Решающее слово по поводу деления таухида

Введение

Различные заблудшие секты обвиняют мусульман в куфре и ширке из-за тавассуля (посредничества). Такфир выносится на основе деления таухида, которое ввёл ибн Таймийя. Он утверждал, что таухид состоит из трёх частей:

• таухид ар-рубубия; 
• таухид аль-улюхия;
• таухид асмау ва сифат

Таухид ар-рубубия – это таухид Господства, то есть убеждение, что Аллах – единственный Творец и всё, что происходит в этом мире, есть Его творение, а также убеждённость в том, что только Аллах приносит пользу или причиняет вред. 

Таухид аль-улюхия – это таухид в поклонении, то есть убеждённость в том, что надо поклоняться только Аллаху.  Заблуждением является не само деление таухида на части, а утверждение, что они могут раздельно существовать в сердце одного человека, что человек может быть единобожником в рубубия и многобожником в улюхия. Это деление было произведено, чтобы обвинить мусульман, которые совершают тавассуль через праведников, в ширке и приравнять их к язычникам. 

Для разоблачения этой ереси мы выбрали небольшую статью шейхуль-ислама Юсуфа ад-Диджви аль-Малики, да смилуется над ним Аллах. В ней содержится множество доказательств из Корана о том, что деление таухида неверно. Некоторые из аятов, которые привел шейх ад-Диджви, мы снабдили комментариями из тафсиров признанных ученых Ахлю-Сунна: имама аль-Куртуби, ар-Рази и ибн Касира. Также мы добавили собственные комментарии к словам муфассиров.

Аль-’Алляма аль-худжа аль-мутакаллим Абу аль-Махасин Джамалуддин Юсуф ибн Ахмад ад-Диджви аль-Малики аль-Азхари (ум. 1365 г. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Ко мне приходит множество писем от разных людей с вопросами о том, что такое «таухид рубубия»[1] и что такое «таухид улюхия»[2]? Каковы различия между ними и каковы доводы об истинности/ложности этого деления?

Мы говорим, помощь лишь от Аллаха.

Это мнение принадлежит ибн Таймийи, который сказал следующее: «Посланники приходили только с таухидом улюхия, то есть с призывом поклоняться только Аллаху. Что же касается таухида рубубия, то есть убеждения, что только Аллах является Творцом и что Он всем управляет, то в этом одинаково убеждены как язычники, так и мусульмане, ведь в Коране сказано: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», – то они ответят: «Аллах» (Коран, 39:38).

Затем эти люди говорят следующее: «Те, кто совершают тавассуль через пророков и авлия, просит у них заступничества и обращается к ним в трудные минуты, поклоняются им. Они не совершают куфр в вопросах таухида рубубия, но совершают его в вопросах таухида улюхия, поскольку поклоняются им. Это относится к тем, кто посещает могилы, обращается к авлия с просьбами о том, что под силу только Аллаху. Более того, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб сказал: «Их куфр (т.е. тех, кто посещает могилы авлия и совершает тавасуль) хуже, чем куфр язычников»».

При желании можно привести множество дополнительных цитат по этому вопросу из их книг, но этих слов достаточно, чтобы ясно представить себе их мнение по этому вопросу. Мы кратко опровергнем их слова сначала с позиции разума, а затем с позиции Корана и Сунны.

Мы говорим:

Что касается их слов: «Таухид делится на таухид рубубия и тавхид улюхия», – то такое деление не было известно до ибн Таймийи, и оно явно ошибочно, как мы это разъясним далее.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил никому из тех, кто принимал Ислам: «Знай, что существует два тавхида, и ты не станешь мусульманином, пока не признаешь тавхид улюхия». Он также нигде на это не указывал. Это мнение не пришло от саляфов, за которым во всём якобы следуют те, кто вводит такое деление таухида. Это бессмысленное деление, поскольку истинное Божество (т.е. Тот, Кому поклоняются) – это истинный Господь, а истинный Господь – это истинное Божество. Ложное божество – это и ложный господь. И нельзя поклоняться никому, кроме Господа, и нет смысла поклоняться кому-то, если мы не считаем, что Он Господь, приносящий пользу или вред.
Именно на это указывают слова Аллаха: «Господь небес, и земли, и того, что между ними, [так] поклоняйся только Ему, и будь терпелив в поклонении лишь Ему» (Коран, 19:65).

