Вопрос:
Мы часто слышим от наших братьев суфиев, что души авлия посещают их маджлисы (собрания). Некоторые даже утверждают, что их посещает Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Каков хукм относительно этого убеждения: так считать запрещено, разрешено или же в это обязательно верить? Я знаю, что, с точки зрения логики, души могут посещать собрания зикра, но есть ли этому доказательства в текстах?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Мир и благословение от Аллаха – Пророку Мухаммаду, лучшему из творений, его семье, сподвижникам и последователям.
То, о чём говорит спрашивающий (да сохранит его Аллах) возможно согласно логике и закону, поскольку подпадает под категорию веры в чудеса (караматы) святых, которую утверждает Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а. Чудо – это необычный феномен, который Аллах проявляет в руках святого. Позиция наших имамов – имамов Ахлю-с-Сунна – заключается в том, что любое чудесное событие (муджизат), которое может произойти с пророком, может также проявиться как чудо (карамат) святого, поскольку и то, и другое необычно и эмпирически возможно. Единственная разница – в том, что когда нечто необычное происходит с пророком, это называется чудесным событием (муджизат), а если необычное происходит со святым, то это называется чудом (карамат).
Доказательства логической возможности и законности можно перечислять очень долго. Имам шейхуль-Ислам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии привёл множество доказательств и опроверг тех мутазилитов, которые это отрицали. Это всё находится в прекрасной книге «Ат-Табакат аль-Кубра», которую любой заинтересовавшийся может прочитать. Имам ан-Навави, как и многие другие, перечисляет часть этих доказательств в книге «Бустан аль-Арифин».
Исходя из того, что возможность чудес логически доказана и законно обоснована, необязательно требовать доказательств каждого конкретного чуда. Если человек, который рассказывает о чуде, произошедшем с ним, является верующим и если то, о чём он рассказывает, логически возможно и законно, то запрещено обвинять его во лжи, поскольку эти обвинения не обоснованы и поскольку это наносит вред (а и то, и другое запрещено).
Что касается веры в подобные вещи, то, как говорилось выше, это подпадает под категорию веры в чудеса. Человек обязан верить, что со святыми происходят чудеса, поскольку тому есть доказательства. Автор «Джавхара» пишет:
Чудеса святым, это необходимо признавать;
Если кто-то это отвергает – опровергните его слова!
Комментатор «Джавхара», признанный учёный шейх Абдус-Салам аль-Лакани, пишет (с. 128):
«Автор имеет в виду, что каждый мукалляф обязан верить в чудеса, то есть в то, что они реальны, то есть могут случаться со святыми, как считает большинство Ахлю-с-Сунна».
السؤال : كثيراً مما نسمع من إخواننا الصوفية أن أرواح الأولياء تحضر جلساتهم حتى أن البعض يدعي أن رسول الله صلى الله عليه و سلم يحضر معه . فما حكم هذا الاعتقاد ؟ أيحرم أم يجوز أم يجب ؟ أعلم أنه جائزٌ عقلاً أن الأرواح تحضر جلسات الذكر ، ولكن هل هناك دليلٌ نقليٌّ يؤيد هذا القول ؟ وهل أرواحُ الأموات تخرج من قبورها و تسيح في الأرض ؟ الجواب : ما ذكره السائل حفظه الله كله جائز الوقوع عقلاً وشرعاً ؛ لأنه من باب الكرامة للأولياء الثابتة عند أهل السنة والجماعة ، والكرامة هي أمر خارق للعادة يجريه الله على يد الولي ، والمذهب المعتمد عند أئمتنا أهل السنة أن ما جاز وقوعه معجزة لنبي جاز وقوعه كرامة لولي ؛ لأن كلاً من المعجزة والكرامة أمر خارق للعادة وممكن الوقوع ، غاية الأمر أن هذا الخارق إن ظهر على يد النبي مع التحدي به كان معجزة ، وإن ظهر على يد الولي كان كرامة . والدلائل على إمكان وقوع الكرامة عقلاً وشرعاً يطول ذكرها ، وقد أبدع الإمام شيخ الإسلام تاج الدين السبكي الشافعي في عرض هذه الأدلة والردِّ على من أنكرها من المعتزلة وذلك في كتابه الجليل «الطبقات الكبرى» فليراجعه من شاء ، وذكر طرفاً منا الإمام النووي في «بستان العارفين» وغبرهما كثير . وإن ثبت إمكانُ وقوع الكرامة عقلاً وشرعاً لم يُحْتَجْ بعد ذلك لطلب الدليل على كل واقعة بعينها، فطالما كان مدعيها والمخبرُ بها عن نفسه ممن استقام على الشرع ولم يكن ما ادعاه محالَ الوقوع عقلاً أو شرعاً حرم تكذيبه ؛ لأنه حينئذ إيذاءٌ له وتهمةٌ من غير بينة وهذا حرام. وأما حكمُ الاعتقاد بهذه الأمور المذكورة في السؤال فهي كما سبق فرعُ القول بثبوت الكرامة ، والاعتقاد بإمكان وقوع الكرامة من الأولياء واجبٌ لقيام الدليل عليه قال في «الجوهرة» : وأثبتن للأوليا الكرامة ومن نفاها فانبذن كلامه قال شارحها العلامة الشيخ عبد السلام اللقاني (ص128) :» ومراد المصنف أنه يجب على كلِّ مكلف أن يعتقد الكرامة أي : حقيقتها ، بمعنى جوازها ووقوعها لهم كما ذهب إليه جمهور أهل السنة «. اهـ