята, заключается в двух аспектах: первый — непринятие того, чего они придерживаются; второй — убыток в последней жизни.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна». (Коран, 5:72)
В этом аяте решительно заявляется, что Рай запрещен тому, кто исповедует иную религию помимо Ислама.
Также Всевышний сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения». (Коран, 4:150-151)
Тот, кто разделил между посланниками Аллаха и уверовал в Мусу и Ису, но не уверовал в Мухаммада (да благословит Аллах его и всех пророков и да приветствует), то в Коране черным по белому говорится о его неверии, и что его ждет унизительное наказание.
Всевышний Аллах сказал: «О люди! Посланник принес вам истину от вашего Господа. Уверуйте же, ведь так будет лучше для вас. Если же вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Аллах — Знающий, Мудрый». (Коран, 4:170)
Также Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе писание с истиной в подтверждение прежних писаний и для того, чтобы оно предохраняло их» (Коран, 5:48). Также сказал Всевышний: «А сектам, которые не уверовали в него, обещан Огонь». (Коран, 11:17)
Что касается сунны, то существует множество хадисов.
Например, то, что передает Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:
وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ ، لَا يَسْمَعُ بِي أَحَدٌ مِنْ هَذِهِ الْأُمَّةِ يَهُودِيٌّ وَلَا نَصْرَانِيٌّ ثُمَّ يَمُوتُ وَلَمْ يُؤْمِنْ بِالَّذِي أُرْسِلْتُ بِهِ إِلَّا كَانَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ
«Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, кто бы не услышал из этой общины — иудей он или христианин — обо мне, а затем умер, не уверовав в то, с чем я отправлен, такой окажется из обитателей огня».
Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в шархе (2/188) на «Сахих» Муслима:
وقوله صلى الله عليه وسلم: “لا يسمع بي أحد من هذه الأمة” أي ممن هو موجود في زمني وبعدي إلى يوم القيامة فكلهم يجب عليه الدخول في طاعته. وإنما ذكر اليهودي والنصراني تنبيها على من سواهما وذلك لأن اليهود والنصارى لهم كتاب فإذا كان هذا شأنهم مع أن لهم كتابا فغيرهم ممن لا كتاب له أولى
«Слова в хадисе «не услышал из этой общины» — то есть те, кто был в его время и пришел после до наступления Судного Дня, то все они должны подчиниться ему. Он упомянул иудея и христианина, обратив внимание на других, потому что иудеи и христиане имеют писание. Если даже они обязаны (подчиниться Исламу), то те, у кого нет писания, тем более (обязаны сделать это)».
В достоверном сборнике хадисов аль-Бухари передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего:
كَانَ غُلَامٌ يَهُودِيٌّ يَخْدُمُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَمَرِضَ فَأَتَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعُودُهُ فَقَعَدَ عِنْدَ رَأْسِهِ فَقَالَ لَهُ أَسْلِمْ فَنَظَرَ إِلَى أَبِيهِ وَهُوَ عِنْدَهُ فَقَالَ لَهُ أَطِعْ أَبَا الْقَاسِمِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَسْلَمَ فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقُولُ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْقَذَهُ مِنْ النَّارِ
«Мальчик иудей, прислуживавший Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), заболел, и его навестил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он сел возле его головы и сказал: “Прими Ислам”. Мальчик посмотрел на своего отца, который был рядом, и отец сказал ему: “Подчинись Абу-ль-Касиму”. И тогда мальчик принял Ислам. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел со словами: “Хвала Аллаху, который спас его от огня”».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, что если бы этот парень не ответил его призыву , то его пристанищем стал бы огонь.
Что касается единогласного мнения, то это передано многими учеными.
Имам Ибн Абдуль-Барр (368–463 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Ат-Тамхид» (18/40):
محال غير جائز أن يُغفر للذين يموتون وهم كفار لأن الله عز وجل قد أخبر أنه لا يغفر أن يشرك به لمن مات كافرا وهذا ما لا مدفع له ولا خلاف فيه بين أهل القبلة
«Невозможно, чтобы было прощено умершим неверующими, потому что Аллах сообщил, что Он не прощает тех, кто приобщал к Нему сотоварищей и умер неверующим. Это то, в чем нет разногласий среди мусульман».
