Имамитские группы, относящиеся к общей группе рафидитов
В книге «Аль-фарку байналь-фирак» (а также в книге «Аль-миляль ва-н-нихаль» аш-Шахристани, «Макалятуль-исламин» Абуль-Хасана Ашари и «Табсир» Абу Музаффара) имама Абу Мансура аль-Багдади Шафии Ашари, рахимахуллах, приводится следующий список имамитских групп, которые расходятся в акыде с рафидитскими группами аз-зайдия, ал-кайсания и ал-гулят:
1. аль-Камилия.
2. аль-Мухаммадия.
3. аль-Бакырия.
4. ан-Навусия.
5. аш-Шамтыя.
6. аль-Аммария.
7. аль-Исмаилия.
8. аль-Мубаракия.
9. аль-Мусавия.
10. аль-Катыя.
11. аль-Исна ашария (12 имамов).
12. аль-Хишамия.
13. аз-Зурария.
14. аль-Юнусия.
15. аш-Шайтания.
Краткое изложение воззрений рафидитской группы аль-Хишамия
Как говорит крупнейший ашаритский имам Абу Мансур аль-Багдади, рахимахуллах, в своем трактате «Аль-фарк байналь-фирак», течение аль-Хишамия представлено двумя группами:
- Группа Хишама ибн аль-Хакама.
- Группа Хишама ибн Салима аль-Джавалики.
Обе эти рафидитские секты, помимо заблуждений в вопросах имамата, добавили в свое вероубеждение еще и куфр антропоморфизма.
Хишам ибн аль-Хакам
Мы постараемся осветить некоторые воззрения Хишама ибн аль-Хакама, имеющие отношение к акыде ташбих (уподобления).
В упомянутой выше книге «Аль-фарк байналь-фирак» по поводу заблуждений Хишама ар-Рафиди говорится следующее:
«Хишам ибн аль-Хакам утверждает, что его объект поклонения (маабуд) есть тело (джисм), обладающее границами (аль-хадд) и пределом (аль-нигая), и что его божество характеризуется длиной, шириной и глубиной. Длина его равна ширине, а ширина его равна глубине.Затем он утверждает также, что его объект поклонения является сияющим светом и сверкает наподобие чистого слитка серебра, а также переливается со всех сторон, подобно жемчугу округлой формы.Также он утверждал, что его божество обладает цветом, вкусом, запахом и „маджасса“ (возможностью осязания), что его цвет — это его вкус, его вкус — это его запах, а его запах — это его „маджасса“.При этом он полагал, что его цвет и вкус не есть качества, отличные от него, но что он сам является ими (этими качествами).Затем он сказал:„До сотворения всех вещей был только Аллах, и не было никакого пространства (аль-макан). Потом Аллах сотворил пространство посредством Своего движения и сразу же занял в нем место. Трон Аллаха и является Его пространством (местом, где Он пребывает)“.Некоторые передают от Хишама, что он сказал о своем божестве следующее: „Его длина (и, соответственно, его ширина, и глубина) составляют семь пядей (исходя из измерения пяди, применимого к его объекту поклонения). Таким образом, он уподобляет Аллаха человеку, размер которого обычно составляет семь пядей (исходя из измерения пяди, применимого к человеку)“.Шейх мутазилитов Басры Абу Хузайль упоминает в некоторых своих книгах, как он однажды встретил Хишама в Мекке у горы Абу Кубайс и задал ему вопрос:„Кто обладает большим размером? Тот, кому ты поклоняешься, или эта скала?“Хишам ар-Рафиди отвечал ему, указав жестом на гору:„Аллах наблюдает за этой горой и гора эта больше Него“.Ибн ар-Раванди рассказывает в некоторых своих книгах, что Хишам, в частности, утверждал следующее:„Между Аллахом и сотворенными телами, которые можно познать путем органов чувств, существует относительное подобие, и если бы не это подобие (между Аллахом и сотворенными существами), то сотворенные тела никогда бы не указали на Его существование“.Аль-Джахиз аль-Мутазили передает в некоторых своих трактатах, что Хишам говорил следующее:„Поистине, Всевышний Аллах знает то, что находится в недрах земли посредством луча света, один конец которого соединен с Аллахом, а другой прорезает глубины земли. И если бы не это касание Его лучом того, что пребывает за оболочкой сотворенных тел, то для Него было бы невозможно познать и увидеть то, что находится внутри этих тел или за ними“.В своих книгах Абу Иса аль-Варрак упоминает, что некоторые из последователей Хишама ибн аль-Хакама говорили, что Всевышний Аллах буквально касается Трона. Поэтому сам Он не отделен от Арша, и Арш неотделим от Него».