Имам муфассиров аль-Куртуби в примечании к этому аяту после слова «поклоняйся» пишет:

«Поклоняйся только Ему из-за этого (то есть из-за того, что Аллах – Господь небес и земли). В этом аяте содержится указание на то, что деяния творений – это творение Аллаха, как об этом говорят приверженцы истинного пути (Ахлю-ль-Хакк). В данном контексте слово «ар-Рабб» означает «Тот, Кто правит». Если мы установили, что Он всем правит, значит, ему принадлежат и деяния его рабов. И поэтому необходимо поклоняться только Ему, поскольку только Он Царь в абсолютном смысле. Суть поклонения – это подчинение с покорностью, а это возможно лишь по отношению к истинному Царю».

Шейх ад-Диджви аль-Малики продолжает:

Как ясно из этого аята, поклонение напрямую связано с рубубия, то есть с господством, и если мы не считаем, что кто-то является Господом, который приносит пользу и вред, то нет смысла поклоняться ему. Поэтому Всевышний говорит: «И разве вы не совершаете земные поклоны Аллаху, который выводит тайное в небеса и землю» (Коран, 27:25).

Имам Фахруддин ар-Рази в примечании к этому аяту пишет:

«Этот аят обращён к тем, кто поклоняется солнцу. И доказательство [их заблуждения] следующее: Бог (аль-илях) должен обладать силой и знанием, а солнце этим не обладает, значит, оно не может быть божеством. А если оно не является божеством, то значит, ему нельзя совершать земные поклоны. Аллах же описан и знанием, и силой».

Смысл слов имама ар-Рази заключается в том, что чему-то или кому-то поклоняются лишь тогда, когда считают, что это обладает силой, чтобы принести пользу или причинить вред. Чтобы доказать, что какому-то божеству нельзя поклоняться, нужно доказать, что оно не обладает ни силой, ни знанием. Следовательно, ширк в поклонении (улюхия) – это следствие ширка в господстве (рубубия).

Имам ад-Диджви аль-Малики продолжает:

В этом аяте есть явное указание на то, что совершать земной поклон можно лишь тому, кто обладает могуществом, и нет смысла в поклонении кому-то другому. Это соответствует разуму, и на это указывает Коран.

В Коране сказано:

«И не было вам приказано брать себе ангелов и пророков господами» (Коран, 3:80).

Некоторые утверждают, что у язычников было знание об Аллахе. Имам ар-Рази в примечании к этому аяту пишет:

«Куфр в отношении Аллаха – это невежество в отношении Него. Но мы не имеем в виду абсолютное невежество, например, убеждение, что Аллах не существует. Мы имеем в виду невежество в отношении Его сущности, сифатов сальби и других сифатов, и незнание того, что у Него нет сотоварища в поклонении. Если человек этого не знает (и поклоняется кому-то, кроме Аллаха), значит, он не осведомлён и о некоторых атрибутах Аллаха».

Имам ар-Рази имеет в виду, что невежество язычников не касалось лишь того, что они поклонялись кому-то, помимо Аллаха. Их ширк – это следствие их невежества в сифатах Аллаха. Они не знают, что Аллах не подобен творениям, что лишь Аллах описан качествами Всемогущества и Всезнания. Из-за незнания этого они стали описывать некоторые творения этими качествами и потом начали им поклоняться. Следовательно, ширк в поклонении – это следствие ширка в рубубия. Поэтому нельзя говорить, что у язычников есть знание об Аллахе.

