Вопрос: Что говорят великие имамы-факихи, да увеличит Аллах свою помощь им и да будет ими доволен, о тех, кто собрался проклинать последователей имама аль-Аш’ари и выносить им такфир? Что им будет за это? Великие имамы выносят фетву, получая награду и воздаяние, если пожелает Аллах.
Ответ: «Воистину тот, кто проклинет группу из мусульман и выносит им такфир – он совершил бид’а и вступил на путь того, что не дозволяется. И изучающему эти вопросы, да возвеличит и поможет ему Аллах, [следует] запрещать им и воспитывать их, чтобы отказались они и им подобные от этого».
Ответ написал Мухаммад ибн Али ад-Дамигани (398-478 х/1007-1085 м).
Следующий ответ: «Воистину ашариты выдающиеся люди Сунны и помощники Шариата. Они поднялись, чтобы опровергнуть нововведенцев из числа кадаритов, рафидитов и др. И тот, кто будет поносить их – он поносит Ахлю Сунна. А если поднимут это дело для изучающего [контролирующего] эти вопросы мусульман, то обязательно ему надо воспитать их, чтобы воздержался [от подобного] каждый».
Ответ написал Абу Исхак аш-Ширази (393-476 х/1003-1083 м). Такой же ответ написал и Мухаммад ибн Ахмад аш-Шаши (429-507 х/1037-1114 м)[1].
Затем Ибн Асакир сказал: «Это ответы имамов, которые были в свое время учеными уммы, что касается кадия кадиев Абу Ханифа Абу Абдуллах аль-Ханафи ад-Дамигани, то его прозвали второй Абу Ханифа, а что касается шейха, имама Абу Исхака, то он прославился на весь мир, что же касается шейха Абу Бакр аш-Шаши, то стал известен его уровень в знании. Тот, кому Аллах дарует благоразумие сохранится от раздора и упрямства. Завершилось то, что мы упомянули и достаточно того, что мы рассказали. Да сохранит нас Аллах от ложных слов, от клеветы, и простит нам и нашим братьям опередившими нас верой, и сделает нас из их последователей в благом, и соберет нас с ними в Раю»[2].
Великий маликитский кади, имам Абуль-Валид ибн Рушд аль-Джадд (450-520 х/1058-1126 м), которого маликиты называют шейхом своего мазхаба, спросили о том, как относятся ученые-маликиты к ашаритам и к тем, кто унижает ашаритов.
Вопрос: Что может сказать великий факих, кади Абуль-Валид – да поможет ему Аллах и укажет ему путь благодеяний – про Абуль-Хасана аль-Аш’ари, Абу Исхака аль-Исфараини, Абу Бакра аль-Бакиляни, Абу Бакра ибн Фурака, Абуль-Ма’али, Абу Валид аль-Баджи и других шейхов, которые придерживаются «ильм аль-калям», обсуждают основы вероучения (акыды) и опровергают еретиков? Они идут по верному Пути или же сеют смуту и слепоту? И что можно сказать о людях, которые поносят шейхов-ашаритов, оскорбляют всех ашаритов, и обвиняют их в неверии, всячески отделяют себя от них, полагая, что ашариты впали в глубокое заблуждение и погрязли в невежестве? Какую позицию следует занимать относительно этих людей, что надо им отвечать и как с ними поступать? Следует предоставить их самим себе и позволить им и дальше предаваться своим страстям или же следует сдерживать эту необузданную ересь?
Ответ: «Я прочел, да хранит нас Всевышний Аллах, твой вопрос и ознакомился со списком шейхов, который ты приводишь. [Скажу тебе], что эти люди являются имамами блага и верного Пути, шейхами, за которыми мусульмане обязаны следовать. Ведь эти шейхи встали на защиту Шариата, развеяли сомнения, посеянные заблудшими, разобрали путаницу во многих вопросах и объяснили, во что именно должен верить мусульманин. Эти шейхи являются истинными учеными в том, что касается основ религии. Они познали Всевышнего Аллаха, объяснили нам, что считается незыблемым, что – возможным, а что – невозможным и что следует утверждать в отношении Его Сущности и Атрибутов. Отметим также, что они никогда не разбирают фикх прежде акыды.