В книге «Макалятуль-исламин» имама Ахлю-с-Сунна Абуль-Хасана Ашари говорится об антропоморфистских воззрениях Хишама ибн аль-Хакама следующее:
«Абуль-Хузайль передает, что Хишам однажды сказал ему: „Поистине, Господь — это тело, которое уходит и возвращается, которое время от времени совершает движение, замирает, садится и встает. И Аллах обладает длиной, шириной и глубиной, ибо если бы у Него отсутствовали данные характеристики, то тогда бы Он относился к разряду несуществующего“.Передают также, что Хишам проговорил однажды за год пять различных мнений о своем божестве:1. утверждал, что его божество подобно кристаллу;2. утверждал, что оно подобно сияющему слитку серебра;3. утверждал, что оно не есть форма и образ;4. утверждал, что длина его составляет 7 пядей;5. полностью отказался от предыдущих утверждений, заявив, что его божество подобно сотворенным телам».
Хишам ибн Салим, антропоморфист-рафидит
Мы уже упоминали об имамитской группе аль-Хишамия и говорили, что эта секта представляет собой два разных течения, одно из которых восходит к Хишаму ибн аль-Хакаму, а другое — к Хишаму ибн Салиму аль-Джавалики. Об антропоморфистских воззрениях первого мы уже рассказывали, в этой же заметке мы перейдем к изложению заблуждений Хишама ибн Салима, который, как и Ибн аль-Хакам, исповедовал акыду ат-таджсим (антропоморфизма) в ее самых крайних формах.
В трактате «Аль-фарк байналь-фирак» об убеждениях Хишама ибн Салима рассказывается в таких словах:
«Аль-Джавалики наряду со своим рафидизмом (согласно имамитскому мазхабу) еще усердствовал в уподоблении Всевышнего Аллаха сотворенному. Он утверждал, что его божество обладает образом человека, отрицал лишь то, что у его божества есть мясо и кости, и при этом заявлял, что оно — ослепительный белый свет.Хишам ибн Салим утверждал также, что его объект поклонения его имеет 5 чувств, которые сходны с человеческими чувствами и что у него есть рука, нога, глаз, ухо, нос, рот и что он слышит не тем органом, которым видит; аналогичным образом он объяснял остальные ощущения и чувства своего божества, которые отличаются друг от друга.Он говорил еще, что верхняя часть его божества — полая, пустая, а нижняя — массивная, плотная.Абу Иса аль-Варрак передает, что Хишам также утверждал, что у его божества есть черный локон волос и что некоторая его часть является черным светом, а другая часть — белым светом.Наш шейх Абуль-Хасан аль-Ашари, рахимахуллах, передает в „Аль-Макалят“, что Хишам ибн Салим придерживался того же мнения, что и Хишам ибн аль-Хакам в вопросе понимания воли Всевышнего Аллаха (Аль-Ирада). Они оба считали, что воля — это движение и что о ней нельзя сказать, что она есть Аллах или не есть Аллах, но что она (Аль-Ирада) имеет лишь абстрактный смысл.И когда Всевышний Аллах желает создания какой-либо вещи, то Он совершает для этого движение (и вещь эта обретает бытие) (по их мнению).(Имам Абуль-Хасан Ашари) сказал: „С ним (с Хишамом) согласились шейхи рафидитов Абу Малик аль-Хадрами и Али ибн Хайсам, что Аль-Ирада представляет собой движение. Правда, при этом они высказали идею, что воля Всевышнего Аллаха отлична от Него“.Передают также от аль-Джавалики такое утверждение Хишама, что действия индивидуума являются телами (аль-аджсам), ибо в этом мире нет ничего, кроме тел. Поэтому он допускает сотворение человеком тел. Аналогичную позицию передают и от рафидита Шайтана ат-Таака».
Краткое изложение акыды имамитской группы аз-Зурария
Эту секту мы упомянули выше, в списке имамитских мазхабов, входящих в общую категорию рафидитских групп. О вероубеждении аз-Зурария имам Абу Мансур аль-Багдади, рахимахуллах, рассказывает так:
«Это последователи Зурары ибн Аяна, который вначале входил в группу аль-Афтохия, которая исповедовала имамат Абдуллаха ибн Джафара. Затем он перешел в мазхаб аль-Мусавия.Его главной ересью было убеждение, что Всевышний Аллах не был изначально Живым (Аль-Хаййи), Могущественным (Аль-Кадир), Слышащим (Ас-Самиу), Видящим (Аль-Басыр), Знающим (Аль-Алим) и Волеизъявляющим (Аль-Мурид), пока Он не сотворил для Самого Себя качества Жизнь (Аль-Хая), Мощь (Аль-Кудра), Знание (Аль-Ильм), Воля (Аль-Ирада), Слышание (Ас-Сам’), Видение (Аль-Басар).Только после этого (сотворения) Он, Всевышний, стал Живым, Могущественным, Знающим, Волеизъявляющим, Слышащим и Видящим.И именно этой ереси следовали басрийские кадариты (аль-кадария), когда говорили о сотворенности Речи (Аль-Калям) Всевышнего Аллаха, а также антропоморфистская группа аль-Кирамия (последователи Мухаммада ибн аль-Кирама) в своих утверждениях о сотворенности Речи, Воли и (качеств) Постижения Всевышнего Аллаха».