Фетвы ученых Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а о тех, кто уподобляет Аллаха творениям
В книге «Усуль ад-дин» имама Абу Мансура аль-Багдади, рахимахуллах, говорится по этому вопросу следующее:
«Антропоморфисты (люди, которые уподобляют своего Господа человеку), принадлежащие к группам аль-Баяния, аль-Мугирия, аль-Джаварибия (относящаяся к Дауду аль-Джавариби), аль-Хишамия (относящаяся к Хишаму ибн Салиму аль-Джавалики) поклоняются не Единому Аллаху, но такому же человеку, как они сами.
Поэтому есть забитое ими животное или заключать с ними брак так же не дозволено, как и в случае с идолопоклонниками.
То же самое относится и к тем, кто разделяет учение хулюлитов о божественности некоторых людей, утверждая, что в них вселяется „рух“ (дух) Аллаха. Подобные вещи исповедуют группы аль-Хаттабия в отношении Джафара ас-Садыка, ар-Раззамия в отношении Абу Муслима и аль-Мубидыя в отношении аль-Мукни. Все эти люди — идолопоклонники.
Что касается хурасанских антропоморфистов (аль-муджассима) из группы аль-Каррамия, то обязательно выносить им такфир, так как эта секта утверждает, что Всевышний Аллах ограничен пространством (ляху хадд) и имеет предел с нижней стороны, буквально соприкасаясь (с этой стороны) с Троном (Аршем), а также из-за их утверждения, что Аллах является местом для сотворенного (махаллю лиль-хавадис).
[Что имеется в виду? Они считают,] что, например, Он видит какую-то вещь через сотворенное Им в Своей Сущности зрение (ар-руя), постигает то, что слышит, через сотворение в Своей Сущности постижения. И если бы не сотворение Им в Своей Сущности постижения (аль-идрак), то Он никогда бы не был Слышащим и Видящим».
В дополнение к этим словам, приведем еще несколько фетв видных ученых Ахлю-с-Сунна о такфире антропоморфистов.
В книге «Макалятуль-Кавсари» шейха Мухаммада Захида аль-Кавсари аль-Ханафи, рахимахуллах, говорится:
«…имам-муфассир аль-Куртуби, рахимахуллах, сказал о муджассима в своей книге «Ат-Тазкар» (с. 258) следующее:
«Верное мнение состоит в том, что антропоморфистам (аль-муджассима) следует выносить такфир, поскольку нет никакой разницы между ними и теми, кто поклоняется идолам и изображениям».
Имам аль-Кавсари далее пишет:
«Мнение имама Шафии, разыаллаху анху, в отношении муджассима мы можем обнаружить в комментарии к книге «Аль-Мухаззаб» имама ан-Навави, рахимахуллах.
Имам Таки аль-Хисни аш-Шафии, рахимахуллах, сказал в своей книге «Кифаятуль-ахар»:
«Позиция ан-Навави в отношении муджассима, высказанная им в главе „Сифату ас-салят“, абсолютно однозначно указывает на то, что необходимо выносить такфир антропоморфистам. Ведь в том отклонении от истины, которое совершают антропоморфисты, содержится явное противоречие ясным аятам Корана, однозначно указывающим на абсолютное неподобие Аллаха сотворенным существам (да поразит Аллах всех муджассима и муаттыля — то есть тех, кто отрицает сифаты Аллаха).
Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади аш-Шафии, рахимахуллах, пишет в книге „Аль-асма ва ас-сифат“, как передает его слова в „Аль-Фатава“ имам Такиюддин ас-Субки аш-Шафии, рахимахуллах:
„Поистине, имам аль-Ашари, а также подавляющее большинство богословов-мутакаллимов высказалось за такфир всякого вводящего новшества (аль-мубтадиа), если его нововведение — явный куфр или ведет к куфру, как это имеет место в случае с теми, кто заявляет, что Аллах имеет образ (форму) или ограничение (хадд) и предел (ан-нигая), или допускают в отношении него движение (аль-харакя) и покой (ас-сукун).
