В последнее время многие псевдосалафитские проповедники начали записывать сенсационные видеоролики, в которых пытаются доказать, что ашариты, как и джахмиты, верят, что Коран сотворён. Хороший повод затронуть этот вопрос.
Все знают, что во времена имама Ахмада случилась фитна с мутазилитами, которые за счёт своего влияния на халифа заставляли всех судей и учёных халифата признать сотворённость Корана, и все сунниты с гордостью говорят, что имам Ахмад выступил против этого и даже под пытками не признал, что Коран сотворён.
Но почему этот вопрос стал таким значимым? Почему одни хотели пытать, а другие готовы были умереть, но не признать это? Почему от такого количества саляфов передаётся такфир в отношении тех, кто сказал, что Коран сотворён?
Вначале приведём слова Ибн Таймии и его мазхаб относительно этого вопроса, а затем вернёмся к саляфам:
إنْ أَرَدْت بِقَوْلِك مُحْدَثٌ أَنَّهُ مَخْلُوقٌ مُنْفَصِلٌ عَنْ اللَّهِ كَمَا يَقُولُ الْجَهْمِيَّة وَالْمُعْتَزِلَةُ والنجارية فَهَذَا بَاطِلٌ لَا نَقُولُهُ؛ وَإِنْ أَرَدْت بِقَوْلِك: إنَّهُ كَلَامٌ تَكَلَّمَ اللَّهُ بِهِ بِمَشِيئَتِهِ بَعْدَ أَنْ لَمْ يَتَكَلَّمْ بِهِ بِعَيْنِهِ – وَإِنْ كَانَ قَدْ تَكَلَّمَ بِغَيْرِهِ قَبْلَ ذَلِكَ مَعَ أَنَّهُ لَمْ يَزَلْ مُتَكَلِّمًا إذَا شَاءَ فَإِنَّا نَقُولُ بِذَلِكَ. وَهُوَ الَّذِي دَلَّ عَلَيْهِ الْكِتَابُ وَالسُّنَّةُ وَهُوَ قَوْلُ السَّلَفِ وَأَهْلِ الْحَدِيثِ
«Если ты под словом “мухдас” (“появившееся”) подразумеваешь сотворённое, которое отделено от Аллаха, как говорят джахмиты, мутазалиты и наджариты, то это ложное заявление, которое мы не высказываем. Если же ты подразумеваешь, что это речь, которую Аллах произносит по своей воле после того, как Он не произносил её напрямую, даже если до этого Он говорил посредством чего-то иного, при том, что Он не переставал быть говорящим, когда пожелает, то мы это подтверждаем. На это указывает Коран, сунна, и этому соответствуют слова саляфов и сторонников хадиса»[1].
Итак, мазхаб ибн Таймии в отношении Корана заключается в том, что Аллах произнёс текст Корана, а до этого его не существовало, и поэтому Коран появился (мухдас) из небытия, хотя сама способность говорить была у Аллаха всегда. Это позиция всех современных ваххабитов.
Теперь вернёмся к саляфам. Тут следует сказать, что в Коране нет аята, в котором прямо было бы сказано, что Коран не сотворён, и нет никаких достоверных хадисов, в которых говорилось бы: «Коран не сотворён», также эта тема не обсуждалась во времена сподвижников. Передаётся, что сподвижники называли Коран речью Аллаха или словами Аллаха, также от них передаются другие подобные высказывания.
Но если ни в Коране, ни в сунне нет прямого указания на то, что Коран не сотворён, то как мы можем однозначно утверждать что-то относительно этого вопроса?
Чтобы понять логику саляфов в понимании этого вопроса, приведём несколько риваятов от них.
Имам Ваки’ ибн аль-Джарах (129–196 гг. х.) сказал:
من زعم أن القرآن مخلوق فقد زعم أنه محدث يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه
«Кто утверждает, что Коран сотворён, тот утверждает, что он появился из небытия (мухдас). И если такой человек не покается, то его следует казнить».[2]
В другой версии (от него же) сказано:
مَنْ زَعَمَ أَنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ فَقَدْ زَعَمَ أَنَّهُ مُحْدَثٌ وَمَنْ زَعَمَ أَنَّهُ مُحْدَثٌ فَقَدْ كَفَرَ
«Кто утверждает, что Коран сотворён, тот утверждает, что он появился из небытия, а кто заявляет, что он появился из небытия, тот является неверующим».[3]
Также от него передаётся:
سَمِعْتُ وَكِيعًا، وَقِيلَ لَهُ: إِنَّ فُلَانًا يَقُولُ: إِنَّ الْقُرْآنَ مُحْدَثٌ، فَقَالَ: سُبْحَانَ اللَّهِ هَذَا كُفْرٌ
«Кто-то сказал Ваки’: “Такой-то заявляет, что Коран появился из небытия (мухдас)”. И он сказал: “СубханАллах! Это неверие!”»[4]
Из этих трёх риваятов понятно, что неверием для этих саляфов было мнение о том, что Коран появился из небытия, и именно это означает понятие сотворённости (махлук), то есть появления после небытия.
