Одержимость джиннами и психические заболевания

Представляем вашему вниманию исследование Кембриджского университета, которое посвящено одержимости джиннами и лечению рукъей.

Статья посвящена одержимости джиннами и психическим заболеваниям в Исламе. Обсудив в целом одержимость духами и ее классификации в DSM-5 (номенклатура психических расстройств), мы представляем обзор нескольких исследований, которые рассматривают роль джиннов в формировании психических расстройств среди мусульман в Великобритании. Приводится тематическое исследование, доказывающее одержимость джиннами, и обсуждается клиническое значение полученных результатов. Мы аргументируем в пользу сотрудничества между исламскими религиозными специалистами и профессионалами в области психического здоровья и, наконец, обсуждаем возможные направления для будущих исследований.

Возможность вселения духов в человека достаточно универсальна в разных культурах и зафиксирована во многих этнографических исследованиях. Доктор Наджат Халифа и Тим Харди утверждают, что состояния одержимости можно понять только в связке биологических, антропологических, социологических, психопатологических и экспериментальных точек зрения. Психиатр и антрополог Роланд Литтлвуд рассматривает одержимость как веру в то, что в человека вселился чужеродный дух или какая-то другая нечеловеческая сила, которая затем контролирует человека или изменяет его действия и личность. В своем классической труде «Ecstatic Religion: A Study of Shamanism and Spirit Possession» антрополог И. М. Льюис рассказывает о двух типах одержимости: центральной и периферийной. Центральная одержимость, которая высоко ценится некоторыми людьми, поддерживает преобладающие политические, моральные и религиозные убеждения и рассматривает духов как сочувствующих им. Такие состояния характерны для религиозных церемоний во всем мире и не считаются патологией. Периферийная одержимость обозначается как вселение злых духов, как нечто нежелательное, аморальное и опасное. В периферийных культах одержимость, как правило, открыта для всех участников, в то время как в центральных религиях она доступна только религиозной элите.

Повсеместная одержимость все чаще встречается у женщин и маргинальных групп и может быть средством, с помощью которого они могут выразить свои жалобы в условиях, где они могут быть услышаны. Одержимость духами обычно происходит в культурных контекстах, в которых «я», скорее всего, фрагментировано. Рассматривается ли одержимость как патология или нет, зависит от культурного контекста, в котором она происходит; далеко не все случаи одержимости рассматриваются как признаки болезни. Например, во время церемоний Зара (трансовый вид танца, исполняемый как ритуал изгнания злых духов) в Египте и Судане женщины становятся одержимыми духами Зара, которые говорят через них. На Западе такой опыт, скорее всего, сочли бы за патологию.

Антрополог Эмма Коэн отмечает, что концепции одержимости духами в основном делятся на две разновидности: одна подразумевает трансформацию или замену личности (исполнительная одержимость), а другая — представляет духов-хозяев как причину болезней и несчастий (патогенная одержимость). В случае исполнительной одержимости страдающий человек ведет себя так, как будто его личность была вытеснена личностью духа-хозяина, тогда как в случае патогенного типа одержимость духом является объяснением аномального поведения человека, в то время как личность предполагаемого больного остается нетронутой. При последнем типе одержимость духом скорее сопутствует психопатологии, чем является основным симптомом.

Одержимость демонами или злыми духами — один из древнейших способов объяснения телесных и психических расстройств. Представление о связи одержимости духами и психическими заболеваниями имеет давнее историческое наследие. На протяжении всей истории человечества психические заболевания приписывались демонической одержимости; самые древние упоминания о них относятся к шумерам, которые считали, что все болезни тела и разума вызываются «демонами болезни» — гидимом (или гид-димом). В Евангелии говорится о том, что Иисус (мир ему) регулярно изгонял злых духов. В средние века в Европе одержимость (и колдовство) рассматривалась как одна из нескольких причин психических заболеваний. Наряду с гуморальными медицинскими теориями, в тот период преобладали астрологические теории; кроме того, разграничивались такие понятия, как эксцентричность, сумасшествие, религиозные видения и откровения. Многие из тех, кого сочли ведьмами и одержимыми и придали за это огню, скорее всего, страдали психическими расстройствами.