Имам аль-Куртуби (600–671 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире (5/245), комментируя аят «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают в сотоварищи, но прощает то, что меньше этого, если пожелает»:
وهذا من المحكم المتفق عليه الذي لا اختلاف فيه بين الأمة. “وَيَغْفِرُ ما دُونَ ذلِكَ لِمَنْ يَشاءُ” من المتشابه الذي قد تكلم العلماء فيه
«Это ясно и единогласно признано, нет здесь разногласий среди общины, (а фраза) “но прощает то, что меньше этого, если пожелает” является многозначительной, и это уже разобрали ученые».
Имам Абу Хайан аль-Андалуси (654–745 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем толковании:
وأجمع المسلمون على تخليد من مات كافراً في النار
«Мусульмане единогласны в том, что умерший неверующим будет в Аду вечно».
Имам, кади Ийяд ибн Муса аль-Малики (476–544 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аш-Шифа би та’рифи хукуки аль-мустафа»:
وَلِهَذَا نُكَفِّرُ مَنْ دَانَ بِغَيْرِ مِلَّةِ الْمُسْلِمِينَ مِنَ الْمِلَلِ، أَوْ وَقَفَ فِيهِمْ أَوْ شَكَّ أَوْ صَحَّحَ مَذْهَبَهُمْ، وَإِنْ أَظْهَرَ مَعَ ذَلِكَ الْإِسْلَامَ
«Поэтому мы считаем неверующими сторонников тех религий, исповедующих что-то помимо Ислама, или же тех, кто воздерживается от того, чтобы считать их неверующими, или сомневается или считает верными их религии, даже если при этом они выявляют свой Ислам».
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Раудату-т-талибин» (10/70):
وأنَّ مَنْ لَمْ يُكَفِّرْ مَنْ دانَ بغيرِ الإسْلامِ كالنصارى، أو شكَّ في تَكْفِيْرِهِم، أو صحح مذهبهم، فهو كافر وإن أظهر مع ذلك الإسلام واعتقده
«Тот, кто не выносит такфир исповедующим иную помимо Ислама религию, как христианам, или сомневается в их неверии, или удостоверяет их путь, тот является неверующим, даже если при этом показывает свой Ислам».
Имам аш-Ширбини (ум. 977 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Мугни аль-мухтадж» (5/430), перечисляя то, что выводит из Ислама:
أَوْ لَمْ يُكَفِّرْ مَنْ دَانَ بِغَيْرِ الْإِسْلَامِ كَالنَّصَارَى، أَوْ شَكَّ فِي كُفْرِهِمْ
«… или же не считает неверующим того, кто исповедует что-то помимо Ислама, как христиан, или же сомневается в их неверии».
Имам Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (510–597 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в тафсире «Зад аль-масир фи ильми-т-тафсир» (1/418), комментируя слова Аллаха «Поистине, Аллах не прощает, когда ему придают в сотоварищи»:
والمراد من الآية لا يغفر لمشرك مات على شركه وفي قوله لمن يشاء نعمة عظيمة من وجهين أحدهما أنها تقتضي أن كل ميت على ذنب دون الشرك لا يقطع عليه بالعذاب
«Под аятом подразумевается, что многобожнику, умершему в своем многобожии, не будет прощено, а в Его словах «Кому пожелает» большая милость с двух сторон. Первая — любой, кто умрет грешником, но не придавшим Аллаху сотоварищей, может избежать наказания».
Согласно этому, любой, кто умрет будучи многобожником, тот гарантированно попадет в Ад, так как об этом говорят шариатские тексты.
Имам ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире «Мафатихуль-гайб» (6/409):
قوله تعالى “إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء” دلت هذه الآية على أن ما سوى الشرك قد يغفره الله تعالى في الجملة فلو كان كفر اليهودي والنصراني ليس بشرك لوجب بمقتضى هذه الآية أن يغفر الله تعالى في الجملة، ولما كان ذلك باطلاً علمنا أن كفرهما شرك
«Слова Аллаха “Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает, что меньше этого, кому пожелает” указывают на то, что Аллах может простить в общем все, кроме многобожия. Если бы неверие иудеев и христиан не было бы многобожием, то, согласно аяту, Аллах должен был бы простить их в общем, но так как данное утверждение (что Аллах простит их – прим. пер.) ложно, значит, что их неверие является многобожием».