Имам ад-Диджви аль-Малики продолжает:

Это явное указание на то, что мушрики верили во множество господ, то есть во множество тех, кто приносит пользу и вредит. Несмотря на явные указания Корана о том, что язычники считали ангелов и праведников именно господами, ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб утверждают, что у язычников был таухид рубубия, что они верили в одного Господа, но наравне с ним поклонялись кому-то ещё и, мол, поэтому, их ширк заключался только в вопросах таухида улюхия.

Пророк Юсуф, мир ему, спросил у того, кто сидел вместе с ним в тюрьме: «Что лучше: много разных господ[3] или Аллах, Единый, Всемогущий?» (Коран, 12:39).

Из тафсира к этому аяту ибн Касира:

«И затем сообщил им, что лишь Аллах всем управляет, на всё Его воля, на всё распространяется Его власть, и затем приказал поклоняться только Аллаху и никому другому». 
Из этих слов ибн Касира становится ясно, что причина ширка – это убеждения, что идолы имеют свою волю или силу, а поклонение им – это следствие такого убеждения. Поэтому Юсуф, мир ему, сначала разъяснил таухид рубубия, о котором у язычников не было представления (хотя ибн Таймия и его последователи утверждают обратное, и в этом противоречат Юсуфу, мир ему), а лишь затем приказал поклоняться только Аллаху.

Имам ад-Диджви аль-Малики продолжает:

Аллах также сказал: «…они совершают неверие по отношению к Милостивому, скажи: «Он мой Господь…» (Коран, 13:30)

Имам Куртуби пишет в толковании к этому аяту:

«Однажды Абу Джахль услышал, как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху: «О Аллах, о Рахман», – и сказал: «Мухаммад запрещает нам поклоняться идолам, хотя сам взывает к двум богам».

Конец слов аль-Куртуби.

Некоторые могут сказать, что язычники не знали имени «ар-Рахман» и отвергали лишь имя. Имам ар-Рази опроверг это мнение:

«Аль-Кади сказал: «Этот аят надо понимать буквально, то есть слова: «…они совершают неверие по отношению к Милостивому», – надо понимать так: они совершают куфр по отношению к Аллаху, поскольку именно на Аллаха указывает это имя. Суть в том, что они не просто отрицали имя, даже если так и сказали. Ведь если скажут, что кто-то отвергает Мухаммада или не верит в Мухаммада, подразумевается сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а не просто его имя».

(Конец слов имама ар-Рази).

Имам ад-Диджви аль-Малики продолжает:

Они не считали, что только Аллах есть Господь. Об этом же сказано в Коране:

«Но он Аллах, мой Господь [и я не приписываю Ему сотоварищей]» (Коран, 18:38).

Это обращение к тем, кто не верил в то, что Аллах един в господстве (рубубия). Посмотрите на их слова в Судный День: «Клянемся Аллахом, поистине, мы явно заблуждались, когда приравняли вас к Господу миров» (Сура 26, аяты 97-98). Они считали своих божеств господами наравне с Аллахом.

Об этом же сказано в Коране:

«И когда скажут им: «Поклонитесь Милостивому», – они говорят: «А кто такой Милостивый? Неужели мы станем поклоняться тому, кому ты прикажешь…» (Сура 25, аят 60).

Неужели те, кто такое говорит, могут быть муваххидами?

Посмотрите на следующий аят:

«Они спорят об Аллахе» (Сура 13, аят 13).

И таких аятов – множество, мы не будем всех их здесь упоминать. У этих язычников не было никакого таухида рубубия, вопреки тому, что утверждает ибн Таймия. И Юсуф, мир ему, призывал того, кто сидел с ним в тюрьме, именно к таухиду руббубия, поскольку невозможно, чтобы у кого-то в сердце был таухид рубуббия, а таухида улюхия не было. Разве не был прав Юсуф, мир ему, сведущий в Таухиде, когда употребил именно слово «господь», а не «божество», или он ошибся в выражении?