Несмотря на то, что эта статья затрагивает тему джиннов и психических заболеваний среди современных мусульман в Британии, важно отметить, что эта тесная связь между одержимостью и психическими заболеваниями характерна не только для Ислама: аналогичные убеждения существуют в индуизме, буддизме и иудаизме. Среди современных евангельских христиан одержимость демонам считается одной из возможных причин психических заболеваний, а те, у кого проявляются симптомы одержимости, подлежат спасению. Считается, что определенный процент психически больных людей и те, у кого менее тяжелые расстройства, приписывают свои симптомы дьяволу.

Во многих незападных культурах под самыми главными диссоциативными расстройствами подразумевают транс или одержимость. Хоть DSM-IV признает существование диссоциативных расстройств, вызванных трансом и одержимостью, которые получили название «трансовое диссоциативное расстройство», в DSM-5 предлагается провести дополнительные исследования для оценки их клинической эффективности. Одержимость и состояние транса указаны в диагнозе как «диссоциативное расстройство (не указанное иначе)». Определение DSM-IV-TR включает «транс, связанный с одержимостью, однократное или эпизодическое изменение состояния сознания, характеризующееся заменой привычного чувства личной идентичности на новую идентичность, что приписывается влиянию духа, силы, божества или другой личности».

Одержимые иногда демонстрируют такие симптомы, схожие с теми, которые ассоциируются с психическими заболеваниями, как психоз, истерия, маниакальный синдром, синдром Туретта, эпилепсия, шизофрения или диссоциативное расстройство личности, что включает в себя неконтролируемое или нецензурное поведение. Поскольку одержимость не является нормативным явлением в западных культурах, именно культурный контекст определяет различие между психозом и спиритизмом. Одержимость духом — это культурно специфический способ проявления симптомов психоза, диссоциации, социальной тревоги и тому подобного, и достаточно глобальное выражение страданий. Иными словами, если на Западе человек с психозом может считать, что им управляет компьютер, то член общества, верящего в одержимость духом, может считать, что его телом завладел демон.

Кардена и другие утверждают, что диагностические критерии состояний одержимости являются нозологическим требованием для DSM-5, чтобы поспособствовать опознанию этих расстройств специалистами в области психического здоровья, стимулировать программные исследования по ним и помочь разработать способы лечения с учетом культурных особенностей. Было предложено включить в DSM-5 социальное нарушение при диссоциативном расстройстве личности, чтобы помочь отличить нормативный культурный опыт от психопатологии. Кроме того, предлагается объединить диссоциативное трансовое расстройство, диагноз, присутствующий в DSM-IV, с диссоциативным расстройством личности в DSM-5. Упоминание одержимости имеет цель сделать диссоциативное расстройство личности более приемлемым диагнозом в глобальном смысле, заменив диссоциативное расстройство транса и одержимость в DSM-IV. В недавно опубликованном DSM-5 одержимость включена в состав диссоциативного расстройства идентичности, но предусматривается, что одержимость не считается расстройством, если она является «нормальной частью общепринятой культурной или религиозной практики».