Также имам ар-Рази пишет в тафсире «Мафатихуль-гайб», комментируя слова Аллаха «Аллах уже простил их»:
واعلم أن هذه الآية دلت على أن تلك الزلة ما كانت بسبب الكفر، فان العفو عن الكفر لا يجوز لقوله تعالى “إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء”
«Знай же, что этот аят указывает на ошибку, которая не была по причине неверия, потому что недопустимо прощать неверие, ведь Аллах сказал: “Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает, что меньше этого, кому пожелает”».
Также сказал имам ар-Рази:
اعلم أن الله تعالى لما هدد اليهود على الكفر وبين أن ذلك التهديد لا بد من وقوعه لا محالة بين أن مثل هذا التهديد من خواص الكفر فأما سائر الذنوب التي هي مغايرة للكفر فليست حالها كذلك بل هو سبحانه قد يعفو عنها
«Знай, что когда Аллах пригрозил иудеям неверием и разъяснил, что эта угроза обязательно случится, Он разъяснил также, что эта угроза является отличительной чертой неверующих. А что касается всех остальных грехов, не являющихся неверием, то они не таковы, более того, может быть так, что Аллах простит их».
Имам аль-Байдави (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире, комментируя аят «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей»:
لأنه بت الحكم على خلود عذابه وأن ذنبه لا ينمحي عنه أثره فلا يستعد للعفو بخلاف غيره
«Ведь Он вынес окончательное решение о вечном наказании (многобожника), потому что след данного греха не стирается и не готовится к прощению, в отличие от другого греха».
Имам Ибн Атыйа аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире «Аль-мухаррар аль-ваджиз»:
الناس أربعة أصناف: كافر مات على كفره فهذا مخلد في النار بإجماع ومؤمن محسن لم يذنب قط ومات على ذلك فهذا في الجنة محتوم عليه حسب الخبر من الله تعالى بإجماع
«Люди бывают четырех видов: неверующий, умерший в своем неверии, — такой будет в Аду навечно единогласно; верующий, совершавший благое и не грешивший никогда, и умерший в таком положении, — такой будет в Раю неизбежно, согласно сообщению об этом от Аллаха, единогласно…».
Абу Сауд (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире:
والمرادُ بالشرك مُطلقُ الكفرِ المنتظمِ لكفر اليهودِ انتظاماً أولياً فإن الشرْعَ قد نص على إشراك أهلِ الكتابِ قاطبةً وقضى بخلود أصنافِ الكفرةِ في النار
«Под многобожием подразумевается абсолютное неверие, охватывающее в первую очередь неверие иудеев. Шариат ясно сказал о многобожии всех людей писания и вынес решение о вечном пребывании в Аду всех видов неверующих».
Имам Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Шарх мунтаха аль-ирада» (3/395):
وكذا من اعتقد قدم العالم أو حدوث الصانع أو سخر بوعد الله ووعيده أو لم يكفر من دان بغير دين الإسلام كأهل الكتاب أو شك في كفرهم أو صحح مذهبهم
«Также и тот, кто убежден, что мир предвечен, или что Творец имеет начало во времени, или кто издевается над обещанием Аллаха и Его угрозами, или кто не выносит решение о неверии такого человека, исповедует нечто иное помимо Ислама, как люди писания, или же кто сомневается в их неверии или считает верным их религию».
Это убедительно и этого достаточно. Нет сомнений, что вышеприведенные слова справедливы в отношении тех, до кого дошел призыв Ислама, а до кого он не дошел, то дело того остается на усмотрение Всевышнего Аллаха.
Критерии донесения призыва
Что касается критериев донесения призыва или же не донесения его, то группа ученых относительно этого аспекта разделила неверующих на три части. Первая — те, до кого дошел ясный и чистый от искажений призыв. Таковые очевидно попадают в Ад. Вторая — те, до кого призыв не дошел, и удел таких людей остается на усмотрение Аллаха. Третья — те, до кого призыв дошел искаженным. Рассмотрим это более подробно.
Довод Ислама, имам аль-Газали (450–505 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет о грани между Исламом и ересью:
بل أقول: إن أكثر نصارى الروم والترك في هذا الزمان تشملهم الرحمة إن شاء الله تعالى: أعني الذين هم في أقاصي الروم والترك، ولم تبلغهم الدعوة، فإنهم ثلاثة أصناف:
صنف: لم يبلغهم اسم محمد صلى الله عليه وسلم أصلاً، فهم معذورون.