Я выбрал именно эти слова Ваки’, потому что ибн Таймия и все его современные последователи считают, что Корана когда-то не было, а потом он появился (мухдас), а мнение об изначальности Корана, то есть о том, что Коран существовал всегда, они считают ошибочным.
Итак, если Коран существовал всегда, это означает, что Всевышний Аллах всегда им говорил – так же, как Он всегда был всезнающим.
Именно об этом и говорит имам Ахмад:
فَالْقُرْآنُ مِنْ عِلْمِ اللَّهِ، أَلَا تَرَاهُ يَقُولُ: {عَلَّمَ الْقُرْآنَ} [الرحمن: 2] ، وَالْقُرْآنُ فِيهِ أَسْمَاءُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، أَيَّ شَيْءٍ تَقُولُونَ؟ أَلَا تَقُولُونَ إِنَّ أَسْمَاءَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ غَيْرُ مَخْلُوقَةٍ؟ مَنْ زَعَمَ أَنَّ أَسْمَاءَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مَخْلُوقَةٌ، فَقَدْ كَفَرَ، لَمْ يَزَلِ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ قَدِيرًا، عَلِيمًا، عَزِيزًا، حَكِيمًا، سَمِيعًا، بَصِيرًا، لَسْنَا نَشُكُّ أَنَّ أَسْمَاءَ اللَّهِ لَيْسَتْ بِمَخْلُوقَةٍ، وَلَسْنَا نَشُكُّ أَنَّ عِلْمَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى لَيْسَ بِمَخْلُوقٍ، وَهُوَ كَلَامُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَلَمْ يَزَلِ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُتَكَلما.
«Коран – из знания Аллаха. Разве не видите, что Всевышний Аллах сказал: “Научил Корану”[5]? Также в Коране имена Аллаха. Что же вы скажете об именах Аллаха? Разве вы не скажете, что имена Аллаха не сотворены?! Кто заявит, что имена Аллаха сотворены, тот неверующий. Аллах всегда был Всемогущим, Всезнающим, Могучим, Мудрым, Слышащим и Видящим и не переставал им быть. Мы не сомневаемся в том, что имена Аллаха не сотворены, и мы также не сомневаемся, что знание Аллаха не сотворено. Он (Коран) – это речь Аллаха, и Аллах никогда не переставал быть говорящим».[6]
Здесь следует указать, что для Ибн Таймии[7] слова не могут быть предвечными, поэтому ни одно из имён Аллаха не является предвечным, то есть в понимании саляфов он считал их сотворёнными.
Также имам Ахмад сказал:
لم يزل الله عالما متكلما نعبد الله بصفاته غير محدودة ولا معلومة إلا بما وصف بها نفسه
«Аллах всегда был знающим, говорящим. Мы поклоняемся Аллаху, который обладает неограниченными атрибутами, из которых мы знаем лишь те, которыми Он Сам Себя описал».[8]
Также имам Ахмад сказал при толковании аята: «Поистине, Мы ниспослали Наставление (Коран). Мы, без сомнения, сохраним его (от искажений и изменений)» (Коран, 15:9).
والذكر هو القرآن، وإن الله لم يخل منهما ولم يزل الله متكلمًا عالمًا.
«Слово “наставление” означает Коран. Они оба (то есть речь и знание) всегда были свойственны Аллаху. Аллах всегда был Говорящим и Знающим».[9]
Этими словами имам Ахмад хочет сказать, что Коран существовал всегда, как и знание Аллаха, и Аллах всегда был говорящим, но ваххабиты обычно говорят, что Коран – это появившийся (мухдас) элемент бесконечной цепи речи.
