Обязанность мусульманки закрывать лицо и кисти рук при выходе из дома

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Аурат (араб. عورة‌‎ – незащищённое место) — часть тела, которую каждый мусульманин и мусульманка обязаны прикрывать перед другими людьми.

Всем известно, что мусульманка обязана соблюдать хиджаб перед посторонними мужчинами. Однако, как оказалось, немногие знают, что в понятие «хиджаб» входит всё тело, включая лицо и кисти рук. Это значит, что мусульманка обязана закрывать всё своё тело при выходе из дома.

Согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, аурат мусульманки перед посторонними мужчинами – это всё её тело, включая лицо и кисти рук. Этого мнения придерживается большинство учёных исламской уммы.

Надо отметить, что аурат женщины подразделяется на несколько категорий.

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849–911 гг. х.) пишет в книге «Аль-Ашбах ва ан-назаири» (с. 240):

المرأة في العورة لها أحوال :

حالة مع الزوج , ولا عورة بينهما , وفي الفرج وجه .

وحالة مع الأجانب , وعورتها : كل البدن , حتى الوجه والكفين في الأصح .

وحالة مع المحارم والنساء , وعورتها : ما بين السرة والركبة . وحالة في الصلاة , وعورتها : كل البدن , إلا الوجه والكفين

«Относительно аурата женщины есть разные положения:

1. между мужем и женой нет аурата. Также есть слабое мнение, [что им запрещено смотреть на половые органы друг друга]»;

2. в присутствии посторонних ауратом считается всё тело, даже лицо и кисти рук, согласно достоверному мнению;

3. в присутствии махрамов (близких родственников) и женщин ауратом считается часть тела между пупком и коленями;

4. во время намаза ауратом является всё тело, за исключением лица и кистей рук».

Подобное сказал также имам Абу Бакр ад-Димьяты аль-Бакри (умер в 1300 г. х.) в своей книге «И’анату-т-Талибин» (1/226):

و اعلم أن للحرة أربع عورات: فعند الأجانب جميع البدن، و عند المحارم و الخلوة ما بين سرة و الركبة، و عند النساء الكافرات ما لا يبدو عند المهنة، وفي الصلاة جميع بدنها عدا وجهها و كفيها

«Знай, что у женщины есть четыре разновидности аурата:

1. аурат перед посторонними мужчинами – это всё её тело;

2. аурат перед мужчинами-махрамами – это зона между пупком и коленями;

3. аурат перед неверующими женщинами – это все те части тела, которые не раскрываются при выполнении домашних дел;

4. аурат в молитве – это всё тело, кроме лица и кистей рук».

Остановимся на первом пункте, а именно аурат перед посторонними мужчинами. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения шафиитского мазхаба.

Для начала приведём из Корана и Сунны доказательства того, что женщина обязана закрывать всё тело.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

«О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин лёгкого поведения), чтобы не причинить им обиды». (сура аль-Ахзаб, аят 59)

Имам Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (426–489 гг. х.) комментирует этот аят в книге «Тафсир аль-Куран» (4/306-307):

وقوله تعالى : { يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ } أي : يشتملن بالجلابيب ، والجلباب هو الرداء ، وهو الملاءة التي تشتمل بها المرأة فوق الدرع والخمار . قال عبيدة السلماني : تتغطى المرأة بجلبابها فتستر رأسها ووجهها وجميع بدنها إلا إحدى عينيها

«Всевышний Аллах сказал: “Опускали свои покрывала (джильбаб)”, то есть они покрываются джильбабом. А джильбаб – накидка, которой накрывается женщина поверх химара.

Убайда ас-Сальмани[1] сказал: “Женщина покрывает свою голову, лицо и всё тело, за исключением одного глаза”».

Имам Хусейн ибн Мас’уд аль-Багави (436–516 гг. х.) так комментирует этот аят в своём «Тафсире» (3/586):

قال : { يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ } جمع الجلباب ، وهو الملاءة التي تشتمل بها المرأة فوق الدرع والخمار ، وقال ابن عباس وأبو عبيدة : أمر نساء المؤمنين أن يغطين رءوسهن ووجوهن بالجلابيب إلا عينا واحدة ليعلم انهن حرائر{ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ } أنهن حرائر { فَلَا يُؤْذَيْنَ } فلا يتعرض لهن

«Всевышний Аллах сказал: “Опускали свои покрывала (джильбаб)”, – это накидка которой накрывается женщина поверх химара.