Поэтому нет никакого сомнения для обладающего разумом, что необходимо выносить такфир группе аль-Каррамия и хурасанским антропоморфистам из-за их утверждений, что Аллах является телом (аль-джисм), имеет границу и предел с нижней стороны и что Он буквально соприкасается с Троном (Аршем), а также является местом для сотворенного (аль-махаллю лиль-хаваадис)“».
Далее имам аль-Кавсари пишет:
«Никто из истинных ученых не может отрицать высокой степени познания Абу Мансура ал-Багдади в науке усуль ад-дин (акыда), так как этот имам был учеником самого Абу Исхака аль-Исфараини, ученика Абуль-Хасана аль-Бахили, который, в свою очередь, был учеником имама Абуль-Хасана аль-Ашари»
(«Аль-Макалятуль-Кавсари», сс .322, 323, 327).
В книге имама Абдуль-Гани ан-Наблуси аль-Ханафи, рахимахуллах, «Нихаятуль-мурад фи шархи хадиятиль-имад», в главе о допустимости совершения намаза за сторонником дурных новшеств, говорится :
«…и нельзя совершать намаз за отрицающим законность протирания кожаных носков, а также за мушаббиха (уподобляющим Аллаха сотворенному), исповедующим, что Аллах обладает рукой или ногой, подобными руке и ноге сотворенного. Такой человек проклят и является кяфиром!
Что же касается того, кто утверждает, что Аллах является телом, но неподобным телу сотворенного, то такой человек — сторонник дурных новшеств (мубтади’а), но не неверующий. Ведь в этом случае имеет место лишь произнесение в отношении Аллаха слова „аль-джисм“ (тело), указывающего на недостаток, но человек затем исправляет это словами: „но неподобное телу сотворенного“ (ля кяль-аджсам). Поэтому не остается ничего, кроме одного произнесения слова „аль-джисм“.
Это, однако, большой грех, и он является причиной для наказания, поскольку произнесение слова „тело“ в отношении Аллаха указывает на недостаток (это в противоположность тому, кто произносит такие слова, имея в виду явный ташбих, — такой человек, поистине, кяфир!).
Однако некоторые ученые считали, что за одно только произнесение в отношении Аллаха слова „джисм“ (тело) человек может впасть в куфр (даже если он уточнит, что Аллах является телом, неподобным телу сотворенного существа).
И это хорошее мнение. Более того, вынесение такфира такому человеку даже предпочтительнее, чем его оправдание»
(Конец слов имама Абдуль-Гани ан-Наблуси, рахимахуллах).
Важное правило, касающееся того, кто одновременно утверждает и отрицает «ташбих»
Известно, что антропоморфисты (мушаббиха) часто употребляют в отношении Аллаха термины, ясно указывающие на ташбих. Так, например, они заменяют слово «истива» терминами «каада» или «джаляса» (восседать). При этом, когда их за это совершенно справедливо обвиняют в таджсиме, они начинают хитрить, говоря, что под словами «джулус», «кууд» (восседание) или «джисм» (тело) они не имели в виду характеристики тела. Иными словами, они как бы одновременно и утверждают, и отрицают, что Аллах подобен чему-то сотворенному. К примеру, группа хурасанских муджассима аль-Каррамия известна своими утверждениями, что Аллах является телом (джисм), но не похожим на другие тела.
Однако ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а однозначно считают, что человек, одновременно утверждающий и отрицающий подобие Аллаха творениям, будет спрошен за это, и его последующее (или даже одновременное) отрицание таджсима не принесет ему никакой пользы.
Шейхуль-Ислам Такиюддин ас-Субки, рахимахуллах, в своем опровержении заблуждений Ибн Зуфайля (Ибн Кайим аль-Джаузия) «Ас-Сайфу ас-Сакыль» сказал по этому поводу следующее:
«…и кто проговорил в отношении Аллаха слово „аль-кууд“ (восседание), утверждая при этом, что не имел в виду (употребляя термин „восседание“) характеристики, свойственные сотворенному, проговаривает слово, использование которого здесь является ложью. И такой человек будет спрошен за свое „таджассума“ и никак ему не поможет последующее отрицание этого».