Следующие слова имама Ахмад опровергнут любое толкование, кроме приведённого нами выше:
Имам Ахмад сказал:
وقال لي عبد الرحمن بن إسحاق : كان الله ولا قرآن . فقلت مجيبا : كان الله ولا علم ؟
«Ко мне обратился Абдурахман ибн Исхак: “Был Аллах и не было Корана”. И я ему ответил: “И что, был Аллах и не было знания?!”»[10]
Из этих слов очевидно, что разногласия между мутазилитами и имамом Ахмадом заключались в том, что имам Ахмад считал Коран предвечным, а они – начальным.
А теперь сравните это со словами Ибн Таймии: «Никто из них (саляф) не сказал, что Коран предвечен (кадим)».[11]
Как это – не сказал? Имам Ахмад сказал. И поэтому позиция ибн Таймии для имама Ахмада была бы таким же куфром, как и позиция мутазилитов, потому что ибн Таймия, как и мутазалиты, считал, что был Аллах и не было Корана.
Поэтому имам аль-Ляликаи в своей книге «Шарх усуль итикад ахлюсунна» называет Коран предвечным (кадим) качеством Аллаха.[12]
Также очень важно понять, как понимали природу разногласий с имамом Ахмадом сами мутазилиты. Ибн Таймия хочет сказать, что природа разногласий между имамом Ахмадом и мутазилитами заключалась в том, что мутазилиты говорили, будто Коран появился вне Аллаха, а имам Ахмад говорил, что Коран появился в самом Аллахе. Как понимает этот вопрос имам Ахмад, мы показали выше, а как этот вопрос понимают сами мутазилиты? Их книги сохранились, и мы можем это узнать.
Зейдитский мутакаллим Яхья ибн Хамза аль-Аляви (умер в 745 г. х.) говорит:
فلا نسلم أن السلف امتنعوا عن وصف القرآن بالخلق، كما ورد في الحديث، ولم يمتنع من وصفه بالخلق إلا من اعتقد قدمه
«Мы не признаём, что саляфы опровергали утверждение, будто Коран сотворён, как это указано в хадисах, а дозволенность говорить о сотворённости Корана опровергали только те, кто верил в его предвечность».[13]
Зейдиты во всех вопросах о сифатах являются стопроцентными мутазилитами.
Итак, имам Ахмад отверг мнение, что был Аллах и не было Корана, и мутазилиты говорят, что те, кто отрицает сотворённость Корана, подразумевают его предвечность. И почему в этом вопросе мы должны верить ибн Таймии?!
Итак, после анализа смысла выражения «Коран не сотворён» нам осталось понять, почему это куфр.
Сообщается, что у имама Ахмада спросили:
ما تقول فيمن قال إن أسماء الله عز وجل محدثه ؟ فقال : كافر . ثم قال لي . ( الله ) من أسمائه فمن قال أنها محدثة فقد زعم أن الله تبارك تعالى مخلوق .
«Что ты скажешь о тех, кто считает, что имена Аллаха появились после того, как их не было (мухдаса)?» И он ответил: «Такой человек кафир». Затем он сказал: «Аллах – это одно из имён. И если кто-то говорит, что это [некогда] появившееся имя, то он заявляет, что Аллах сотворён».[14]
Как связаны между собой сотворённость имён Аллаха и сотворённость самого Аллаха? Мы же говорим, что Аллах сотворил солнце, но из этого факта не вытекает сотворённость самого Аллаха. Так почему из сотворённости имён вытекает сотворённость самого Аллаха? Почему Аллах, так же, как сотворил солнце, не мог сотворить себе имена и атрибуты?
Изменения атрибутов указывают на сотворённость той сущности, которой свойственны эти изменяемые атрибуты: если Коран сотворён, то сотворено и знание Аллаха, потому что Коран относится к знанию Аллаха, а если оно сотворено, то, значит, сотворена и сущность, которой свойственны эти изменяемые качества, потому что изменения качеств сущности означают сотворённость самой сущности. Это и есть золотое правило калама, которое опровергал ибн Таймия и его последователи, но именно на нём основан такфир имама Ахмада и его последователей в отношении мутазилитов. Имам Ахмад и другие саляфы считали, что утверждение «слово Аллаха сотворено» равносильно утверждению «Аллах сотворён».