وصنف: بلغهم اسمه ونعته، وما ظهر عليه من المعجزات، وهم المجاورون لبلاد الإسلام، والمخالطون لهم، وهم الكفار الملحدون.
وصنف: ثالث بين الدرجتين، بلغهم اسم محمد صلى الله عليه وسلم، ولم يبلغهم نعته وصفته، بل سمعوا أيضاً منذ الصبا أن كذاباً ملبساً اسمه محمد ادعى النبوة، كما سمع صبياننا أن كذاباً يقال له المقفع، ادعى أن الله بعثه وتحدى بالنبوة كاذباً. فهؤلاء عندي في معنى الصنف الأول، فإنهم مع أنهم سمعوا اسمه، سمعوا ضد أوصافه، وهذا لا يحرك داعية النظر في الطلب …
وأما من سائر الأمم فمن كذبه بعدما قرع سمعه بالتواتر عن خروجه، وصفته، ومعجزاته الخارقة للعادة، كشق القمر، وتسبيح الحصا، ونبع الماء من بين أصابعه، والقرآن المعجز الذي تحدى به أهل الفصاحة وعجزوا عنه فإذا قرع ذلك سمعه، فأعرض عنه، وتولى ولم ينظر فيه ولا يتأمل، ولم يبادر إلى التصديق، فهذا هو الجاحد الكاذب، وهو الكافر، ولا يدخل في هذا أكثر الروم والترك الذين بعدت بلادهم عن بلاد المسلمين. بل أقول: من قرع سمعه هذا، فلا بد أن تنبعث فيه داعية الطلب ليستبين حقيقة الأمر إن كان من أهل الدين، ولم يكن من الذين استحبوا الحياة الدنيا على الآخرة.فإن لم تنبعث فيه هذه الداعية، فذلك لركونه إلى الدنيا، وخلوه عن الخوف وخطر أمر الدين وذلك كفر، وإن انبعثت الداعية، فقصر عن الطلب، فهو أيضاً كفر.بل ذو الإيمان بالله، واليوم الآخر، من أهل كل ملة، لا يمكنه أن يفتر عن الطلب بعد ظهور المخايل بالأسباب الخارقة للعادة فإن اشتغل بالنظر والطلب، ولم يقصر، فأدركه الموت قبل تمام التحقيق، فهو أيضاً مغفور له ثم له الرحمة الواسعة
«Наоборот, я говорю, что, поистине, большинство христиан Византии и Турции в наше время будут под Милостью Аллаха, если на это будет воля Аллаха. Я имею в виду тех, кто живет в окрестностях Византии и Турции, до которых не дошел призыв, потому как они делятся на три категории:
Первая категория — это те, до кого вообще не дошло имя Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) — такие оправданы.
Вторая категория — это те, до кого дошло имя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его описание и чудеса, те, кто живут по соседству с городами мусульман и смешиваются с ними, — таковые (кто не уверовал) являются кафирами, пребывающими вечно в Аду.
И третья категория, которая между первой и второй, — до них дошло имя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не дошло его описание и атрибут. Напротив, они слышали с детства, что «лжец по имени Мухаммад утверждает о пророчестве» подобно тому, как наши дети слышат о лжеце, которого зовут «аль-Мукаффа». Он утверждал, что его ниспослал Аллах и претендовал на пророчество. Эта категория по моему мнению подобна первой, так как они хоть и слышали его имя, но вместе с этим также и слышали о качествах, противоположных его истинным качествам. И это не побуждает человека искать [истину] (то есть когда человек слышит о лжепророке, он уже не стремится узнать о нем и о его религии).
Что же касается других общин, то тот, кто посчитал его призыв ложью после того, как дошло до него множество свидетельств о его, да благословит его Аллах и приветствует, выходе, его качествах, чудесах, как раскалывание луны, тасбих камней, источение воды меж пальцев, Коран — чудо, посредством которого он бросал вызов знатокам языка, которые были бессильны против него. И когда все это дойдет до него, а он отвернется от этого и откажется, не проанализирует, не поразмыслит, не поспешит к признанию этого истиной, тогда таковой является отрицающим, лгуном, неверующим. Но Турки и Византийцы не подпадают под эту категорию, так как их города отдалены от городов мусульман.