Аллах сказал, заключая завет:

«Разве не я Ваш Господь?» (Сура 7, аят 172)

Если бы признание рубубия было бы недостаточно и не приносило никакой пользы, как это утверждает ибн Таймия, то почему завет заключался именно такими словами? И они не смогут сказать в Судный день: «Поистине, мы не знали этого» (Сура 7, аят 172). Если бы у язычников был бы таухид рубубия, то завет необходимо было бы заключать какими-то другими словами, в которых было бы заложено признание таухида улюхия. Но признания таухида рубубия было достаточно, поскольку из него вытекает таухид улюхия.

На это указывает следующий аят:

«Он и на небесах Бог, и на земле Бог» (Сура 43, аят 84).

Имеется в виду: и на земле Бог, даже если Ему никто на ней не поклоняется, как это будет ближе к Судному дню. На это могут ответить: «Смысл в том, что Он достоин поклонения, значит, нет разницы между Господом (рабб) и божеством (илях). Только Господь достоин поклонения, больше никто. И Фараон в споре с Мусой, мир ему, притязал именно на господство: «Я ваш всевышний господь» (Сура 79, аят 24). «Oн (Фараон) cкaзaл: «Ecли ты выбрал какого-то бoга, кpoмe мeня, я помещу тeбя вместе с зaключeнными» (Сура 26, аят 29). Нет необходимости разъяснять это далее.

Доказательство из Сунны: ангелы в могиле спрашивают именно о Господе, а не о божестве. Они не видят разницы между Господом (ар-Рабб) и Богом (аль-Илях). Если бы разница была, то ангелы должны были спрашивать: «Кто ваш Бог?», – а не: «Кто ваш Господь?»

Теперь коснёмся аята:

«Если их спросить, кто сотворил небеса и землю, то они ответят: «Аллах»» (Сура 31, аят 25).

Они говорят то, чего нет в их сердцах. Вот доказательство того, что их ответ лжив: они считали, что их идолы могут принести пользу и вред. Также они не знают про Аллаха и во всём предпочитают своих идолов, даже если это касается мелочей. Вспомните их ответ Худу:

«Мы можем сказать лишь, что один из наших богов причинил тебе зло» (Сура 11, аят 54). И как после этого аята ибн Таймия мог утверждать, что язычники считали, что их божества не могут принести пользу и не могут навредить?!

Посмотрите, что утверждают эти язычники дальше:

«Они выделяют Аллаху долю того, что Он вырастил из посевов и скота, и по своему разумению говорят: «Это – Аллаху, а это – нашим сотоварищам». То, что предназначено их сотоварищам, не попадает Аллаху, а то, что предназначено Аллаху, попадает их сотоварищам» (Сура 6, аят 136). Они предпочли идолов Аллаху даже в самых малых делах. Аллах разъяснил акыду язычников по отношению к их идолам:

«Мы не видим с вами ваших заступников, которых вы считали сотоварищами Аллаха» (Сура 6, аят 94).

И как после всего этого ибн Таймия мог говорить, что в таухиде рубубия нет разницы между мусульманами и язычниками, а различия заключаются лишь в таухиде улюхия?!

Самым лучшим доказательством этого служит следующий аят:

«Не поносите тех, кого они призывают, помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды и по невежеству» (Сура 6, аят 108). О каком таухиде и акыде можно говорить после таких слов этих заблудших язычников?!

И, несмотря на все эти аяты, последователи ибн Таймийи утверждают, что язычники были единобожниками в таухиде рубубия и что пророки разъяснили лишь таухида улюхия, и такфир выносится лишь за отсутствие этого вида таухида. Как можно считать, что язычники заблудились только в этом, если они отвергали пророков, отвергали то, что ниспослал им Аллах, дозволяли запретное, отвергали воскрешение, Судный День, утверждали, что у Аллаха есть жена и сын, а ангелы – это дочери Аллаха?

«Ведь они лгут, когда говорят: «Аллах родил!» Но Аллах пречист и выше того, чтобы родить или быть рождённым. Они лгут в своих измышлениях!» (Сура 37, аяты 151-152).

По утверждению последователей ибну Таймийи, пророки боролись не со всем этим, а только с проявлением ширка в таухиде улюхия. Во всём же остальном убеждения мусульман идентичны убеждениям язычников, более того, как сказал Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, мусульмане в своем язычестве превзошли язычников Мекки.

