Развод во время менструации действителен

Вопрос: Каково шариатское решение относительно развода во время менструации (хайда)?

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.

Факихи единогласны в том, что запрещено мужу давать развод своей супруге во время менструации (хайда). Доводом на это служат слова Всевышнего Аллаха:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь с учетом их идды» (Коран, 65:1), — то есть разводитесь с женами в то время, когда они вступают в идду.

Ученые отнесли развод во время менструации к категории запретного вида развода (бид’и), за который муж впадает в грех. Доказательством этого служит хадис в котором сообщается что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я дал развод своей жене во время ее менструации. Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал об этом Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيَدَعْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ حَيْضَةً أُخْرَى، فَإِذَا طَهُرَتْ فَلْيُطَلِّقْهَا قَبْلَ أَنْ يُجَامِعَهَا، أَوْ يُمْسِكْهَا، فَإِنَّهَا الْعِدَّةُ الَّتِى أَمَرَ اللَّهُ أَنْ يُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

“Вели ему, чтобы вернул её, пока она не очистится и не вступит в следующий менструальный цикл.  По истечении этого цикла пусть даст ей развод, не вступая в половую близость, или оставит её. Поистине, это период, в котором Аллах велел давать развод женщинам”» (Аль-Бухари, Муслим).

Несмотря на то, что развод во время менструального цикла является запретным, он все же будет считаться действительным согласно всем четырем мазхабам. Доводом на это служит то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ибн Умару (да будет доволен им Аллах) вернуть свою супругу. Возвращение (мураджа’а) же бывает только после развода. Также на это указывает то, что передавший хадис от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Развод был однократным». Сказал Убайдуллах (передатчик хадиса):

قلت لنافع: ما صنعت التطليقة؟ قال: واحدة اعتد بها.

«Я спросил у Нафи’а: “Что получилось с разводом?” Нафи’ ответил: “Был один засчитанный развод”» (Муслим).

Ибн Кудама аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах) сказал:

فإن طلق للبدعة – وهو أن يطلقها حائضا، أو في طهر أصابها فيه -: أثم، ووقع طلاقه في قول عامة أهل العلم

«Если мужчина даст запретный развод (бид’и), то впадет в грех, но развод будет действительным согласно мнению всех ученых». (См. «Аль-Мугни», 7/279)

Источник: aliftaa.jo

Похожие материалы