Напротив, я говорю, что тот, до кого это дошло, то необходимо, чтобы в нем появилось стремление выяснить истинную суть, если он будет из интересующихся религией, а не из предпочитающих мирскую жизнь ахирату. А если же в нем не появится это стремление, то это из-за его преданности этому миру, из-за отсутствия страха и серьезности к вопросам религии — а это есть неверие. Если появилось стремление, но он не искал истину, то это также является куфром. Ведь обладателю веры в Аллаха и День Воскресенья, из любой религии, невозможно отказываться от поиска [истины] после выявления достойных качеств посредством необычных деяний. Если же он займется размышлением и поиском без откладывания, но настигнет его смерть до обнаружения истины, то он также будет прощен и помилован».
Нет сомнения в том, что под третьей категорией подразумевается тот, кто не жалел сил на раскрытие истины и исчерпал свои усердия в его нахождении. А иначе те, кто подвергся влиянию информационной политики курайшитов в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вошли бы в категорию оправданных. Но такое не скажет разумный.
Имам аль-Газали разъяснил то, что имел в виду, в книге «Аль-Мустасфа», сказав:
مسألة ذهب الجاحظ إلى أن مخالف ملة الإسلام من اليهود والنصارى والدهرية إن كان معاندا على خلاف اعتقاده فهو آثم، وإن نظر فعجز عن درك الحق فهو معذور غير آثم، وإن لم ينظر من حيث لم يعرف وجوب النظر فهو أيضا معذور. وإنما الآثم المعذب هو المعاند فقط؛ لأن الله تعالى لا يكلف نفسا إلا وسعها وهؤلاء قد عجزوا عن درك الحق ولزموا عقائدهم خوفا من الله تعالى إذ استد عليهم طريق المعرفة. وهذا الذي ذكره ليس بمحال عقلا لو ورد الشرع به وهو جائز، ولو ورد التعبد كذلك لوقع، ولكن الواقع خلاف هذا فهو باطل بأدلة سمعية ضرورية، فإنا كما نعرف أن النبي – صلى الله عليه وسلم – أمر بالصلاة والزكاة ضرورة فيعلم أيضا ضرورة أنه أمر اليهود والنصارى بالإيمان به واتباعه وذمهم على إصرارهم على عقائدهم، ولذلك قاتل جميعهم وكان يكشف عن مؤتزر من بلغ منهم ويقتله. ويعلم قطعا أن المعاند العارف مما يقل، وإنما الأكثر المقلدة الذين اعتقدوا دين آبائهم تقليدا ولم يعرفوا معجزة الرسول – عليه السلام – وصدقه. والآيات الدالة في القرآن على هذا لا تحصى، كقوله تعالى: {ذلك ظن الذين كفروا فويل للذين كفروا من النار} [ص: 27] وقوله تعالى: {وذلكم ظنكم الذي ظننتم بربكم أرداكم} [فصلت: 23] وقوله تعالى: {وإن هم إلا يظنون} [البقرة: 78] وقوله {ويحسبون أنهم على شيء} [المجادلة: 18] وقوله تعالى: {في قلوبهم مرض} [البقرة: 10] أي: شك وعلى الجملة ذم الله تعالى والرسول – عليه السلام – المكذبين من الكفار مما لا ينحصر في الكتاب والسنة.وأما قوله: كيف يكلفهم ما لا يطيقون؟ قلنا: نعلم ضرورة أنه كلفهم، أما أنهم يطيقون أو لا يطيقون فلننظر فيه؛ بل نبه الله تعالى على أنه أقدرهم عليه بما رزقهم من العقل ونصب من الأدلة وبعث من الرسل المؤيدين بالمعجزات الذين نبهوا العقول وحركوا دواعي النظر حتى لم يبق على الله لأحد حجة بعد الرسل.
«Джахиз пришел к тому, что если некто несогласный с Исламом из числа иудеев или христиан и [еще кого-то] будет упорствовать на своем противоречии Исламским убеждениям, то он грешник. Если же он размышлял и не смог понять истину, то он оправдан и не является грешником. Если же он не рассматривал истину из-за незнания обязательности рассмотрения, то он также оправдан. А грешник, подвергаемый наказанию, — это лишь упорствующий (на неправильной религии и не рассматривающий истинность другой религии). Потому что Аллах не обременяет человека тем, что ему не под силу, а эти люди не смогли отыскать истину и остались на своих убеждениях, так как закрылась перед ними дорога познания.
