Поможет ли шейх в могиле?

Имам Ахмад Заррук аль-Малики (846–899 гг. х.) сказал в своей книге «’Уддат-уль-мурид ас-Садик» (стр. 125-126):

وهم قد عمموا الأمر، وربما جعلوا دعواهم في ذلك ضمان الدرك عند الموت بالثبات، وعند السؤال كذلك، وعند الصراط، إحالة منهم على غائب، حتى لا يفتضحوا، فانعكس الأمر بظهور الفضيحة، وذلك بشواهد الأخبار النبوية والعقود الإيمانية، فقد عرف أن هذه المواقف لا ينفع فيها أحد أحدا إلا الله سبحانه، دون واسطة ولا علة إلا مزيد الإيمان، لقوله تعالى: {يثبت الله الذين آمنوا بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة} وما قطع قلوب الأكابر إلا هذه المواقف، لعدم العلم بها، وتوقفها على مراد الحق سبحانه الذي لا تدخله علة ولا سبب، حسبما هو معلوم من الدين ضرورة، وإذا كان حسن الخاتمة أمرا لا يثق به الشيخ في نفسه، فكيف يدعيه في حق غيره، وأيضا فدعاء الرسل عليهم السلام عند الصراط: «رب سلم سلم» فكيف يكون لغيرهم كلام أو نسبة، ويرحم الله سيدي أبا العباس الحضرمي (ض)، حيث يقول في كتابه (صدور المراتب): وما ندري وما أحد من الناس يدري ما يفعل الله به وبغيره، أعاذنا الله من المحن والفتن بمنه وكرمه، وهو حسبنا ونعم الوكيل.

«Они же обобщили это дело и, возможно, сделали свои заявления гарантией помощи им (мюридам) на смертном ложе, чтобы те были тверды в вере[1], а также при допросе ангелов Мункара и Накира в могиле и при переходе через мост над Адом (ас-Сырат), отводя данное утверждение от себя и приписывая его тому, кого уже нет рядом (шейхам), чтобы пятно позора не легло на них. Однако позор всё-таки настиг их посредством пророческих вестей и канонов веры. Известно, что в данных обстоятельствах (предсмертная агония, допрос ангелов и мост над Адом) никто не сможет помочь, кроме Аллаха Всевышнего, который оказывает свою помощь без посредников и причин, лишь благодаря укреплению веры испытуемых, согласно словам Аллаха: «Аллах укрепляет (веру) верующих твердым словом (Единобожия) в земной жизни и в вечной жизни (начиная с могилы и места сбора)». (сура Ибрахим, аят 27)

Сердца же высокомерных не сломит ничто, кроме этих испытаний, по причине отсутствия знания о них и о тех, кого Аллах пожелает подвергнуть этим испытаниям, а ведь не влияет на Его волю какая-либо причина и чей-либо мотив, как мы знаем, и это одна из очевидно известных вещей в религии. Если шейх не может гарантировать благую смерть самому себе, то как он может гарантировать её другому человеку, ведь даже пророки в день испытания мостом ас-Сырат будут твердить: «О Господь, спаси, спаси!» (переживая за свою общину), и как после этого можно приписывать право слова или заступничества кому-то, помимо пророков?!

Да помилует Аллах сайида Абуль-Аббаса аль-Хадрами, сказавшего в своей книге: «Судур аль-Маратиб»: «Ни мы, ни кто-либо из других людей не знает, что Аллах сделает с кем-нибудь, пусть Аллах убережёт нас от несчастий и искушений посредством Своей милости и щедрости к нам, достаточно нам Его, и как же прекрасен этот Покровитель»».

 

[1] То есть говорят ему: «Шейх гарантирует тебе помощь в трех вещах: приобретении благой смерти, уверенность при допросе и прохождении моста над адом». Но ведь известно, что ни один человек не способен гарантировать эти вещи для себя самого, но как же он будет гарантировать это для других. Сказал Аллах устами своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не знаю я, что произойдет со мной и с вами». В Сахихе пришло, что мольбы пророков в тот день: «О, Аллах, спаси, спаси». Все это невежество и обольщение этими ступенями.

Похожие материалы