Мы неповинны в том, что нам приписывают. На их утверждение, что таухид делится на рубубия и улюхия, мы ответим так:

Ат-тавасуль (посредничество) не отрицает таухид улюхия, поскольку не является поклонением ни в языке, ни в Шариате. Никто не сказал, что обращение (нида) и посредничество через праведников – это поклонение. Об этом не говорил и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы это было поклонением, то оно было бы запрещено как при жизни праведников, так и после их смерти.

Могут сказать, что аят о том, что Аллах ближе к нам, чем сонная артерия, явное отрицает любое посредничество. Но если так считать, то нужно отовсюду исключить посредничество и причины, хотя знание свидетельствует, что мудрость в том, что причина и следствие заключены во всём. Также необходимо в этом случае отрицать заступничество в Судный День, хотя это общеизвестный факт. Следовательно, это доказательство несостоятельно. Вдобавок это означало бы, что Умар, да будет доволен им Аллах, ошибся, говоря: «Поистине, я обращаюсь к Тебе через дядю Твоего Пророка, аль-Аббаса…» В общем, получилось бы, что все, кто обращается к причинам и посредничеству в своей обычной жизни, ошибаются. Но это противоречит тому ходу вещей, который установил Аллах.

И никакого значения не имеет, жив или мертв человек, через которого совершается посредничество, поскольку, на самом деле, от него ничего не требуется, а просят у Аллаха через караматы праведника и через любовь к нему. Разве же это поклонение праведнику? 

В книгах по четырём мазхабам пишется, что посредничество дозволено и, более того, желательно. Это можно узнать даже из книг по ханбалитскому мазхабу в главе об адабах зиярата к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Там можно прочитать, что совершение тавассуля желательно (мустахаб).

А потом пришел ибн Таймия и начал противоречить иджме и тому, что подтверждено как Кораном и Сунной, так и разумом.

(Конец ответа аль-‘Алляма худжатуль-Ислама Юсуфа ад-Диджви аль-Малики аль-Азхари)

Заключение

Некоторые скептики могут не удовлетвориться фетвой шейха ад-Диджви и ещё раз спросить: «Так в чем же заключался ширк мекканских мушриков?» В виде приложения и ответа на этот вопрос приведем слова шейха Абдуллаха аль-Гумари, да смилуется над ним Аллах.

Имам-мухаддис Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари пишет:

«Придание сотоварищей Всевышнему Аллаху (аль-ишрак), которое практиковали многобожники (мушрикун) и которое Священный Коран жёстко порицает, означает то, что мушрики поклонялись пророкам, ангелам и авлия, будучи убежденными в том, что те (пророки, ангелы и праведники) разделяют с Всевышним Аллахом качества божественности и обладают автономным, независимым от воли Аллаха, влиянием на вещи.

Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. Коран рассказывает нам об этом. Мушрики признаются в том, что совершают две вещи: они поклоняются своим богам, при этом полагая, что эти боги вместе со Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они произносили в тальбии такие слова: «Вот мы перед Тобой, О Боже! Нет у тебя сотоварища, кроме сотоварища (шарик), который для Тебя. Ты полностью им владеешь и владеешь тем, чем владеет он». 

Однако наука таухид (единобожие) учит, что нет никакого действия, кроме действия Аллаха (в плане сотворения). Поэтому всякий, кто утверждает, что что-либо (кто-либо), кроме Аллаха, может совершить независимое от Него действие (сотворение) – кяфир, даже несмотря на то, что считает себя верующим»[4].

[1] От арабского слова «ар-Рабб», т.е. Господь, в значении «Творец», «Тот, Кто всё контролирует».

[2] От арабского слова «аль-Илях», т.е. Бог, т.е. Тот, Кому поклоняются.

[3] Здесь употреблено слово «рабб», т. е. Господь.

[4] Цит. по книге «Ад-Дурру ссамин мухатасару рраддиль мухкамиль матин», стр.10.

Похожие материалы