В исламских текстах рассматриваются различные виды существ, населяющих вселенную: джинны (духи), шайтан (сатанинские существа), маррид (демоны), бхут (злые духи) и фариста (они же — маляика, то есть ангелы). Происхождение джиннов уходит далеко корнями в доисламские арабские общества, еще до прихода иудаизма и христианства на Аравийский полуостров. Арабские язычники называли джиннов демоноподобными существами, считая их более низкими по рангу, чем ангелы, или еще называли низшими божествами. Слово «джинн» происходит от арабского корня «джанн», который передает идею защиты, спасения, утаивания или вуалирования. Джинны — одно из творений Аллаха. Основное различие между человеком и джиннами заключается в том, из чего они созданы. Согласно Корану, джинны состоят из «бездымного и палящего пламени» и обладают физическим свойством веса. Как и люди, они обладают моральными и смертными качествами. Джинны могут быть хорошими, злыми или нейтрально добрыми. Они живут и умирают. Среди джиннов есть верующие и неверующие. Как правило, они нападают на слабовольных людей и неуверенных в себе, стремящихся к самоидентификации и признанию окружающих, или ненасытных людей, жаждущих новые земные удовольствия и желающих власти и контроля. Люди могут защитить себя от джиннов, соблюдая свои религиозные обязанности (молитва, пост, повеление одобряемое и запрещение порицаемого и так далее), а также читая Коран и соблюдая Сунну — традиции Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Большинство исламских ученых считают, что джинны могут вселяться в людей, но некоторые ученые не согласны с этим мнением, утверждая, что джинны могут только влиять на человека и не могут буквально занимать физическое пространство в его теле — то есть овладеть человеком они не могут. Однако обе группы сходятся во мнении, что существуют определенные критерии, которые необходимо применять, прежде чем сделать вывод о том, что джинн сыграл определенную роль в ситуации человека, будь то одержимость или влияние. В разных отрывках в Коране и хадисах подтверждается, что джинны могут вызывать неустойчивое поведение человека в его словах, поступках и движениях: «Жившие за счет риба (недозволенной прибыли) восстанут (из могил) подобно тем, кого шайтан свел с ума своим прикосновением»[1].

Приписывание бед злым силам, включая джиннов, колдовство и сглаз, широко описано в исламской антропологической литературе. Оно включает в себя психические расстройства, которые часто лечатся путем изгнания духов джиннов.  Считается, что джинны часто вызывают безумие и эпилепсию — идеи, восходящие к доисламской Аравии. Для многих исламских общин в Великобритании, особенно для мусульман Южной Азии, вера в пагубные последствия одержимости связана с постоянным спросом на услуги традиционных целителей для решения проблем с одержимостью и сглазом.

Есть несколько исследований, документирующих взаимосвязь между одержимостью джиннами и психическими заболеваниями среди современных мусульман. Аль-Ислам сообщил, что в арабском мире такие симптомы, как навязчивые страхи, забывчивость и недостаток энергии, обычно приписываются джиннам. В связи с проблемой одержимости джиннами в Великобритании Дейн и другие опросили двадцать представителей бангладешской группы восточного Лондона в возрасте 18–80 лет, включая студентов, владельцев магазинов, работников ресторанов, пожилых посетителей дневных центров и имамов (десятерых мужчин и десятерых женщин). Интервьюер — белый британский антрополог и психиатр, регулярно посещавший группу в период с 2005 по 2008 год вместе с переводчиком, говорящим на силхетском языке[2], который также присутствовал на интервью. Набор участников осуществлялся по методу «снежного кома». В этом исследовании задавались вопросы о причинах несчастья в целом и, более конкретно, о роли джиннов и колдовства в этом процессе. Исследователь также провел время в качестве наблюдателя в мечети восточного Лондона, документируя молитвы и ритуалы, интервьюируя экзорциста (ракъыя) и посещая встречи, проводимые имамами, на которых обсуждалась связь между одержимостью духами и психическим здоровьем. Вдобавок, он собрал объявления в газетах о традиционных целителях, чтобы изучить типы проблем, с которыми к ним обращались.

Исследование показало, что вера в джиннов, сглаз и колдовство широко распространены в этом обществе, особенно среди пожилых и менее образованных бангладешцев. Изучение убеждений касательно одержимости джиннами, в котором сравнивались бангладешские мусульмане в Дакке и в Лестере, показало аналогичные выводы, связанные с образованием, а именно — более высокую распространенность среди менее образованных женщин. Таким образом, как утверждают Дейн и другие, западное образование может понизить уровень распространенности веры в одержимость джиннами, но и не искоренить их полностью. В этом исследовании отмечалось, что при физических и психических заболеваниях люди часто прибегали к помощи традиционных целителей, особенно когда подозревали одержимость джиннами или воздействие колдовства. Верующие целители, как правило, использовали ряд религиозных мер для лечения болезней, вызванных джиннами, среди которых наиболее широко применялись рукъйя (обращение к Аллаху за защитой путем чтения определенных аятов из Корана), зикр (поминание и обращение к Аллаху) и чтение Корана над водой, чтобы дать людям ее выпить. В качестве альтернативы они могут читать Коран над водой и дуть в нее, чтобы затем больной умылся этой водой.