Приведём ещё один риваят об этом же, в нём передаётся мнение Абдуллаха ибн Идриса аль-Куфи (115–192 гг. х.):
حَدَّثَنِي أَحْمَدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، حَدَّثَنِي يَحْيَى بْنُ يُوسُفَ الزِّمِّيُّ، قَالَ: حَضَرْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ إِدْرِيسَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: يَا أَبَا مُحَمَّدٍ، إِنَّ قِبَلَنَا نَاسًا يَقُولُونَ: إِنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ، فَقَالَ : «مِنَ الْيَهُودِ؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِنَ النَّصَارَى؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِنَ الْمَجُوسِ؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِمَّنْ؟» قَالَ: مِنَ الْمُوَحِّدِينَ، قَالَ: «كَذَبُوا لَيْسَ هَؤُلَاءِ بِمُوَحِّدِينَ هَؤُلَاءِ زَنَادِقَةٌ، مَنْ زَعَمَ أَنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ فَقَدْ زَعَمَ أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ مَخْلُوقٌ، وَمَنْ زَعَمَ أَنَّ اللَّهَ تَعَالَى مَخْلُوقٌ فَقَدْ كَفَرَ، هَؤُلَاءِ زَنَادِقَةٌ هَؤُلَاءِ زَنَادِقَةٌ
«Абдуллаху ибн Идрису сказали: “Абу Мухаммад, среди нас есть люди, говорящие, что Коран сотворён”.
Он спросил: “Они иудеи?”
Они ответили: “Нет”.
Тогда он спросил: “Они христиане?”
Они ответили: “Нет”.
Тогда он спросил: “Они огнепоклонники?”
Они ответили: “Нет”.
Он тогда спросил: “Так кто же они?!”
И они сказали: “Он из числа единобожников”.
И он сказал: “Они врут! Они не единобожники! Они безбожники! Кто считает Коран сотворённым, тот считает, что Аллах сотворён! А кто считает, что Аллах сотворён, тот неверующий!”»[15]
В этом риваяте также указывается, что из сотворённости Корана вытекает сотворённость Самого Аллаха.
Для ибн Таймии же отрицание возникновения в Аллахе изменений – это мазхаб ибн Кулляба[16], и поэтому и имам Ахмад, и Абдуллах ибн Идрис в его понимании оказываются куллябитами, чего, безусловно, ни он, ни его последовали никогда не признают.
С позицией ибн Таймии и ранних Ахлю-Хадис мы разобрались, а какова же позиция самих ашаритов?
Большинство поздних ашаритов считает, что предвечным является только смысл Корана, а слова Корана появились из небытия, как говорит ибн Таймия, а разница лишь в том, что эти ашариты не видят разницы между понятиями «сотворённое» (махлюк) и «появившееся» (мухдас), а ибн Таймия придумал это разделение, которое никто до него не использовал, чтобы открыто не противоречить имаму Ахмаду, который, так же, как и ашариты, не разделял махлюк и мухдас.
Но это не позиция всех ашаритов. Часть ашаритов считали, что и смысл Корана и слова арабского Корана являются предвечными, то есть несотворёнными.
Например, имам аль-Иджи пишет в предисловии к труду «Аль-Мавакыф», что Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) предвечный арабский Коран[17].
В толковании этих слов Аш-Шариф аль-Джурджани говорит:
وصف القرآن بالقدم ثم صرح بما يدل على أنه هذه العبارات المنطوقة كما هو مذهب السلف حيث قالوا: إن الحفظ والقراءة والكتابة حادثة لكن متعلقها أعني المحفوظ والمقروء والمكتوب قديم، وما يتوهم من أن ترتب الكلمات والحروف وعروض الانتهاء والوقوف مما يدل على الحدوث فباطل، لأن ذلك لقصور آلات القراءة.
«Он (аль-Иджи) описал Коран предвечностью, а затем ясно указал, что имеет в виду именно слова Корана, как говорили саляфы. Они говорили: заучивание, чтение и написание сотворены, заученное, прочитанное и написанное – предвечно, а воображаемая последовательность слов, букв, окончания и остановки, которые указывают на изменения, ложны, потому что всё это – несовершенства человеческой речи».[18]
Такое же объяснение позиции имама аль-Ашари приводит имам ад-Давани:
فيكون الكلام النفسي عنده شاملا للفظ والمعنى جميعا قائماً بذات الله تعالى
«И поэтому калям нафси согласно ему (аль-Ашари) означает и слово, и смысл, и оба характеризуют сущность Аллаха».[19]
А это и есть мазхаб имама Ахмада, который изложен выше в его цитатах, и именно так поняли его слова и ханбалиты-мутакаллимы. Именно так мазхаб имама аль-Ашари понял и сам ибн Таймия.
