Обязателен ли намаз при умственном расстройстве?

Вопрос: обязательно ли совершать намаз женщине в возрасте, которая страдает от потери памяти, если известно, что члены ее семьи будут ей помогать в обязательных элементах намаза?

Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!

Старческие умственные расстройства бывают либо постоянными, либо краткосрочными.

Если расстройства будут постоянными, то с их обладателя спадает таклиф, и таким образом он вообще не обязан совершать намаз из-за лишения разума, который является составляющим для таклифа.

Имам аз-Заркаши (да смилуется над ним Аллах), перечисляя условия мукалляфа, сказал:

الشرط الرابع: العقل، فالمجنون ليس بمكلف إجماعاً، ويستحيل تكليفه لأنه لا يعقل الأمر والنهي

«Четвертая причина — разум. Умалишенный не считается мукалляфом согласно единогласному мнению ученых. Таклиф в отношении него абсурден по причине того, что он не в состоянии понять ни повеления, ни запреты»[1].

Что касается человека с умственными расстройствами, если он будет приходить в себя время от времени, и на некоторое время в течение дня его концентрация возвращается в нормальное состояние, то он обязан совершить намаз в меру своих способностей, если в моменте времени он осознает, что время намаза наступило и он обязателен для него. Сказал Всевышний Аллах:

فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»[2].

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ولا تسقط عنه الصلاة وعقله ثابت؛ لوجود مناط التكليف

«Не спадает с человека намаз в то время, пока он находится в здравом уме, из-за наличия условия таклифа»[3].

Соответственно, если женщина находится в таком состоянии постоянно, то она изначально не обязана совершать намаз, однако она может совершать своевременные намазы, если она будет в здравом уме так, как может.

Если человек будет находиться в таком состоянии, то есть когда он будет находиться в здравом уме, в период времени послеобеденного намаза, то он совершает также и обеденный намаз, так как он примыкает ко времени послеобеденного намаза, и время послеобеденного намаза считается временем «дарура» для обеденного намаза с точки зрения Шариата, так как если объединить обеденный и послеобеденные намазы и совершить их во время послеобеденного, то обеденный будет считать совершенным своевременно.

Соответственно, если эта женщина будет пребывать в здравом уме в период вышеупомянутого времени, то она обязана совершить и обеденный намаз. Подобное решение относится и к ночному намазу — если человек будет пребывать в здравом уме на протяжении времени, достаточного для совершения двух намазов.

Имам аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ثم شرع في بيان وقت الضرورة، والمراد به وقت زوال مانع الوجوب وهو الصبا والجنون والكفر والإغماء والحيض والنفاس، فقال: ولو زالت هذه الأسباب المانعة من وجوب الصلاة وقد بقي من الوقت تكبيرة، أي قدر زمنها فأكثر، وجبت الصلاة؛ لأن القدر الذي يتعلق به الإيجاب يستوي فيه قدر الركعة ودونها والأظهر على الأول وجوب الظهر مع العصر بإدراك قدر زمن تكبيرة آخر وقت العصر، ووجوب المغرب مع العشاء بإدراك ذلك آخر وقت العشاء؛ لاتحاد وقتي الظهر والعصر، ووقتي المغرب والعشاء في العذر، ففي الضرورة أولى

«Далее [автор] приступил к разъяснению времени “дарура”, под которым подразумевается время, когда устраняется препятствие обязательности, например, несовершеннолетие, недееспособность, неверие, потеря рассудка, менструация и послеродовые выделения, и сказал: “Если будут устранены препятствия для обязательности намаза и от времени намаза останется время, достаточное для произношения такбира или больше этого, то человек обязан совершить этот намаз, так как нет разницы между временем, достаточным для совершения одного ракаата, и временем меньше этого для вменения в обязанность”.

Очевидное мнение мазхаба гласит, что обязательно совершать обеденный намаз с послеобеденным, если осталось время для произнесения такбира до конца времени послеобеденного намаза, а также обязательно совершать вечерний намаз с ночным, если до конца ночного осталось такое же количество времени, из-за общности времени обеденного и послеобеденного намазов, а также вечернего и ночного при наличии уважительной причины, а в случае необходимости — тем более»[4].

А Всевышнему Аллаху известно лучше!

Источник: aliftaa.jo

[1] «Аль-Бахр аль-мухит фи усуль аль-фикх» (62/2).

[2] Коран, 64:16.

[3] «Аль-Икна фи халли альфази Аби Шуджа» (1/131).

[4] «Мугни аль-мухтадж» (1/315).

Похожие материалы