Во втором исследовании, проведенном методом полуструктурированного интервью, рассматривалось понимание психических заболеваний и путей оказания помощи среди тридцати бангладешских посетителей центра психического здоровья и их тридцати опекунов, посещающих дневной центр в Тауэр-Хамлетс, район восточного Лондона. Все они получали психиатрическую помощь и им диагностировали целый ряд заболеваний: шизофрения, депрессия, биполярное расстройство и тревожность. Хотя члены семьи часто перекладывали ответственность за их болезни на одержимость джиннами и колдовство, сами больные и опекуны часто относились к этим объяснениям скептически, ссылаясь на «западные» психологические объяснения, такие как стресс и семейные разногласия. Однако же большинство из них в какой-то момент своей болезни обращались к традиционным целителям, и почти все единодушно отметили эффективность чтения Корана и мольбы, которые помогли им справиться с болезнью. Большинство выразили удовлетворение по поводу профессионального психиатрического лечения.

Халифа и другие изучили убеждения мусульман о джиннах, черной магии и дурном сглазе в Лестере, Великобритания. С помощью анкетирования они опросили 111 человек старше 18 лет, верят ли они в то, что сверхъестественные силы могут вызвать проблемы с физическим или психическим здоровьем, и должны ли врачи, религиозные деятели или те и другие лечить это. Большинство опрошенных верили в существование джиннов, черной магии и сглаза, и примерно половина из них заявили, что они могут вызывать проблемы с физическим и психическим здоровьем, и утверждали, что эти проблемы должны лечить как врачи, так и религиозные деятели.

Здесь мы приводим пример из практики, который иллюстрирует связь между одержимостью джиннами и психическими заболеваниями. Детали изменены для сохранения анонимности.

Аиша — 50-летняя секретарь юридического отдела. Родилась в Пакистане и последние 20 лет живет в Лондоне. Она и ее муж Джамиль посетили исламского целителя, ракыйя (человека, который читает рукъйя). Она поведала следующую историю.

В течение нескольких месяцев ее муж становился все более замкнутым, плохо спал, часто плакал и нервничал после проблем на работе. Несущественные вопросы стали беспокоить его, отнимая много сил и времени, что сильно влияло на супружескую жизнь; временами он становился жестоким по отношению к жене. Очень скоро его начали мучить кошмары, от которых он просыпался после полуночи. Ему снились странные существа всех размеров и форм, иногда ему казалось, что кто-то душит его, сидя на груди. Он просыпался с криками весь в поту. Супруги прожили в браке 30 лет, у них было четверо детей. До того, как начались его проблемы, Джамиль был общительным и оптимистичным человеком из религиозной и обеспеченной семьи, с прекрасным детством, в котором он преуспевал во всех областях.

Аиша была убеждена, что это духовная проблема. Месяцами спустя после молитв, Аллах раскрыл для нее, что проблемы Джамиля связаны с сатаной и джиннами. Она заметила, что после чтения Корана ее муж стал возбужденным и у него появились подергивания — признаки одержимости джиннами. В то же время ее сыновья-близнецы начали плакать после полуночи без какой-либо причины и безутешно кричать. Один исламский ученый посоветовал ей читать отдельные аяты Священного Корана, вдыхая в кружку с водой, и затем дать всей семье пить из нее в течение 7 дней, поскольку, по его мнению, эти симптомы могли быть проделками джиннов в доме, которые могли вредить по ночам.

