Разница между джинном и шайтаном

Несмотря на некоторые общие черты, понятия «джинн» и «шайтан» следует различать.

Джинны — это существа, созданные из «пламени без дыма», как описано в достоверном хадисе, который приводит Аиша (да будет доволен ею Аллах), о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خُلقت الملائكة من نور، وخُلق الجَانُّ من مَارِجٍ من نار، وخُلق آدم مما وُصِفَ لكم

«Ангелы созданы из света, джинны созданы из чистого пламени без дыма, а Адам (мир ему) создан из того, о чем вам было сказано»[1].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

الجِنُّ ثَلاَثَةُ أَصْنافٍ فَصِنْفٌ لَهُمْ أَجْنِحَةٌ يَطِيرُونَ بِهَا فِي الْهَوَاءِ وَصِنْفٌ حَيَّاتٌ وَكِلَابٌ وَصِنْفٌ يَحِلُّونَ وَيَظْعَنُونَ

«Джинны бывают трех видов: одни летают по воздуху, другие принимают облик змей и собак, а третьи — то поселяются где-нибудь, то уходят»[2].

Джинны были сотворены раньше человека, как об этом Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ

«Мы создали (первого) человека (Адама) из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли. А до того (до сотворения Адама) Мы создали джиннов из яркого огня (не дающего дыма)»[3].

Всевышний Аллах также сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне»[4]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан как к джиннам, так и ко всем людям.

Вера в существование джиннов является априорно известной в религии, отрицание чего выводит человек из религии. Более того, в Коране есть сура, которая называется «аль-Джинн»[5].

Джинны существуют параллельно с человеческим миром, но изначально невидимы для нас. Само слово «джинн» означает «скрытый, невидимый». Среди них есть особи мужского и женского пола, они размножаются так же, как и люди, и у них, как и у людей, есть тело, душа, разум и чувства. Они, как и люди, могут делать как добрые, так и злые поступки.

Всевышний Аллах приводит слова джиннов:

وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُولَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَدًا وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا

«Среди нас есть как мусульмане (покорные Аллаху), так и непокорные Ему. Кто покорился (Аллаху), тот идет верным путем. А непокорные (Аллаху) станут дровами для Ада»[6].

Шайтан — это понятие, которое чаще всего используется для обозначения злых джиннов, а также Иблиса в особом контексте. Иблис — это известный шайтан, который был одним из джиннов. Он отказался сделать земной поклон Адаму (мир ему) по приказу Аллаха, за что был изгнан из Рая[7]. Иблис стал главным врагом человечества, который стремится отвести людей на путь греха и заблуждения.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ أَفَتَتَّخِذُونَهُ وَذُرِّيَّتَهُ أَوْلِيَاءَ مِن دُونِي وَهُمْ لَكُمْ عَدُوٌّ بِئْسَ لِلظَّالِمِينَ بَدَلًا

«И сказали Мы ангелам: “Совершите земной поклон перед Адамом (в знак приветствия)!” Они поклонились все, кроме Иблиса. Он был джинном, и он не подчинился приказу своего Господа. Неужели вы (потомки Адама) возьмете его и его потомков себе в покровители вместо Меня? Они же ваши враги! Это плохая замена для беззаконников (подчинение Иблису вместо подчинения Аллаху)»[8].

Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ما كان إبليس من الملائكة طرفة عين قط، وإنه لأصل الجنّ، كما أن آدم عليه السلام أصل الإنس.

«Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов так же, как Адам (мир ему) был предком людей»[9].

Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет:

فالشيطان مُشْتَقٌّ مِنَ الْبُعْدِ عَلَى الصَّحِيحِ، وَلِهَذَا يُسَمُّونَ كل من تَمَرَّدَ مِنْ جِنِّيٍّ وَإِنْسِيٍّ وَحَيَوَانٍ شَيْطَانًا. قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: وَكَذلِكَ جَعَلْنا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَياطِينَ الْإِنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُوراً

«Слово “шайтан” является производным от слова “отдаленность” согласно достоверному мнению, и поэтому называют всех тех, кто восстает против истины, из числа джиннов, людей и животных — шайтанами. Всевышний Аллах сказал: “И точно так же (как Мы сделали этих язычников твоими, Мухаммад, врагами) Мы назначали (в прошлом) для каждого пророка врагов — шайтанов — из людей и джиннов. Они внушали друг другу красивые слова обмана”»[10].

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил его:

يَا أَبَا ذَرٍّ تَعَوَّذْ بِاللَّهِ مِنْ شياطين الإنس والجن فقلت أو للإنس شَيَاطِينُ؟ قَالَ: نَعَمْ

«О Абу Зарр, ты прибегаешь к защите Аллаха от шайтанов из числа людей и джиннов?», на что он ответил: «О Посланник Аллаха, неужели среди людей бывают шайтаны?» Тогда он сказал: «Да, и они хуже, чем шайтаны из числа джиннов»[11].

Имам ибн Абдиль-Барр (да смилуется над ним Аллах) пишет:

والجِنُّ عندَ أهلِ الكلام وأهلِ العِلم باللِّسانِ يُنَزَّلُونَ على مراتِب، فإذا ذَكَرُوا الواحِد من الجِنِّ خالِصًا، قالوا: جِنِّيٌّ، فإن أرادُوا أنَّهُ مِمَّن يسكُنُ مع النّاسِ، قالوا: عامِرٌ، والجمعُ عُمّارٌ، وإن كان مِمَّن يعرِضُ للصِّبيانِ، قالوا: أرواحٌ، فإن خبُثَ وتَعرَّمَ فهُو شيطانٌ، فإن زادَ على ذلكَ فهُو مارِدٌ، فإن زادَ على ذلكَ وقوي أمرُهُ، قالوا: عِفريتٌ

«Ученые и филологи разделяют джиннов на виды:

1. Собственно самих джиннов называют “джинни”;

2. Тех, что живут рядом с людьми, называют “амир” (домовой);

3. Тех, что видятся детям, называют “арвах” (духи);

4. Злобный и враждебный джинн — “шайтан”;

5. Более злобный шайтан — “марид”;

6. Очень сильный джинн — “ифрит”»[12].

Имам Фахруддин ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَالْأَصَحُّ أَنَّ الشَّيَاطِينَ قِسْمٌ مِنَ الْجِنِّ، فَكُلُّ مَنْ كَانَ مِنْهُمْ مُؤْمِنًا فَإِنَّهُ لَا يُسَمَّى بِالشَّيْطَانِ، وَكُلُّ مَنْ كَانَ مِنْهُمْ كَافِرًا يُسَمَّى بِهَذَا الِاسِمِ

«Более правильное мнение, что шайтаны — это вид джиннов, и каждый из числа джиннов, кто является верующим, не считается шайтаном, но тех, кто является неверующим, называют этим именем»[13].

Таким образом, джинны и шайтаны, хотя и принадлежат к одному миру, отличаются по своим намерениям. Джинны могут быть как верующими, так и неверующими, обладая свободой выбора. Шайтаны же воплощают чистое зло, стремясь увести людей с праведного пути.

 

 

[1] Муслим.

[2] Ат-Табарани, аль-Хаким и аль-Байхаки с достоверным иснадом.

[3] Коран, 15:26-27.

[4] Коран, 51:56.

[5] Коран, 72-ая сура.

[6] Коран, 72:14-15.

[7] См. тафсир 34-ого аята суры «аль-Бакара». — прим. ред.

[8] Коран, 18:50.

[9] «Тафсир ат-Табари» (18/41).

[10] «Тафсир ибн Касир» (1/115).

[11] Ахмад.

[12] «Ат-Тамхид» (7/267).

[13] «Мафатих аль-гайб» (19/138).

Похожие материалы