Таким образом, каждый мусульманин должен признавать достоинства шейхов-ашаритов и свидетельствовать об их превосходстве. Ведь именно этих людей имел в виду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда сказал: «В каждом поколении [ученых] это знание передают [самые] справедливые, которые отвергают искажения еретиков-фанатиков, необоснованные утверждения лжецов и толкования невежд»[3]. Следовательно, никто, кроме глупых невежд или уклонившихся от истины еретиков, вносящих в Ислам нововведения, не может сказать, что ученые-ашариты заблуждаются. И никто, кроме нечестивцев, не может поносить ашаритов, приписывая им то, чего они (ашариты) не утверждают. Всевышний Аллах сказал: «И те, кто причиняет не по праву вред верующим мужчинам и верующим женщинам, берут на себя свою клевету и явный грех…»[4] Поэтому следует разъяснять ошибки невеждам, наказывать нечестивцев и призывать покаяться еретиков, которые отклонились от Прямого Пути, распространяют нововведения и не осознают грех подобной ереси. Если еретик покается, то следует его отпустить, если нет – то нужно бить его до тех пор, пока он не покается. Так в свое время поступил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, с Сабигом, которого обвинили в ереси. Повелитель правоверных применил к нему жесткие телесные наказания, так что тот воскликнул: «О повелитель правоверных! Если ты желаешь вылечить меня – остановись, ибо наказание из лекарства уже превратилось в недуг. Если же хочешь моей смерти – прикончи меня!». Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, освободил Сабига. В заключение молю Всевышнего, чтобы Он проявил Свою Милость, оказал нам содействие и защитил нас!»[5].
Также был спрошен шафиитский имам, Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м):
Вопрос: Некоторые люди поносят ученых ашаритов как Абуль-Хасана и Абу Исхака, аль-Бакиляни, Ибн Фурака, Абуль Ма’али – имама аль-Харамайн, аль-Баджи и других из числа тех, кто говорил об основах исламских наук и опровергнул приверженцев страстей. И даже некто из поносящих обвинил их в неверии. Являются ли они таковыми, как сказал этот поносящий, или нет?
Ответ: «Не являются они таковыми, как об этом сказал глупый, отошедший от прямого пути, еретик, авантюрист, сбившийся, губящий себя.
Наоборот, эти люди имамы религии, выдающиеся ученые мусульман. Обязуется следовать за ними, за то, что они взялись за оказание помощи Шариату, и разъяснения запутанных вопросов, опровержение сомнения отклонившихся людей и то, что обязательно из вопросов вероубеждений и вероисповеданий, из-за их познания Аллаха, то, что обязательно Ему, то, что является недопустимым в отношении Него, и то, что допустимо. И невозможно достичь таких высот, кроме как после познания основ исламских наук… Нам необходимо признать превосходство вышеупомянутых предводителей, которые приводились в указанном вопросе и о тех, о ком говорилось выше. И что они из тех, о ком сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «эти знания понесут от всех справедливых предшественников», они очищают его от искажений людей, переходящих границ, и от таъвиля невежд и не убежден в их заблуждении никто, кроме глупого невежды или нововведенца, или отклонившихся от истины людей.
Их ругает лишь грешник, поэтому необходимо раскрыть глаза невежде, воспитать грешника, и привести к покаянию нововведенца, если он не захочет то, как сказали некоторые имамы маликиты: «Его бьют до самой смерти», как это сделал Умар бин аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, в известной истории с Сабигом, которого обвиняли, и как рассказывается когда его стали многократно бить, он сказал Умару: «Если ты желаешь вылечить меня то ты дошел место лечении, но если ты желаешь моей смерти так ускорь ее мне!». После этого он отпустил его»»[6].
[1] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 332, «Табакат ш-Шафиийя аль-кубра», Таджуддин ас-Субки, 2/260
[2] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 332
[3] Передал имам Ахмад.
[4] Сура «аль-Ахзаб» (33), аят 58.
[5] Фатава Ибн Рушд аль-Малики, том 2, с. 802
[6] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», с. 205. Дамаск: Дар ат-Таква: 2008