Салафиты и исламское наследие

исламское наследие

В чем суть отношения теймитов (последователи ибн Таймии — прим. ред.) к нашему господину имаму ан-Навави (да смилуется над ним Аллах)?

На самом деле это глубокий вопрос, который касается отношения теймитов к наследию исламской общины в целом.

Теймиты оторваны от цепи ученых предшественников до настоящего времени[1]. В связи с этим они заняли определенные позиции:

Первая. Они отвергают исламское наследие, частично или полностью[2].

Вторая. Они лгут на ряд уважаемых ученых, утверждая, что те соответствуют их (салафитской) отвратительной методологии, частично или полностью[3].

Третья. Они пользуются наследием исламской общины, признавая при этом несоответствие вероубеждения большинства уважаемых ученых их отвратительным убеждениям. Тех, кто занимает третью позицию, мало в сравнении с первыми двумя.

Причина такого отрыва очевидна: у этих людей были предвзятые представления, искаженные салафитским призывом, которому они вняли, а затем некоторые из них постепенно начали открывать для себя классическое исламское наследие.

Некоторые из них не узнали из работ ашаритов ничего, кроме книг по каляму и некоторых трудов по усуль аль-фикху и фикху. Они решили: «Все это отвергается, нет нужды в этом».

Некоторые из них узнали больше и поняли, что деятельность ашаритов охватывает все науки. Некоторые из салафитов обнаружили специалистов из числа ашаритов в других областях, помимо науки каляма. Эти салафиты пришли к разделению ашаритов на специалистов-мутакаллимов и ашаритов, не специализирующихся в каляме. Вторых они посчитали слепыми последователями, которых якобы обманули мутакаллимы. По их логике, если бы ашарит, не специализирующийся в науке каляма, изучал бы произведения ибн Таймии и ибн Абдуль-Ваххаба, ему бы ничего не оставалось, кроме как последовать за ними обоими, потому что он из ахлю-фатра.

Отдельные салафиты, оказавшись более начитанными, узнали, что эти ученые являются осознанными ашаритами, поэтому некоторые из них, как, к примеру, их лидер ибн Таймия, испили из этого колодца, а затем плюнули в него.

Изредка можно поверить, что некоторые из салафитов уважают ученых из числа Ахлю-Сунна, несмотря на то, что они не согласны с ними. Так, например, мы уважаем произведения аз-Замахшари (да смилуется над ним Аллах), несмотря на некоторые его заблуждения.

Те теймиты, что хотят основать научную школу, вынуждены зависеть от ученых Ахлю-Сунна во всех научных областях — как в текстуальных, так и в рациональных[4].

Итак, открытие того факта, что научное наследие исламской общины — преимущественно ашаритское, потрясло современных теймитов, а затем они встали в затруднительное положение в вопросе взаимодействия с этим наследием.

И было бы проще решить эту проблему, начиная с первой позиции, потому что она основана на незнании, что содержат научные работы, при поверхностном следовании лозунгу «Коран, Сунна и саляфы».

Именно это привело их к отказу от всех наук и, в частности, к исчезновению интереса к науке хадиса. «Мы, истинные последователи хадиса, являемся наследниками знаний мухаддисов», — говорят они.

Хорошо, учись хадисам и специализируйся в них…

Ан-Навави, ибн Хаджар аль-Хайтами, ас-Суйуты, ан-Навави, ибн Салах, Хатиб аль-Багдади, аль-Байхаки,  ибн Хаджар аль-Аскаляни, аль-Хаким Нейсабури, аль-Иракий,  аль-Кади Ийяд, ас-Сахави,  аль-Байкуни и так далее (да смилуется над ними Аллах и да вознаградит их благом). Все они ашаритские ученые, которые развили и укрепили науку хадиса и без которых ее невозможно представить.

Так что любая наука, на специализацию в которой претендуют теймиты, наполнена ашаритскими трудами.

Это огромная проблема для тех из салафитов, кто утверждает, что находится на истинном пути, а остальные мусульмане — заблудшие, неверные или еретики, искажающие религию. Как они могут опираться на тех, кого считают заблудшими?

Школа теймитов, как и их школы их предшественников — хашавитов и антропоморфистов, включает в себя предубеждение против их противников и ненависть к ним.

Это еще больше усугубилось обвинениями ашаритов в многобожии. Вы изучаете основы вашей религии (чем являетсянаука хадиса по их мнению) у многобожников?!

Поэтому вопрос о нашем имаме ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) является болезненным для теймитов, так как он является одним из величайших ученых хадиса из Ахлю-Сунна в лице ашаритов. Самые популярные книги в этой области принадлежат перу ан-Навави (да смилуется над ним Аллах).Он ашарит? Отбросить его и избавиться от его истории? Разрушить большую и необходимую основу, в которой есть очевидная нужда?

Эти сомнения и споры сохранятся среди теймитов, и причина заключатеся в том,  что они отличаютсятся по глубине познаний научных трудов ашаритов и глубине понимания исламского научного наследия[5].

Эта проблема салафито-теймитов свидетельствует об их отдаленности от знания и верной методологии. Они все еще находятся на периферии знаний и там же останутся. Они лишь временная волна, которая распространилась из-за слабой заинтересованности современных ученых, относящихся к числу Ахлю-Сунна, в развитии наук на основе методологии Ахлю-Сунна[6].

Иногда победа соперника объясняется не силой одной стороны, а слабостью другой.

Что касается суждений теймитов, вынесенных в отношении ученых, то они не заслуживают внимания.

 

[1] Одной из основных причин отрыва салафитов от исламского наследия является отсутствие обучения у шейхов. Это достигает такой степени, что слабость их проявляется даже в обучении чтению Корана, поэтому вы можете увидеть, что у известных больших салафитских шейхов «слабое» чтение Корана, — например, у ибн База, ибн Усаймина и аль-Альбани. Во многих науках они близки к статусу невежд.

[2] Некоторые из них поднимают лозунг «Коран, Сунна и саляфы» для призыва отказаться от великого научного наследия уммы. Некоторые из них даже подвергли сомнению отдельные виды чтения Корана (кыраат).

[3] Некоторые из них также лгут об имамах ан-Навави и ибн Хаджаре (да смилуется над ними Аллах), утверждая, что они просто находились под влиянием ашаритов. Некоторые лгут об имамах ат-Табари, Аби Амре ад-Дани и ас-Сабуни (да смилуется над ними Аллах).

[4] Даже в основах религии некоторые из них постановляют, что перед чтением трудов ибн Таймии необходимо прочитать труды мутакаллимов, чтобы понять его (основная причина — зависимость самого ибн Таймии от мутакаллимов, особенно от школы имама Фахруддина ар-Рази.

[5] Существует определенный уровень погружения в научное наследие, и кажется, что те, кто превысят его, будут вынуждены признать силу трудов ученых исламской общины из числа Ахлю-Сунна и нужду в них. Некоторы салафитысотрясаются этим открытием, ведь прежде они думали, что стоят на верной методологии. Они пересматривают свой подход и свои убеждения. Аллах Всевышний ведет прямым путем.

[6] Одной из причин этой слабости является появление среди ученых Ахлю-Сунна еретиков, таких как аль-Афгани, Мухаммад Абдо и Рашид Рида, и распространение их влияния среди людей. Еще одной причиной (к большому сожалению) является некоторые люди, относящие себя к суфиям.

Похожие материалы