Окрашивание волос в черный цвет

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Учёные разошлись во мнениях относительно вопроса окрашивания волос в чёрный цвет. Одни учёные считали это нежелательным действием (макрух), некоторые дозволяли его, но, согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, это действие считается запретным.

Шейх уль-Ислам Абу Закария ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Маджму» (1/294):

اتفقوا على ذم خضاب الرأس أو اللحية بالسواد، ثم قال الغزالي في الإحياء والبغوي في التهذيب وآخرون من الأصحاب هو مكروه: وظاهر عباراتهم أنه كراهة تنزيه: والصحيح بل الصواب أنه حرام: وممن صرح بتحريمه صاحب الحاوي في باب الصلاة بالنجاسة: قال إلا أن يكون في الجهاد: وقال في آخر كتابه الأحكام السلطانية يمنع المحتسب الناس من خضاب الشيب بالسواد إلا المجاهد: ودليل تحريمه حديث جابر رضي الله عنه قال أتي بأبي قحافة والدأبي بكر الصديق رضي الله عنهما يوم فتح مكة ورأسه ولحيته كالثغامة بياضا فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم غيروا هذا واجتنبوا السواد رواه مسلم في صحيحه والثغامة بفتج الثاء المثلثة وتخفيف الغين المعجمة نبات له ثمر أبيض وعن ابن عباس رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم يكون قوم يخضبون في آخر الزمان بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة رواه أبو داود والنسائي وغيرهما ولا فرق في المنع من الخضاب بالسواد بين الرجل والمرأة: هذا مذهبنا

«Учёные (шафииты) согласились с порицанием окрашивания головы или бороды в чёрный цвет. Аль-Газали в труде “Ихья”, аль-Багави в книге “Ат-Тахзиб” и другие учёные (шафииты) сказали, что это нежелательно (макрух), и, согласно буквальному смыслу их слов, это макрух ат-танзих[1].

Однако согласно достоверному и правильному мнению, это запрещено. К тем, кто сказал о запретности этого, относится автор книги “Аль-Хави” (аль-Маварди). В разделе о намазе, совершённом с нечистотой, он пишет: “Это запрещено, если речь идёт не о джихаде”[2].

Также он сказал в своей книге “Аль-Ахкам уль-Султания”: “Мухтасиб[3] запрещает окрашивать седину в чёрный цвет всем, кроме муджахидов, и доказательством запрета служит хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): “В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, отца Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). При этом его голова и борода были белыми, как цветы растения сагама, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Измените это[4], но избегайте чёрного цвета”” (Муслим).

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“На исходе времён появятся люди, которые будут красить волосы в чёрный цвет, подобный цвету груди голубя. И такие не почувствуют даже запаха Рая” (Абу Дауд, ан-Насаи и другие). В том, что касается запрета окрашивания волос в чёрный цвет, то между мужчиной и женщиной нет разницы, согласно наиболее достоверному мнению в мазхабе».

Однако имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Равдат ат-Талибин» (1/364) делает исключение:

خضاب المرأة بالسواد إن كانت خلية من الزوج و فعلته فهو حرام و إن كانت زوجة و فعلته بإذنه فجائز على المذهب

«Незамужней женщине запрещено красить волосы в чёрный цвет, но если она замужем, то с позволения мужа это дозволяется, согласно мазхабу».

Желательно окрашивать волосы хной.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/281) говорится:

اتَّفَقَ الْفُقَهَاءُ عَلَى أَنَّ تَغْيِيرَ الشَّيْبِ بِالْحِنَّاءِ أَوْ نَحْوِهِ مُسْتَحَبٌّ لِلْمَرْأَةِ كَمَا هُوَ مُسْتَحَبٌّ لِلرَّجُل ، لِلأْخْبَارِ الصَّحِيحَةِ فِي ذَلِكَ

«На основании достоверных сообщений учёные-фахики единогласны в том, что маскировка седины [покраской] хной либо веществом, подобным ей, является желательным действием (мустахабб) как для женщин, так и для мужчин».

Сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс:

إنّ أحسن ما غيرتم به الشيب الحناء والكتم

«Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – это хна и катам». (ат-Тирмизи, Абу Дауд)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Фатх уль-Бари» (10/355):

والكتم نبات باليمن يخرج الصبغ أسود يميل إلى الحمرة وصبغ الحناء أحمر فالصبغ بهما معا يخرج بين السواد والحمرة

«Катам – это растение, встречающееся в Йемене, при окраске даёт чёрный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске даёт красный цвет. А при смешивании они дают оттенок между чёрным и красным».

А Аллах знает лучше.

 

[1] В книге «Аль-Фикх уль-Манхаджи» приводится деление макруха на «ат-тахрим» и «ат-танзих»: «Макрух-тахрим – это то, что Шариат требует от нас оставить в категоричной форме, однако в более мягкой форме, чем требует оставить харам. За отказ от макрух-тахрима следует награда за подчинение повелению Всевышнего Аллаха, а за совершение макрух-тахрима следует наказание, не достигающее, однако, степени наказания за совершение харама. Например, суннат-мутлак намаз, совершённый в период восхода или захода солнца – макрух-тахрим. Макрух-танзих – то, что Шариат не в категоричной форме требует от нас оставить, например, соблюдение поста во время хаджа в день Арафа. За несоблюдение поста в таком случае будет дарована награда за подчинение повелению религии, однако соблюдение поста не считается грехом.

[2] Цель этого – устрашение врага.

[3] Мухтасиб – специальный служащий, следивший за претворением в жизнь исламских моральных норм, которые заключаются в «воздержании от порицаемого и побуждении к дозволенному». Одной из обязанностей мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они вели просветительскую кампанию среди населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками.

[4] То есть: закрасьте седину.

Похожие материалы