[Далее после этих слов имам аль-Газали пишет:] Согласно разуму, то, что он говорит, не является абсурдным; если бы об этом пришел текст в шариате, то это было бы приемлемым. Если бы передалось исповедание этого, то это осуществилось бы. Но, однако, реальность противоречит этому, и это ложно со стороны ясных Шариатских текстов. Подобно тому, как мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно повелел о молитве, закате, то также знай, что он повелел христианам и иудеям уверовать в него и следовать ему и порицал их за их упорство в своих убеждениях. И вот почему он сражался против всех них и подвергался нападкам с их стороны и попыткам убить его. И знай, что сознательно упорствующих было мало, поистине, большая часть [людей] — это последователи того, чего придерживались их отцы, и они не узнали о чудесах и правдивости Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Аятов, указывающих на это, не счесть, как, например: «Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (Коран, 38:27), «Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас» (Коран, 41:23), (Коран, 2:78), «В тот день [в День Суда], когда Аллах воскресит [оживит] их всех [всех лицемеров] и станут они клясться перед Ним (что они были верующими), как клянутся они перед вами (о, верующие), и думают они [лицемеры], полагая, что это им поможет (перед Аллахом, как это помогало им перед верующими в бренном мире)» (Коран, 58:18), «Их сердца поражены недугом» (Коран, 2:10), — то есть сомнением. В общем, Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно порицали в Коране и Сунне лгунов из числа неверных.
Что же касается его слов «как Аллах обяжет их тем, что им не под силу?», то мы ответим: «Мы точно знаем, что Аллах обязал их. Что же касается того, осилят они или нет, то давайте рассмотрим это. Аллах указал на то, что Он даст им в этом силы тем, что ниспошлет разум и часть из доказательств и Посланников, подкрепленных чудесами, которые побуждают разумного и толкают на размышление, так что не осталось никакого оправдания перед Аллахом после ниспослания Посланников» (Конец слов аль-Газали).
Мнение же аль-Анбари является странным, как сказал аль-Аттар в своем хашийате:
وَلَا يُظَنُّ بِهِ طَرْدُ ذَلِكَ فِي قِدَمِ الْعَالَمِ وَنَفْيِ النُّبُوَّاتِ ، وَلَعَلَّهُ أَرَادَ فِي خَلْقِ الْأَفْعَالِ وَخَلْقِ الْقُرْآنِ وَأَمْثَالِهَا
«И не предполагают о нем [что он говорил] о предвечности мира и отрицании пророчеств. Вероятно, он имел в виду это в отношении сотворения действия, Корана и т.д.».
Что касается упомянутого от имама аль-Газали в «Файсал Тафрика» относительно оправдания третьей группы, то это действительно в случае ненахождения ими доводов, но не с точки зрения усердия в понимании доводов. Потому что, если мы будем учитывать их усердие в понимании доводов, то это приведет к одобрению последователей других религий.
И об этом сказал имам аль-Джувайни (419–478 гг.х) (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Варакат»:
ولا يجوز كل مجتهد في الأصول الكلامية مصيب لأن ذلك يؤدي إلى تصويب أهل الضلالة والمجوس والكفار والملحدين
«Нельзя [говорить], что любой муджтахид в основах веры является правым, потому что это приводит к одобрению людей заблуждения: огнепоклонников, неверующих, атеистов».
Алляма аль-Хаттаб аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Шарх аль-Варакат»:
“ولا يجوز” أن يقال: “كل مجتهد في الأصول الكلامية” أي العقائد الدينية “مصيب؛ لأن ذلك يؤدى إلى تصويب أهل الضلالة” من النصارى القائلين بالتثليث، “والمجوس” القائلين “بالأصلين” للعالم النور والظلمة، “والكفار” في نفيهم التوحيد وبعثة الرسل والميعاد في الآخرة
«”Нельзя” говорить, что “любой муджтахид в основах веры” то есть в религиозном вероисповедании “является правым, потому что это приводит к одобрению людей заблуждения” христиан, говорящих о Троице, “зороастрийцев”, говорящих о двух основах для мира света и тьмы, “и неверующих” в их отрицании единобожия, ниспослания Посланников и угроз в потустороннем мире».
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, хвала Аллаху, Господу миров.
(Перевод с сокращениями)