После консультации с терапевтом ее мужу был назначен курс пароксетина[3], но наблюдались лишь незначительные улучшения. После этого Аиша отвела его к ракъыю, который подтвердил одержимость джиннами и негативное влияние колдовства, совершенного его кузиной в Пакистане. Он рекомендовал Джамилю принимать оливковое масло. После чтения ему аятов Корана джинн показался и, наконец, через некоторое время согласился покинуть его. Процедура повторялась несколько раз. И Аиша, и Джамиль сообщили о последующих улучшениях его психического состояния.

Этот случай иллюстрирует несколько особенностей. С точки зрения западной психиатрии, пациент испытывает тревожное состояние или депрессивное расстройство. Его симптомы объяснялись одержимостью джиннами. С точки зрения Ислама, его гнев, вызванный чтением Корана, подкрепляет этот диагноз. Чтение аятов Корана и употребление оливкового масла — типичные методы лечения от джиннов.

Статья изучает связь между одержимостью джиннами и психическими заболеваниями среди британских мусульман. Для некоторых британских мусульман обращение к традиционным объяснениям психических заболеваний является обычным явлением. Необходимо провести дополнительную работу, чтобы установить контекст, в котором джинны упоминаются во время болезни, и получить больше информации о происхождении тех, кто использует подобные интерпретации.

Результаты эмпирических исследований, посвященных джиннам и психическому здоровью, приведенные в этой статье, имеют важное клиническое значение. Врачи-психиатры должны быть осведомлены об объяснительных моделях, принятых их пациентами, а также необходимо сотрудничать с имамами в предоставлении комплексной психиатрической помощи, включающей биологические, психологические и духовные факторы. Психиатры могут научить имамов распознавать психические заболевания, а исламские религиозные деятели могут, в свою очередь, просветить медицинских работников о важности религиозных факторов в психических расстройствах. Клинические врачи должны четко понимать разницу между культурно приемлемой верой в джиннов и очевидными психотическими симптомами, чтобы избежать напрасного лечения пациента антипсихотическими препаратами. С другой стороны, клиницисты должны проявлять осторожность и не считать, что все необычные убеждения пациента из незнакомой культуры в действительности культурно обусловлены, чтобы психоз не остался незамеченным и не был вылечен. По этим вопросам следует консультироваться с членами религиозной общины пациента. Кроме того, важно отличать одержимость духом как измененное состояние с заменой личности от психопатологических состояний, которые включают в себя убеждение человека в том, что расстройство вызвано духом, или в которых убеждения о духах являются частью более широкого диапазона. Мы подчеркиваем важность принятия пациентов логического обоснования болезни для того, чтобы он согласился на медикаментозное лечение. Принятие дополнительных методов лечения, таких как рукъйя, поможет вовлечению, согласию и, возможно, улучшит самочувствие пациента.

Будущая работа в этой области должна включать психологические, биологические и антропологические подходы, чтобы выяснить психологическую предрасположенность к диссоциации, внушаемости и необычным переживаниям, их неврологические корреляты и то, как социально-культурные факторы формируют их. Кроме того, как отмечают Карденья и другие, стоит выяснить, испытывали ли люди с дисфункциональной одержимостью больше травм и проблем с привязанностью (оба фактора предрасполагают к диссоциации), чем люди с контролируемой организованной одержимостью. Другой вопрос — почему одни люди легче становятся одержимыми, чем другие? Есть еще несколько вопросов для будущих исследований. Каким образом ритуалы исцеляют тех, кого считают одержимыми духами, и насколько такие ритуалы эффективны? Особое значение имеет феноменологическое сравнение специфических форм психопатологии, таких как шизофрения, и различных форм одержимости духами с особым акцентом на агентности, которая нарушается в обоих случаях.

Источник: cambridge.org

 

[1] Коран, 2:275.

[2] Один из восточных индоарийских языков, распространенный на территории Бангладеша и Индии. — прим. ред.

[3] Антидепрессант, который оказывает антидепрессивное действие и эффективен при лечении обсессивно-компульсивного и панического расстройства. — прим. ред.

Похожие материалы