Ибн Аббас и Абу Убайда сказали: “Аллах велел верующим женщинам скрывать свои лица, накидывая джильбаб на голову так, чтобы открытым оставался только один глаз, чтобы кругом знали, что они являются свободными. «Так их легче будет отличить», то есть понять, что они являются свободными, и их не подвергнут оскорблениям”».

Хафиз Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701–774 гг. х.) пишет в книге «Тафсир уль-Куран аль-Азым» (4/484):

عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ قَالَتْ : لَمَّا نَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَةُ : ( يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ) ، خَرَجَ نِسَاءُ الْأَنْصَارِ كَأَنَّ عَلَى رُءُوسِهِنَّ الْغِرْبَانُ مِنَ السَّكِينَةِ ، وَعَلَيْهِنَّ أَكْسِيَةٌ سُودٌ يَلْبَسْنَهَا

«Передаётся, что Умм Саляма сказала: “Когда был ниспослан аят: «Опускали свои покрывала (джильбаб)», жёны ансаров оделись в черные платья и ходили так тихо и скромно, будто на их головах сидела ворона”».

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) пишет в своём тафсире «Ас-Сирадж аль-Мунир» (3/271):

قال  { يُدْنِينَ }يقربن{ عَلَيْهِنَّ } أي على وجوههن وجميع أبدانهن ، فلا يدعن شيئًا منها مكشوفًا

«Опускали свои покрывала», то есть опускали на свои лица и всё тело, не оставляя при этом ничего открытым».

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

 وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ

«И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди». (сура ан-Нур, аят 31)

Передаётся, что мать правоверных Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) сказала:

لما أنزلت هذه الآية أخذن أزرهن. فشققنها من قبل الحواشي فاختمرن بها

«Когда был ниспослан этот аят, они (женщины-мухаджиры) оторвали края своих изаров и покрылись ими». (Аль-Бухари)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) прокомментировал слова Аиши в книге «Фатх аль-Бари» (8/345):

فاختمرن؛ أي غطين وجوههن

«Покрылись – то есть скрыли свои лица».

Мнение факихов шафиитского мазхаба

В этом вопросе у учёных шафиитского мазхаба имеются разногласия. Часть шафиитов говорила о том, что желательно закрывать лицо и кисти рук, другая же часть склонилась к тому, что это обязательно, и это стало основополагающим мнением мазхаба.

Довод Ислама, имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 гг. х.) сказал в книге «Ихья улюм ад-Дин»:

فإذا خرجت , فينبغي أن تغض بصرها عن الرجال , ولسنا نقول : إن وجه الرجل في حقها عورة , كوجه المرأة في حقه , بل هو كوجه الصبي الأمرد في حق الرجل , فيحرم النظر عند خوف الفتنة فقط , فإن لم تكن فتنة فلا , إذ لم يزل الرجال على ممر الزمان مكشوفي الوجوه , والنساء يخرجن منتقبات , ولو كان وجوه الرجال عورة في حق النساء لأمروا بالتنقب أو منعن من الخروج إلا لضرورة

«Когда женщины выходят, им следует опускать свои глаза (притуплять взор) и не смотреть на мужчин, и мы не говорим, что лицо мужчины по отношению к женщине является ауратом, подобно тому, как лицо женщины является ауратом по отношению к мужчине. Напротив – лицо мужчины подобно лицу амрада (безбородого юнца) по отношению к мужчине, то есть запрещено смотреть на него при опасении впасть в смуту (фитну), но если риска смуты нет, это не запрещено.

Мужчины на протяжении всех времён ходили с открытым лицом, а женщины выходили в покрывалах (в никабах). Если бы лицо мужчины по отношению к женщине было ауратом, то им было бы велено надеть никаб либо запрещено выходить без необходимости»

Как видно из этой цитаты, имам аль-Газали считает, что лицо женщины является ауратом перед посторонними мужчинами.

Шейх уль-Ислам Яхья бин Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в книге «Минхадж ат-Талибин» (стр. 204):

وَيَحْرُمُ نَظَرُ فَحْلٍ بَالِغٍ إلَى عَوْرَةِ حُرَّةٍ كَبِيرَةٍ أَجْنَبِيَّةٍ وَكَذَا وَجْهُهَا وَكَفَّيْهَا عِنْدَ خَوْفِ فِتْنَةٍ، وَكَذَا عَنْدَ الْأَمْنِ عَلَى الصَّحِيحِ،

«Полноценному совершеннолетнему мужчине запрещается смотреть на аурат посторонней женщины, а также на её лицо и кисти рук, и при опасении впасть в смуту, и при безопасности [от смуты], согласно достоверному мнению мазхаба».

Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) комментирует слова имама ан-Навави в книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/209):

وَوَجَّهَهُ الْإِمَامُ بِاتِّفَاقِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى مَنْعِ النِّسَاءِ مِنْ الْخُرُوجِ سَافِرَاتِ الْوُجُوهِ، وَبِأَنَّ النَّظَرَ مَظِنَّةٌ لِلْفِتْنَةِ وَمُحَرِّكٌ لِلشَّهْوَةِ، وَقَدْ قَالَ — تَعَالَى -: {قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ} [النور: ٣٠] [النُّورُ] وَاللَّائِقُ بِمَحَاسِنِ الشَّرِيعَةِ سَدُّ الْبَابِ وَالْإِعْرَاضُ عَنْ تَفَاصِيلِ الْأَحْوَالِ كَالْخَلْوَةِ بِالْأَجْنَبِيَّةِ.

«Имам обосновал это тем, что среди мусульман есть единогласие о запрете для женщины выходить с открытым лицом, а также тем, что взор (на лицо и кисти) предполагает смуту и побуждение к страсти, ибо Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд». (сура Ан-Нур, аят 30)

Поэтому для достижения шариатского благополучия необходимо закрыть эти двери и избегать подобного, например, уединения с посторонней женщиной».

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) пишет в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/204):

وقال السبكي: إن الأقرب إلى صنع الأصحاب أن وجهها وكفيها عورة في النظر لا في الصلاة وإطلاقه الكبيرة يشمل العجوز التي لا تشتهى، وهو الأرجح في الشرح الصغير، وهو المعتمد

«Такиюддин ас-Субки сказал: “Поистине, согласно самому близкому к асхаб уль-вуджух мнению, лицо женщины и кисти её рук являются ауратом для взгляда (постороннего), но не при намазе. Сюда же относится пожилая женщина, старуха, которая не способна вызвать вожделение. И это предпочтительное мнение (раджих), как пишется в “Шарх ас-Сагир”. Это основополагающее мнение (му’тамад)”».

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) сказал в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (3/179):

مَن تحَقَّقَت نَظَرَ أجنَبِيٍّ لها يَلزَمُها سَترُ وَجهِهَا عَنه وإلا كانَت مُعينةً له عَلى حرامٍ فتَأثمُ

«Той, которая убеждена, что на неё смотрит посторонний мужчина, необходимо прикрыть лицо от него, иначе она будет его помощницей в совершении запретного, тем самым и она совершит грех».

Имам Сулейман ибн Мухаммад аль-Буджейрами (1131–1221 гг. х.) пишет в труде «Тухфат уль-Хабиб аля шарх аль-Хатыб» (1/450):

أما عورتها خارج الصلاة بالنسبة لنظر الأجنبي إليها فهي جميع بدنها حتى الوجه والكفين، ولو عند أمن الفتنة، ولو رقيقة فيحرم على الأجنبي أن ينظر إلى شيء من بدنها ولو قلامة ظفر منفصلا منها

«Что касается аурата женщины вне намаза в присутствии постороннего человека, то ауратом считается всё тело, включая лицо и кисти рук. Даже если нет риска смуты, и даже если она рабыня, постороннему в любом случае запрещено смотреть на какую-либо часть её тела, даже на отдельные обрезки её ногтей».

Имам Шихабуддин аль-Кальюби (умер в 1069 г. х.) пишет в своём субкомментарии к труду «Канз ар-Рагибин» (1/201):

وأما عند الرجال الأجانب فجميع البدن

«При посторонних мужчинах ауратом женщины является всё тело».

В заключение приведём замечательные слова хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, который сказал в книге «Фатх уль-Бари» (12/245):

وَمِنَ الْمَعْلُومِ أَنَّ الْعَاقِلَ يَشْتَدُّ عَلَيْهِ أَنَّ الْأَجْنَبِيَّ يَرَى وَجْهَ زَوْجَتِهِ وَابْنَتِهِ وَنَحْوَ ذَلِكَ

«Известно, что разумному человеку неприятно, когда посторонний мужчина видит лицо его жены, его дочери, либо других женщин из числа его махрамов».

 

[1] Убайда ибн Амр ас-Сальмани аль-Куфи (умер в 72 г. х.) – великий учёный и факих из поколения табиинов. Обучался у Али ибн Аби Талиба, Абдуллаха ибн Мас’уда и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Среди его учеников были имамы Ибрахим ан-Наха’и, Мухаммад ибн Сирин и Ша’би.

Похожие материалы