Ибн Таймия пишет:
وأما قول القائل: من قال إن مذهب جهم بن صفوان هو مذهب الأشعري أو قريب أو سواء معه فهو جاهل بمذهب الفريقين؛ إذ الجهمية قائلون بخلق القرآن وبخلق جميع. . . والأشعري يقول بقدم القرآن وإن كلام الإنسان مخلوق للرحمن
«Что касается тех, кто говорит, что мазхаб Джахма ибн Сафвана – это ашаритский мазхаб, что он либо близок к нему, либо идентичен ему, то такие люди невежды в обоих мазхабых, потому что джахмиты говорят, что Коран сотворён, аль-Ашари же говорит, что Коран предвечен, а речь человека сотворена Милостивым».[20]
Однако ваххабиты любят нам рассказывать, как ибн Таймия лучше знает ашаризм, чем сами ашариты. И если они действительно так считают, то им следует перестать называть ашаритов джихмитами.
Относится ли данный вопрос к ереси, за которую можно вынести такфир?
Ибн Таймия, обсуждая вопрос такфира в адрес тех, кто считает Коран сотворённым, пишет:
فالتكفير يختلف بحسب اختلاف حال الشخص، فليس كل مخطئ ولا مبتدع، ولا جاهل ولا ضال، يكون كافرًا، بل ولا فاسقًا، بل ولاعاصيا، لا سيما في مثل [ مسألة القرآن ] ، وقد غلط فيها خلق من أئمة الطوائف، المعروفين عند الناس بالعلم والدين .
«Вынесение такфира зависит от состояния человека, потому что не каждый ошибающийся, нововведенец, невежда или заблудший является неверующим, он может даже не быть нечестивцем (фасик) или даже грешником, и особенно в вопросе о Коране, в котором ошибались многие имамы разных течений, которые были известны своими знаниями и религиозностью».[21]
По мнению ибн Таймии, человек, который считает Коран сотворённым, в некоторые ситуациях даже грешником не будет, не говоря уже о том, чтобы быть кафиром.
Что сказали саляфы о такой позиции?
Харун аль-Фарви (174–252 гг. х.) пишет:
وَقَالَ هَارُونُ يَعْنِي الْفَرْوِيَّ: ” الْقُرْآنُ كَلَامُ اللَّهِ لَيْسَ بِمَخْلُوقٍ، وَمَنْ قَالَ: مَخْلُوقٌ، فَهُوَ كَافِرٌ، وَمَنْ شَكَّ فِي الْوَاقِفَةِ فَهُوَ كَافِرٌ
«Коран – это несотворённая речь Аллаха. Кто скажет, что Коран сотворён, тот кафир, а кто усомнится в вакифитах, тот кафир»[22].
Вакифиты – это те, которые говорили, что Коран – это речь Аллаха, но не добавляли после ничего. Вот сомнение в них для этих саляфов – куфр, а что говорить о сомнении в неверии тех, кто говорит, что Коран сотворён?!
И уверен, что за эти слова саляфы вынесли бы такфир ибн Таймие, как и за его мнение о начальности Корана, и за мнение о бесконечной цепи сотворения или об изменяемости Аллаха.
Поэтому глупо со стороны салафитов обращаться к источникам для такфира ашаритов, если они сами являются кафирами согласно этим же источникам.
[1] «Маджму аль-Фатава», 16/161.
[2] «Сунна», Аль-Халляль, 2/145; № 1942.
[3] «Сунна», Абдуллах ибн Ахмад, № 32.
[4] «Сунна», Абдуллах ибн Ахмад, № 33.
[5] Коран, 55:2.
[6] «Сунна», аль-Халляль, 2/55; № 1793.
[7] «Маджму’ аль-Фатава», 12/25.
[8] «Сунна», аль-Халляль, 2/75; № 1845.
[9] «Сунна», аль-Халляль, 2/86; № 1871.
[10] «Сунна», аль-Халляль, 2/76-77; № 1847.
[11] «Маджму аль-Фатава», 12/33.
[12] Стр. 110.
[13] «Ат-Тамхид ва шарх Маалим аль-Адл ва ат-Тавхид», 1/255.
[14] «Сунна», аль-Халляль, 2/71; № 1733.
[15] «Сунна», Абдуллах ибн Ахмад, № 28.
[16] «Маджму’ аль-Фатава», 12/54-55.
[17] «Шарх аль-Мавакыф», 1/25.
[18] «Шарх аль-Мавакыф», 1/25.
[19] «Шарх аль-Адудия», 2/235.
[20] «Маджму аль-Фатава», 12/110.
[21] «Маджму аль-Фатава», 12/99.
[22] «Сунна», Абдуллах ибн Ахмад.