
Мазхаб ахлю-сунна заключается в том, что одержимость джинном — истина, а отрицали это лишь мутазилиты и некоторые современные мыслители, которых увлекла материальная философия, подобно автору «Аль-Манар» (Рашид Рида — прим. ред.) и тем, кто пошел по его пути. Единственный их довод в том, что это (одержимость джинном) — невозможно.
А для нас есть ясное слово Всевышнего:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ
«Жившие за счет риба (недозволенной прибыли) восстанут (из могил) подобно тем, кого шайтан свел с ума своим прикосновением»[1].
Этот аят является доказательством существования дьявольского наваждения и его влияния на тело и разум человека.
Имам аль-Куртуби (ум. 671 г. х.) в своем тафсире «Аль-Джами ли ахкам аль-Куран» (3/355) сказал:
في هذه الآية دليلٌ على فساد إنكار من أنكر الصرع من جهة الجن، وزعم أنه من فعل الطبائع، وأن الشيطان لا يسلك في الإنسان ولا يكون منه مسٌّ
«В этом аяте содержится опровержение тех, кто отрицал, что причиной припадков может быть джинн, утверждая, что это лишь следствие природных причин и что шайтан не может проникнуть в человека и коснуться его».
А те, кто, подобно аз-Замахшари, утверждают, что это лишь метафора, обращенная к привычным представлениям арабов, чрезмерно усложняют толкование и тем самым, по сути, называют ложью слова Всевышнего.
Корректно об этом высказался ибн аль-Мунир (ум. 683 г. х.) в своей книге «Аль-Интисаф», опровергая метафорическое толкование:
هذا من تخبيط الشيطان لمن يُنكِر لِما ثبت في الأحاديث الصحيحة من وجود الجنّ وتعرُّضِهم للإنسان
«Это один из способов, которым шайтан сбивает с пути тех, кто отрицает то, что достоверно установлено в хадисах, о существовании джиннов и их влиянии на человека».
Что же до медицины, то она объясняет лишь часть случаев эпилепсии, но есть немало ситуаций и явлений, которые не подчиняются материальным объяснениям и законам.
Существование так называемой «духовной эпилепсии» утверждено Шариатом, а тот, кто ее отрицает, проявляет упрямство и противоречит истине, как об этом сказал аль-Алюси в своем тафсире.
Что же до речи шайтана устами одержимого, то ее отрицал ибн Хазм, утверждая, что это лишь суеверие. Он говорит в «Аль-Миляль»:
إن تأثير الشيطان في المصروع إنما هو بالمماسة فقط كما ذكر الله عزوجل، ولا يجوز لأحدٍ أن يزيد على هذا شيئا
«Влияние шайтана на одержимого заключается лишь в прикосновении, как об этом упомянул Всевышний, и нельзя никому добавлять к этому что-либо еще».
Но слова ибн Хазма в этом вопросе не имеют веса — это его буквальное понимание текста. Нет причины отрицать, что джинн может говорить устами одержимого — это не является невозможным. Отсутствие упоминания в аяте не исключает существования этого явления: оно может быть лишь одним из проявлений одержимости. И люди нередко наблюдали, как одержимый начинал говорить на языках, которые никогда не учил.
Даже если шайтан и говорит устами одержимого, то основа его слов — ложь, о чем сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Хурайре:
قد صدقك وهو كذوب
«Он сказал тебе правду, хотя сам он лгун»[2].
Ведь шайтан — лжец и обманщик, и недопустимо верить ему или обвинять невиновных в том, чем он их оговаривает.
Многие из религиозных людей, которые подходят к вопросам сокровенного мира с позиций исключительно материалистического познания, невольно разрушают саму основу своей веры.
Ведь если я буду последователен в следовании таким методам, то неизбежно приду к безбожию и стану отрицать само существование Всевышнего, не говоря уже о колдовстве и джиннах.
Именно поэтому ученые, занимающиеся основами вероучения, рассматривали эти вопросы, относящиеся к переданным знаниям (сам’ият), опираясь на две основы:
— достоверное сообщение от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;
— отсутствие логического противоречия, рациональная допустимость.
[1] Коран, 2:275.
[2] Аль-Бухари.